Чему учат на факультетах журналистики в Англии? Мы попросили рассказать об этом студенток двух крупных лондонских вузов — Лондонской школы экономики и City University. Подход первого точнее всего описывается словами «теоретическая журналистика»: здесь изучаются экономические отношения в интернет-сфере, проблемы глобализации или модели пропаганды в СМИ. А во втором упор идет на практику: здесь учат редактировать аудио- и видео-материалы, делать новостные сюжеты и готовить документальные репортажи.
Мария Корниенко, студентка третьего курса Media and Communication в LSE
В Англии высшее образование состоит из бакалавриата и магистратуры. Бакалавриат я получила в King’s College London на факультете компаративистики – это смесь филологии и киноведения. Чем заниматься дальше, была не совсем уверена, но однозначно хотелось получить практические навыки, которые я могла бы применить в реальном мире. Журналистика показалась интересным вариантом, и я подала документы на курс Media and Communications в Лондонскую школу экономики (LSE).
Тех, кто, как и я, поступил на курс Media and Communications сразу после университета, очень мало. Средний возраст студентов на моем потоке – около 30 лет. Одна из моих однокурсниц поступила на эту программу после 10 лет работы на крупной финской радиостанции; другие пришли с опытом работы в бизнесе, рекламе и даже дипломатии. Точнее всего специальность Media and Communications можно описать как «теоретическая журналистика». Программа включает несколько обязательных предметов: теорию СМИ, исследовательские методы и статистику. Другие модули даются на выбор. В основном, они посвящены различным аспектам современных СМИ. Можно выбрать предметы на свой вкус и составить собственную программу и расписание.
Теория СМИ – предмет, который охватывает теоретические основы современных медиа, например, экономические отношения в интернет-сфере, проблемы глобализации или модели пропаганды в СМИ.
Статистика учит студентов производить базовые вычисления и пользоваться количественной информацией. В программу этого модуля входят еженедельные компьютерные классы, где подробно разбирается SPSS – система для вычислений и анализа данных, которая может пригодиться для крупных исследований в академической карьере.
В первом полугодии среди выбранных мною модулей был Critical Studies in Journalism. Его преподавал профессор, который пришел в университет после успешной журналистской карьеры во многих британских СМИ, включая BBC и Channel 4. Он читал лекции о журналистской этике, случаях альтернативной журналистики (таких, как WikiLeaks или Панамские документы) и современных проблемах в индустрии. В отличие от многих других преподавателей, на семинарах он никогда не спрашивал о заданных текстах, но зато каждую неделю высылал дополнительные задания, по которым потом строилось обсуждения в группе. Задания могли заключаться в том, чтобы найти примеры хорошей и плохой журналистики, и объяснить группе свой выбор; или написать короткий абзац о будущем журналистики на ближайшие 100 лет.
На занятиях по другом предмету: Audiences in the Media — мы смотрели отрывки из мыльных опер, ток-шоу и музыкальных концертов. А во втором триместре я выбрала предмет с достаточно абстрактным названием – Technology and Justice, но именно этот модуль оказался самым сложным в моей программе. На лекциях нам рассказывали о теориях правосудия и демократии, которые было особенно тяжело воспринимать, не имея базовых юридических знаний. Преподаватель – молодая американка с докторской степенью в юриспруденции – много раз объясняла, что хочет научить нас говорить об абстрактных вещах, не полагаясь на практические примеры, что, увы, звучало легко только в теории.
Количество учебных часов в британской системе минимально. Как правило, каждый предмет требует всего двух часов в неделю, один из которых отведен для лекции, другой – для семинара. Всего на посещение занятий уходит около восьми часов в неделю, остальное время отводится для самостоятельной работы: чтения текстов, выполнения заданий и подготовки к курсовым. Так что много времени студенты проводят в библиотеке, которая является центром университетской жизни и местом встреч.
Библиотека разделена на тихие и шумные зоны – для самостоятельных занятий и для групповых проектов. На нижнем этаже расположены bean bags – большие кожаные подушки, на которых можно подремать в перерывах между лекциями. Вокруг здания — несколько кофеен, а прямо напротив входа в библиотеку находится самый большой университетский паб The George. Туда студенты ходят по вечерам и празднуют там окончание экзаменов.
Несмотря на размеренный режим учебы и не самый разнообразный досуг, обучение в LSE часто оказывалось не таким предсказуемым. Преподаватели давали необычные задания, чтобы поместить студентов в непривычную для них ситуацию. Например, одним из самых интересных и в тоже время сложных заданий этого года стал короткий эксперимент: нам предлагалось попробовать провести 24 часа “media-free” и написать небольшой пост о своих впечатлениях.
Понятие “media-free” включало в себя отказ от соцcетей, интернета и вообще любых СМИ, даже радио и утренних газет в лондонском метро.
Цель опыта заключалась в том, чтобы заставить студентов задуматься о роли медиа в нашей повседневной жизни и почувствовать, насколько сильно это влияет на наше восприятие реальности. Эксперимент оказался гораздо проще, чем я думала, за исключением моего опоздания на встречу с администрацией университета. Я находилась без доступа к электронной почте и не могла проверить, в каком кабинете проходила встреча. В целом, сутки без соцсетей были одновременно более продуктивными и более расслабленными. Как активный пользователь соцсетей, я была удивлена, обнаружив, сколько усилий и нервов я на самом деле трачу на сообщения в фейсбуке каждый день.
Сейчас я нахожусь на последней стадии обучения в LSE и пишу диплом. Несмотря на насыщенный год, мои ожидания от учебы не совсем оправдались. Практических навыков я почти не получила. То, чему я научилась, может больше пригодиться в дальнейшем образовании, чем в карьере. В то же время всего лишь за год учебы мое представление о журналистике и онлайн-сфере полностью изменилось: я стала совершенно по-другому воспринимать информацию в СМИ. Но главное, что, как мне кажется, дает этот курс – связи с большим количеством людей в индустрии. Не зря существует мнение, что образование в теоретических сферах снабжает в первую очередь не навыками, а базой контактов, которая может пригодиться в будущем.
Екатерина Дроздович, студентка второго курса BA (бакалавриата) Journalism в City University
Эта программа, в отличие от LSE, совмещает и теорию, и практику. В число теоретических входят такие модули, как история журналистики или британские СМИ. Есть и более специализированные предметы, например, Humanitarian Journalism (“Журналистика и гуманитарная помощь”), журналистика в сфере моды, или модуль под названием Power Without Responsibility (“Власть без ответственности”).
Практическая часть программы занимает гораздо больше учебного времени. В первую очередь, нас обучают техническим навыкам – разметке статей для печатных СМИ, редактированию аудио и видео, написанию материалов. В здании факультета располагаются студии звукозаписи, видеостудии, а также комнаты с iMac, на которых установлены все необходимые программы для производства аудио- и видеоматериалов. В течение первого года студенты ходят на дополнительные занятия, где их учат правильно пользоваться нужными программами. Университет также предоставляет возможность пользоваться камерами, микрофонами и штативами в течение всего учебного года.
На втором курсе студенты изучают модуль Multimedia – один из самых сложных в программе. Это практика, которая позволяет отработать журналистское мастерство и создать собственное портфолио. Еженедельно мы производим два репортажа – радио и видео. К материалу необходимо подготовить новость, найти двух экспертов, взять интервью у прохожих на улице (эта часть называется vox pop – ‘глас народа’) и написать закадровый текст. Репортаж может быть на самые разные темы и должен длиться три минуты. Часто требуется освещать политические события: такие как шотландский референдум или встреча Терезы Мэй с Дональдом Трампом. Но репортажи могут быть и менее серьезными, например, о ‘chicken app’ – приложении, которое находит ближайшие точки доставки курицы по почтовому коду. В любом случае, времени на съемки всегда немного — три-четыре дня на все. Часто случается, что эксперты находятся в самый последний момент, и тогда времени остается совсем мало.
Заключительная часть модуля – большое задание под названием News Day. Фактически, News Day – это имитация ежедневной работы в новостном агентстве. Подготовка начинается за полтора месяца до новостного дня. Студенты сами собираются в команду из редакторов, репортеров, продюсеров, дизайнеров и распределяют роли между собой. В день сдачи каждая группа должна создать 30-минутный видеорепортаж с последними новостями в реальном времени.
Например, в этом году в момент News Day произошли теракты в Стокгольме, и нам пришлось искать очевидцев через знакомых и в соцсетях для интервью и комментариев.
На последнем курсе, помимо основных и дополнительных модулей, студенты сдают финальный проект. Это может быть обычный диплом или документальный фильм. Университет также предлагает годовую программу обмена с университетами из других стран, между вторым и третьим курсом. Журналисты могут выбирать из программ во Франции, Голландии, США, Канаде, Южной Корее, Гонконге и Австралии.
Кафедра журналистики предоставляет дополнительные возможности для практики и получения знаний. Существует специальная менторская программа, куда достаточно сложно попасть в связи с ограниченным количеством мест. Тем, кто прошел отбор, дается наставник – как правило, человек с большим опытом работы в журналистике. В течение 6 месяцев наставник дает практические советы для начала карьеры и помогает создать правильное резюме. Если отношения с наставником складываются хорошо, он может связать своего подопечного с нужными людьми и даже порекомендовать его на работу.
Подготовила Мария Корниенко.
Фото: Мария Корниенко, Екатерина Дроздович.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…