Grenfell Tower: Почему пожар нельзя было потушить с помощью вертолетов и почему нельзя было применить спасательные брезенты

Житель Лондона Сергей Смирнов из Латвии оказался свидетелем пожара в Grenfell Tower, помог вывести из горящего здания 11 человек, увидел одно самоубийство, сделал искусственное дыхание неизвестной девушке.

Позднее он написал об этом пост в одной из русскоязычных групп в Facebook, где ответил на вопросы и эмоциональные комментарии лондонцев о работе пожарных, которым поделились тысячи людей.

Сергей сам умеет оказывать первую помощь и стал участником спасательной операции, поскольку находился недалеко от места происшествия. Он считает, что действия пожарных были профессиональными, а вот простые жители не всегда знали, как вести себя во время пожара.

Мы распросили его подробнее о том, что он увидел, а также о том, почему пожарные не могли справиться с огнем, а люди — спастись.

Сергей, вы делали искусственное дыхание девушке, где вы научились?

Сейчас я работаю в IT, но перед армией в Латвии я получил сертификат об оказании первой медицинской помощи — эквивалент британского CPR / AED / First-Aid Certification. Он пригодился мне два раза в Латвии, когда люди попадали в автомобильные аварии, в 2006 и 2009 годах.

Вы сидели вечером дома в Лондоне и что случилось?

Услышал крики, сирены, почувствовал запах гари. В стороне Latimer Station стали собираться люди и мы с соседом пошли посмотреть, что происходит. Когда мы подошли, горело два-три этажа и было две пожарных машины. Из здания выходили люди. По 2-3 человека. Пожарные забегали внутрь, разговаривали с ними, чтобы узнать больше информации. Женщины кричали, мужчины суетились. Мы начали помогать людям выходить, подъехали две скорые. Потом каждые две минуты приезжала пожарная или скорая и это был нескончаемый поток. Нельзя сказать, что работников специальных служб не хватало.

Вы заходили внутрь?

Сначала мы помогали выводить тех, кто выходил из дверей, потом оказалось, что мы поднимаемся все выше, чтобы помогать тем, кто внутри. Пожарные кричали на этажах, чтобы все выходили, шли все выше и пытались понять, кам тушить. Внутрь заходило много людей из соседних зданий — родственники, друзья. Мы добрались до третьего этажа, стали выводить людей оттуда и только тогда увидели, какой кошмар творится наверху. На головы людей снаружи стали падать довольно крупные горящие куски обшивки, размером до полутора метров.

Что делали пожарные?

Часть пожарных была в здании, часть выводила людей, часть следила за летящими кусками обшивки и давала сигналы о том, что можно выходить. Длилось минут 30. Я должен подчеркнуть, что я вообще не видел заднюю сторону здания, мы туда не ходили и я не знаю, что происходило там. Мы решили попробовать сходить на 4-й этаж, где начался пожар. Но на третьем этаже к тому моменту задымление было таким сильным, а дым таким едким, что я начал терять сознание и вышел. То есть пожар начался на 4-м этаже, но даже на него зайти было очень сложно. К этому моменту мы перестали видеть людей в окнах, началась паника и многие из стоящих на улице стали ломиться внутрь. Часть пожарных пришлось бросить на то, чтобы оттеснять и успокаивать людей.

Можно сказать, что люди мешали пожарным работать?

Их нельзя винить в том, что они хотели спасти близких, они не мешали, но создавали заторы и напряженность, которой и так хватало. Мы были на улице и помогали пострадавшим, которых пожарные отдавали нам. В основном помогали отойти и поили водой, которую подвозили разные службы и приносили люди. Нас было человек 30. И тут в 20 метрах от нас упал мужчина. Я не знаю, откуда он выпрыгнул, но разбился насмерть он моментально. Было очень много крови, пульса не было.

У вас был шок?

Да, я на минут пять отключился. Но потом снова начал помогать. Очень устал, понял, что сил уже мало. И тут нам вынесли и отдали девушку, лет двадцати. Она была без сознания и сильно хрипела. Мы посветили ей в нос и в рот, но посторонних предметов не обнаружили. Скорее всего у нее были обожжены легкие. Она перестала дышать, мы стали делать искусственное дыхание, прибежали медики и буквально выхватили ее у нас. Не знаю, что с ней произошло.

Когда люди выходили, у них были влажные полотенца? Если бы у нее было полотенце, она могла бы пострадать меньше и у нее было бы больше шансов спастись?

Знаете, был такой хаос, что я полотенец никаких не видел. Потом я смотрел видео и комментарии некоторых людей, они говорили, что надевали влажные полотенца. Но опять же — я не помню никого с полотенцем. Я в замешательстве. Наверное, если бы эта девушка спускалась с 10-11 этажа, ей бы и полотенце не помогло, потому что дымило очень сильно, глаза слезились мгновенно. Но я вообще никого не видел с полотенцем или тряпкой, хотя за входом следил постоянно. Мне кажется, что многие не сообразили, что можно сделать. А те, кто был наверху, надеялись, что их спасут. У них было больше времени сделать некоторые приготовления, типа набрать ванную. Но пробиться к ним, я думаю, было невозможно.

Почему?

Я думаю, дело в том, что здания такого типа рассчитаны на то, что огонь будет сдержан в пределах нескольких этажей. На это рассчитывали и пожарные, когда выезжали на вызов: у них есть информация о здании и информация о том, что здание отвечает стандартам безопасности. Они думали: приедем, локализуем огонь. Никто не подозревал, что обшивка окажется такой легковоспламенимой и огонь будет невозможно сдержать.

Как насчет вертолета?

Насколько я знаю, в Великобритании нет наработанного опыта такого тушения и, насколько я знаю, нет техники, потому что проблема лесных пожаров стоит не остро. Такой опыт есть в России. Но, даже если бы опыт и техника были, надо учитывать, что во время пожара воздух, который идет вверх, неравномерный и вертолет может не удержаться на лету. Можно залить людей, выкинуть их давлением в огонь, налить недостаточно воды и получится испарение, которые человека заживо сварит паром. Я думаю, что есть небольшая вероятность, что это могло бы сработать, но это крайний способ. Хотя люди в толпе постоянно кричали слово “вертолет” и про то, чтобы прыгать на брезент.

А как насчет брезента? Он был?

Если бы горело несколько квартир, это имело бы смысл. Но полыхал весь дом. Куда прыгать? Как сориентироваться в дыму, огне, при нулевой видимости, когда огонь идет и от окна, и внутрь здания? Разбежаться и прыгать через огонь в неизвестность? Мужчина прыгнул, результат предсказуем. Речь ведь о людях, а не о суперменах.

Вы там были до утра. Что было, когда люди поняли, что спасти когото вряд ли удастся?

Пожарные стали говорить, что здание может сложиться. Через минут пять полиция начала отгонять людей. Было очень сложно разобраться, кто есть кто. Я был разбит, устал и ушел.

Как свидетель вы бы могли сделать вывод о том, как работали пожарные?

На мой взгляд пожарные отработали прекрасно. Конечно, разбирая ситуацию, профессионал мог бы найти ошибки, но я видел, что они работали на износ. Они постоянно забегали в здание, выводили людей, тушили.

Как именно они тушили?

С одной стороны стояла машина с лестницей, из нее поливали здание, внутрь тащили брандспойты. Были огромные проблемы с тем, чтобы подъехать, потому что проезд очень узкий. Многие пожарные оставляли машины и бежали внутрь помогать людям, пока остальные члены команды пробовали проехать. Я не видел ни одного пожарного, который бы ничего не делал. Они выбегали, пили воду и бежали назад, ошалевшие.

А что люди? Вы сказали, что они не использовали полотенца. А если бы они были более знакомы с правилами поведения при пожаре, они могли бы спастись?

Люди были знакомы с правилами поведения в здании, которые приписывали им оставаться в квартирах. Но я думаю, что возможно не все были знакомы со ВСЕМ объемом правил по спасению себя и возможно это кого-то погубило. Знали ли люди о том, что влажное полотенце / ткань защищает дыхательные пути, пока спускаешься? Вопрос открыт. Помогло бы это в той ситуации? В любом случае для защиты дыхательных путей влажная ткань лучше, чем ничего. Не хочу обвинять людей в том, что они погибли, просто хочу сказать, что сейчас самое время задуматься о том, а что мы знаем о правилах по спасению себя в таких ситуациях?

Я сам в своем доме три раза вызывал пожарных, потому что срабатывала сигнализация. У нас небольшой дом, всего девять квартир. В первый раз я прошел по всем квартирам и сказал, что надо выходить, потому что орет сигнализация. Из девяти квартир вышли трое. Второй раз, когда сработала сигнализация, я стоял со своим котом подмышкой один. Не вышел никто. Многие вообще отключают датчики, потому что они мешают им готовить. Это говорит о том, что люди согласны с тем, что опасность есть, и даже могут написать жалобу о состоянии пожарной безопасности в доме, но были ли они готовы спасать себя, зная о пожароопасной ситуации в доме? Большой вопрос. Это все маленькие детали, но они приводят к большим проблемам.

А что бы вы делали, если бы горело, а вы бы жили на 25-ом этаже?

Смотрите, у меня нет семьи. У меня есть только кот, так что я бы старался выйти. Я бы ни за что не сидел в своей квартире. Но не надо воспринимать это как совет. Если бы была семья, вел бы себя иначе.

На всякий пожарный случай

Советуем всем читателям RG ознакомиться с рекомендациями, как вести себя при пожаре (например, здесь). Никто не застрахован от огня, и поэтому лучше знать такие вещи — в критической ситуации они могут спасти вам жизнь.

Кристина Москаленко

Закончила факультет журналистики МГУ, работала в Европейском парламенте, на литовском телевидении, печаталась в Ведомостях, Interview Russia, "Коммерсанте", "Русском Пионере" и в других СМИ. Обожает стартапы, интервью, кино, свою работу, тосты с авокадо и умных мужчин

Новые статьи

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

8 часов ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

13 часов ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

1 день ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

2 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

3 дня ago

Маша Слоним — об отставке архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…

6 дней ago