Начало мая стало горячей порой для культурного русского лондонца: за одну неделю произошло столько интересных событий, что успеть на них было физически невозможно.
Гастроли театра “Современник”, Барышников с Бродским, Жванецкий, “Ленинград”, Слепаков, Дельфин выступают в Лондоне буквально в одни и те же дни. А еще была лекция Быкова 28 апреля и будет лекция Радзинского 16 мая.
Лондон – не Москва. Эти артисты и писатели у нас бывают раз в год или даже реже. Как же получилось, что их всех запланировали на одну неделю? Ведь можно было договориться и организовать выступления в разное время, чтобы и публика успела везде, и организаторы продали больше билетов? Почему “Современник” и Барышников в одни и те же дни? Координируют ли лондонские организаторы русских концертов свои действия между собой? Не перенасыщен ли рынок?
Обо всем этом мы спросили у самих организаторов.
“Снять театр для постановки в Лондоне — сложно. Театры сдают на неделю или две. Нужно искать такую неделю, чтобы было свободно и помещение, и труппа из России. При этом постановки, которые идут неделю, — не приоритет в глазах театров, им нужны постановки на месяцы или годы. Поэтому вовсе не обязательно, что ты получишь лучшую неделю. “Современник” втиснули между двумя мюзиклами: Jersey Boys и Annie. Второй момент: в российских театрах большие сцены, на них много декораций. В Лондоне сцены меньше, потому раньше их освещали свечами. Выбор очень ограничен.
Поэтому привоз театров — это путь компромиссов. На самом деле ты не выбираешь дату, а ищешь то, что доступно из очень ограниченного набора”.
«Я выпустила билеты в продажу раньше «Современника», и Оливер, будучи моим товарищем, прекрасно знал о моем мероприятии. Но так как получить в Вест-Энде площадку на неделю очень сложно, а Галина Волчек хотела приехать в Лондон по каким-то своим причинам именно в этом году, то совпадение дат — это просто совпадение. У него не было другого таймслота. Я же ориентировалась на майские праздники, потому что в это время могут прилететь люди из Москвы, которые хотели бы увидеть постановку Херманиса, которая не будет показана в России. А вообще в Лондоне каждый день столько всего происходит, что мы совпали с десятком лекций и балетов и других премьер. Наша постановка — не исключительно для русских. Половина зала — иностранцы. Любой лондонец каждый день оказывается в ситуации выбора, как мероприятий, так и гаджетов, ресторанов и разного рода предложений. Тот же русский лондонец, я надеюсь, ходит и на Джуда Лоу, и на выставки в Тейт, которые не имеют отношения к русскому кусочку пестрой лондонской жизни».
“Местные организаторы знают друг друга и координируют действия. Мы понимаем: кошелек у людей один. Сейчас мы согласовываем мероприятия на осенний сезон. Но на рынке мероприятий для русскоязычных лондонцев появилось много организаторов из Москвы, Германии, Израиля, Ирландии, США. И тут тенденция: сначала они снимают зал, потом звонят и начинают просить о помощи на месте. Еще года два-три назад в Лондон ездили мало, шел процесс прощупывания почвы. Мы с моим товарищем Березовским первыми стали привозить антрепризные постановки, “Arbuzz” первыми стали привозить Быкова. А теперь людей перекормили!
Для примера посмотрим на Барышникова: еще сегодня (3 мая — ред.) несколько билетов есть в продаже. А что было в Риге? Билеты раскупили за 10 минут, люди спали у кассы! Что это значит? Что в русском Лондоне рынок перенасыщен.
Люди стали разборчивей. Если раньше ходили на все, то теперь читают комментарии, рецензии. Раньше это было событие, а сегодня это повседневность.
Но при этом я бы не сказал, что Лондон стал лакомым куском для организаторов. Скорее — для артистов. Для них выступить в Лондоне — плюс в имидж. Но это дорогое хобби. Уверен, что многие организаторы уже стали терять на Лондоне, учитывая, что, услышав слово “Лондон” многие артисты почти в два раза повышают гонорар. Это, конечно, не относится к тем, кто работает на кассу, как Земфира или “Ленинград”.
“Нет единого пространства, где бы организаторы обсуждали мероприятия, но это абсолютно нормальная рыночная ситуация. Каждый организатор борется за свое место под солнцем. Это утопия, что в Лондоне когда-то будет план мероприятий.
За главные даты в мае, ноябре и декабре все равно будет борьба. Точно так же конкурируют и английские организаторы, но в “русском мире” это виднее, потому что наше сообщество меньше.
Как организатор, я понимаю, что времени, когда можно что-то организовывать, не так много, как кажется. Есть каникулы, мертвый сезон, после больших праздников люди менее охотно идут на мероприятия, потому что вложили деньги в подарки. Мероприятия, которые совпадают со школьными каникулами, обычно провальны. Получается, что от одного до другого остается два-три выходных, и организаторы пытаются создать в эти два-три выходных какие-то события. Из 365 дней в году только 50% удачны для мероприятий”.
“Гонясь за быстрым фунтом и не координируя действия, организаторы проигрывают, потому что у людей появляется когнитивный диссонанс. “РПК” немного отличается от этого бума, потому что у нас некоммерческая организация. Тем не менее в прошлом году мы пытались общаться с другими организаторами, но каждый преследует свои коммерческие выгоды и здесь далеко не уедешь в плане координации.
С другой стороны, по моим наблюдениям, у каждого организатора аудитория своя. Я бы сказал, что 10% — аудитория общая, а остальные аудитории почти не перекликаются. Нельзя сказать, что те, кто ходил на Земфиру, обязательно придут на “ДДТ”, а те, кто ходил на “ДДТ”, обязательно придут на Быкова”.
“Есть тренд: мероприятия уходят в такие формы, когда не надо везти декорации, важно общение с залом, лектории растут, как на дрожжах. В Москве их штук 50. И тоже все говорят, что мероприятий слишком много. Но в Москве у организаторов есть некая ассоциация, мы общаемся и согласовываем крупные мероприятия и площадки. Там с этим проще, но, может, это потому, что мы там живем. А в Лондоне мы лишь примерно понимаем, кто что делает. Организаторам было бы выгодно знать, кто, что, когда планирует, но у всех же амбиции. Мы бы были рады иметь общий календарь событий, чтобы и нам и зрителям было легче.
Но мы в большой степени зависим от звезд. Тот же Райкин или Юрский. У них очень плотное расписание, поэтому любой выезд — целая история”.
“Безусловно, несмотря на то, что все организаторы независимы друг от друга, нам нужно решить эту проблему и наладить коммуникацию. Кто-то уже пытается это делать, создавая группы для организаторов в WhatsApp и социальных медиа. Сейчас многие хотят что-то организовать 9 мая, и нам удалось договориться там, где это возможно. То есть позитивный пример уже существует, и было бы полезно проанализировать эту ситуацию и постараться наладить контакты и общение с коллегами. При этом, организовывая большие мероприятия, я очень часто нахожусь в ситуации, когда только так, и по-другому быть не может. Я очень скована в выборе. И общение в каких-то случаях поможет, а в каких-то случаях – нет, потому что организаторы скованы по рукам и ногам. И все же я за то, чтобы был диалог”.
Фото Наталии Тарасовой
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…