Когда я говорю, что живу в Royal Arsenal больше шести лет и помню времена, когда здесь не было ни одного супермаркета, на меня смотрят как на ветерана, — с уважением. Таких здесь сегодня, кажется, единицы.
Впервые в этом районе я оказалась случайно. С бывшим мужем мы искали квартиру в Восточном Лондоне — чтобы было близко к небоскребам Canary Wharf, а еще желательно, чтобы недорого и просторно. Квартир, отвечавшим нашим критериям, на рынке практически не было. Помню, как я случайно увидела на сайте агентства недвижимости фотографии кирпичного лофта: высокие потолки, много воздуха, в окна спальни бьется зеленое дерево, рядом река. Фотографии были настолько красивые, что я готова была вселиться туда не глядя. Ну да, далеко от центра. Ну да, непонятно, что за район. Ну да и бог с ним.
Оказалось, все не так страшно. Дорога от станции Bank по линии DLR занимает 27 минут. От London Bridge на поезде — примерно столько же. Еще можно сесть на кораблик (пассажирский Thames Clipper) прямо у London Eye и проехать по воде до конечной: мимо основных лондонских достопримечательностей, включая Тауэрский мост, небоскреб Shard, арену O2 и Гринвич. Ближайшая станция называется Woolwich Arsenal, часто так же называют и сам район.
Предложение о покупке мы сделали через десять минут после того, как впервые увидели квартиру. В 2011 году двухбедрумный лофт нам обошелся в £315 тысяч — что было тогда нехило для малопрестижного лондонского юго-востока. Сегодня эта квартира стоит гораздо больше, а район за шесть лет изменился до неузнаваемости. Royal Arsenal — один из наиболее активно застраиваемых кварталов. В 2018 году здесь будет запущен Crossrail, соединяющий восток Лондона с центром, и все вокруг будто готовится к этому. Активно строятся дома и жилые комплексы, открываются магазины, рестораны и бары. Появились даже фермерский рынок, новый спортзал и несколько йога-студий. Недавно заговорили о том, что в Royal Arsenal будет реализован проект «альтернативного Southbank» — набережная с театром на 450 мест, открытой площадкой для выступлений и десятью репетиционными студиями. Только на первую фазу реализации проекта районный муниципалитет выделяет £32 млн.
Лондонцы тем не менее про этот район знают мало. На вопрос: «Где ты живешь?» — я чаще всего отвечаю: «За Гринвичем». Иначе не понимают. Или путают Royal Arsenal со станцией Arsenal, которая находится в Северном Лондоне — там же еще стадион Emirates одноименного футбольного клуба. Это совершенно разные вещи, хотя историческая связь действительно есть. Футбольный клуб Arsenal начинался именно в нашем районе. В 1886 году местные рабочие организовали здесь свою команду и играли за нее 30 лет, пока их клуб не выкупили и не перевезли в другое место. Сейчас на футбольную историю Royal Arsenal намекает лишь появившийся здесь несколько лет назад памятник в виде мяча. Он расположен напротив паба Dial Arch, и на него удобно облокачиваться, держа в руках пинту.
Долгое время историю района можно было изучать в местном Музее артиллерии, выставлявшем пушки, снаряды и всячески превозносившем военное величие Британской империи. В прошлом году музей закрыли и, к радости пацифистов, начали переделывать здание под театральные студии. Впрочем, танк (подарок России) стоит на улице до сих пор. Как и множество тяжелых чугунных пушек, аккуратно вписанных в местный ландшафт.
Исторически район Арсенала известен именно военными производствами. Во время наполеоновских войн здесь открылась фабрика, обеспечивавшая армейские нужды страны. После на ней стали разрабатываться инженерные технологии, применявшиеся также в обычной жизни, вроде паровых машин. Пик производства в Royal Arsenal пришелся на период Первой мировой войны, когда здесь было занято почти 80 тысяч рабочих. В послевоенное время здесь строили локомотивы, а после Второй мировой войны (в ходе которой район несколько раз бомбили) — вагоны и прядильные станки. В конце 1980-х производства были закрыты, а в 1994 году район перестал быть военным объектом, им завладели девелоперы, и в середине 2000-х на рынке лондонской недвижимости появились первые квартиры, переделанные из корпусов старых заводов и складов.
Почти все старинные здания здесь — Grade II listed, то есть официально представляют историческую ценность, даже если сегодня внутри живут люди. Это накладывает ряд ограничений: скажем, нельзя самостоятельно поменять окна или сделать что-то, что даже минимально изменит исторический облик здания. В таких квартирах нет, например, балконов. Зато есть кирпичные стены, высоченные потолки и остатки рельсов и цепей, с помощью которых раньше наверх поднимали грузы.
Еще один вау-фактор района — ежегодный парусный фестиваль. Прямо у местного причала на Темзе раз в год швартуются корабли с высокими мачтами со всего мира, на них можно зайти и прокатиться или просто посидеть на аккуратно выстриженной лужайке рядом с домом и полюбоваться силуэтами парусников на фоне предзакатного неба. В дни фестиваля район превращается в место народных гуляний – с открытыми рынками, уличными выступлениями и грандиозным фейерверком.
Жить здесь по-прежнему гораздо дешевле, чем в центре Лондона. Покупка просторной однушки обойдется в £350–400 тысяч, а месячная аренда — в £1200–1300. За квартиру с двумя спальнями придется заплатить от £420 тысяч до миллиона, зато, если повезет, в этой квартире будет два этажа, вид на реку и доступ в спа и бассейн. Ну и бесценное ощущение того, что вы живете в самом сердце британской истории. Если б не Royal Arsenal, бог его знает, что бы было со страной.
Фото: Катя Никитина