Трагедия на Хиллсборо. Как погибили 96 человек на футбольном поле, и как 27 лет велось расследование

В истории английского футбола бывали светлые и темные времена, сенсации и драмы, но главной трагедией островного спорта останется 15 апреля 1989 года – день, известный как трагедия на «Хиллсборо». В ней погибло 96 человек. Дария Конурбаева рассказывает, чем важен этот день для британской истории, и почему он считается одним из самых позорных эпизодов в работе английской полиции.

Вторая половина XX века выдалась для английского футбола непростой. Несмотря на успехи на поле и международной арене (сборная Англии выиграла чемпионат мира 1966, а «Манчестер Юнайтед» – первый для страны кубок Лиги чемпионов, за ним последовали «Ливерпуль»  и «Ноттингем Форест»), изнутри страну раздирали проблемы социального характера. С середины 1960-х в Англии полным ходом развернулось движение футбольных хулиганов: людей, которые видели в спорте возможность не только хорошо провести время, но и «выявить сильнейшего» среди болельщиков, чаще всего – в очной драке. Проблема усугублялась политическими сложностями: борьба Маргарет Тэтчер с профсоюзами напрямую влияла на фанатов, которые представляли именно рабочий класс. Настроение портилось с каждым годом: раньше единственными развлечением после тяжелой недели была возможность пойти на футбол, но теперь работу заменяли стычки и забастовки, а футбол стал возможностью выплеснуть агрессию.

Массовые драки болельщиков стали нормой, с которой не всегда успешно справлялась полиция. К 1980-м околофутбольная агрессия вылилась за пределы острова и перекатилась на континент.

В 1985 на бельгийском стадионе «Эйзель» в финале Кубка Европейских Чемпионов встречались итальянский «Ювентус» и английский «Ливерпуль» – самый сильный клуб мира в те годы, по несчастливой случайности имевший самых буйных болельщиков. За час до начала матча фанаты двух клубов оказались в опасной близости друг от друга и принялись перекидываться петардами и ракетницами. К началу матча полетели уже бутылки и камни, а затем англичане начали прорываться на сектор итальянцев. Вторые пытались бежать, перебравшись через стену стадиона. Опоры старого «Эйзеля» не выдержали – и трибуна рухнула.

В Бельгии погибло 39 человек: 32 итальянца, 2 бельгийца, 2 француза и 1 ирландец, еще около 600 человек были ранены. Ответственность должна была лечь на плечи не только болельщиков, но и на футбольное руководство турнира, решившее проводить матч на столь ветхом стадионе, а так же бельгийскую полицию, не готовую к конфронтации, но в итоге наказание понесли англичане. Все клубы из Англии были отлучены от международных соревнований на пять лет, «Ливерпуль» – дополнительно на три.

После «Эйзеля» внутренняя политика Британии по отношению к своим хулиганам стала еще суровее. Жесткие меры (аресты и запреты на посещение футбольных матчей) за пару лет буквально свели околофутбольную субкультуру на нет, и к концу 1980-х от хулиганов по сути осталась только былая слава.

Но и она могла сыграть – и сыграла – свою роль в трагедии на «Хиллсборо».

15 апреля 1989 года шеффилдский стадион «Хиллсборо» принимал полуфинал Кубка Англии между командами «Ноттингем Форест» и «Ливерпуль». К матчу, стартовавшему в 3 часа дня, успевали не все: болельщики «Ливерпуля» застревали в пробках из-за ремонтных работ на дорогах, и к стартовому свистку у трибун скопились сотни фанатов. Полицейский Дэвид Дакенфилд, руководивший безопасностью на матче, дал разрешение открыть турникеты и запустить всех разом: негодование толпы нарастало, и разбираться с недовольными фанатами полицейским очевидно не хотелось.

Толпа ринулась на трибуну, которая, как и многие другие в те годы, представляла с собой огороженный с трех сторон сектор. Что-то пошло не так с распределением людей по этим секторам, и в итоге боковые зоны оставались полупустыми, в то время как на центральный сектор продолжали набиваться люди.

Представьте себе, что происходит, если в, по сути, клетке оказывается в несколько раз больше людей, чем она может вместить?

Пришедшие раньше оказались в западне, прижатые к решетке, без возможности вырваться. Ситуация осложнялась тем, что ни судья, ни полиция не реагировала на происходящее: за десятилетия все так привыкли к беспорядкам на фанатских секторах, что сочли крики с трибуны признаком очередной драки или попытками прорваться на поле.

Игру остановили только на шестой минуте, ворота в ограждениях открывали еще дольше. Потерявших сознание людей из толпы вытаскивали все те же болельщики: полиция не пускала на стадион бригады скорой помощи.

15 апреля 1989 на «Хиллсборо» погибло 83 человека. Еще 15 скончались в больницах в средующие несколько дней, а в 1993 от аппарата искусственного поддержания жизни отключили Тони Блэнда, который провел четыре года в коме. Около 760 получили ранения разной степени тяжести. Младшему из погибших было 10 лет, старшему — 69.

Но самое страшное (хотя куда уж еще страшнее?..) началось сразу после трагедии. Государственное расследование виновных не выяснило. Полицейские Южного Йоркшира принялись выгораживать друг друга, давая ложные показания. Суд квалифицировал ситуацию как несчастный случай.

Усугубила ситуацию статья, напечатанная в газете «The Sun».

Под громким заголовком «Правда» журналисты утверждали, что причиной гибели людей стали пьяные фанаты «Ливерпуля», прорвавшиеся на трибуну, препятствовавшие реанимационным мероприятиями и избивавшие полицейских.

Мерсисайд, погрузившийся траур на месяцы и годы, был в ярости. Газету перестали покупать, и уже три десятка лет в Ливерпуле «The Sun» имеет самые низкие, почти нулевые продажи. А в этом году, 28 лет спустя, футбольный «Ливерпуль» запретил журналистам издания посещать свои матчи и все командные мероприятия.

Несмотря на реакцию общественности, версия газетчиков долгие 20 лет оставалась официальной. Несогласными оставался весь Ливерпуль, и особенно семьи погибших, которые объединились в Hillsborough Family Support Group. Кампания «Justice for the 96» — «справедливость для 96» – боролась за пересмотр решения суда, собирала пожертвования пострадавшим и семьям погибших, стали символом борьбы за правду.

Только 21 год спустя, в 2010 году правительство создало комиссию для независимого расследования. Группа работала два года и утверждала, что причиной трагедии стали несогласованные действия полиции и стюардов, а также их последующие попытки замять дело. Правда стала известна 23 года спустя. Еще 4 года потребовалось на пересмотр в суде.

Главным днем для семей жертв «Хиллсборо» и всего Ливерпуля стало 26 апреля 2016. Суд присяжных постановил, что погибшие стали жертвами неправомерных действий полиции, а вины болельщиков в трагедии не было.

На поиски правды ушло 27 лет. Все это время Ливерпуль помнил и скорбел. На официальном сайте есть мемориальный раздел, посвященный всем жертвам трагедии. Каждый год на протяжении 27 лет на ливерпульском стадионе «Энфилд» проходили церемонии в память о погибших. 2017-й – первый год, когда церемонии не будет. Семьи погибших приняли решение, что пришло время двигаться вперед.

Главная победа, величайшая победа в истории футбола, свершилась – правда была найдена, а справедливость для 96 – восстановлена.

Дария Конурбаева

Родилась и выросла в Москве, проработала три года в бессмысленном и беспощадном российском футболе, а в январе 2015-го перебралась в Лондон по учебе. Пишу и фотографирую, люблю интервью в стиле «Правил жизни», трачу время на просмотр сериалов – и отчаянно борюсь с прокрастинацией. Не представляю жизнь без кофе, хороших людей, чувства юмора, новых городов и поступков в стиле «чёртово безумие».

Новые статьи

Маша Слоним — об отставке архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…

4 часа ago

Последнее интервью. Алексей Зимин — для журнала «Английский дом» о своей квартире

Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…

1 день ago

Ушел из жизни Алексей Зимин, главный редактор проекта и шеф-повар ресторана «Зима»

Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…

2 дня ago

Что читают британцы: 10 самых громких книг 2024 года

Sally Rooney, Intermezzo  Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…

4 дня ago

Презентация «Книги Слов»: Борис Гребенщиков в беседе с Демьяном Кудрявцевым

Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…

1 неделя ago

День памяти 2024: когда будет минута молчания, и что символизируют красные маки?

Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…

1 неделя ago