Визы Tier 1 Exceptional Talent появились всего два года назад. Их могут получить ведущие специалисты в самых областях: начиная наукой и медициной и заканчивая искусством.
ZIMA поговорила с обладательницей Tier 1 Exceptional Talent фотографом Катей Туркиной (работает под псевдонимом Turkina Faso). Она подробно рассказала о своем опыте получения этой визы. Катя училась в University of the Arts в Лондоне (на MA Fashion Photography), потом работала в Москве и собирается снова переезжать в Лондон в следующем месяце.
Почему я как фотограф выбрала Лондон? Лондон – это настоящий центр жизни. Тут рождаются новые идеи, которые потом расходятся по всему миру. В этом городе люди полностью посвящают себя творчеству и работают с бешеной энергией. Например, в Лондоне в 12 часов ночи можно собрать команду для съемки на следующее утро. Совершенно неважно, заработают ли они на этом деньги, потому что главное – идеи и процесс.
Лондон привлекателен тем, что он хаотичный и раздробленный, и в каждом из мест можно найти что-то свое. Еще мне очень нравится, что там все зеленое и мне нравится там дышать. Даже в самые трудные моменты моей жизни этот город продолжал меня вдохновлять. Об этом я подробно рассказывала в подкасте с Костей Пинаевым.
Мне кажется, на визу Exceptional Talent подаются, когда других вариантов уже не осталось. Их сейчас немного. Раньше существовали рабочие визы Tier 1, которые можно было получить после учебы, а сейчас таких нет. Существует виза Tier 2 (Skilled Work), но для моей профессии в ней мало смысла. Tier 2 подразумевает регулярную работу в офисе одной компании, а я работаю с самыми разными проектами. Другой вариант – Tier 5 (Temporary Worker), она дается на два года, но не включает в себя стаж на паспорт, так что это, по сути, трата времени для тех, кто хочет оставаться в стране на долгий срок.
Еще есть Tier 1 (Entrepreneur). Такие визы делятся на два типа – для взрослых бизнесменов и студентов-предпринимателей. В первом случае нужно инвестировать большие деньги в компанию. В студенческом варианте есть возможность предложить бизнес-план на рассмотрение своему университету; если проект будет одобрен, университет его проспонсирует и даст официальное подтверждение необходимости визы. Позже студент будет должен подтвердить актуальность своего бизнеса на рынке, и в конце первого года предоставить доказательства оборота в 50 тысяч фунтов на счету в банке. После этого он cможет продлить визу еще на год, а после уже переквалифицироваться во взрослого предпринимателя и получить долгосрочную визу.
Мне в такой визе отказывали дважды, аргументируя это тем, что мой бизнес-план слишком оптимистичен.
Я хотела сразу заниматься масштабным проектом, а в английской системе это оказалось слишком амбициозной идеей. Для англичан было важнее, чтобы бизнес-проект был ориентирован на специфическую аудиторию и доказывал востребованность в определенном кругу. Например, моя подруга получила такую визу, составив план бизнеса по make-up услугам для азиатов. Сейчас у нее нет отбоя от клиентов, потому что она заполнила перспективную нишу.
После двух отказов желания снова подаваться на предпринимательскую визу у меня не было. Я поняла, что заниматься своим бизнесом под таким пристальным вниманием я не готова. Поэтому решила на какое-то время вернуться в Россию; там я работала с различными дизайнерами и журналами, делая для них съемки. Я решила не подавать документы на туристическую визу сразу после учебы, потому что боялась отказа. Недавним студентам визы выдают неохотно, потому что есть больше шансов, что они захотят остаться в стране незаконно. Попробовать получить туристическую визу я решила только по прошествии 10 месяцев, когда появилась возможность доказать наличие деятельности в Москве.
Когда я наконец поехала в Лондон в январе этого года, то практически сразу познакомилась с фото-агентами, которым понравилась моя работа. До того момента все те, кому я отправляла письма с портфолио, не хотели со мной встречаться. Любому агенту приходит от 30 до 100 писем в день, большинство из них они даже не читают. Мне невероятно повезло — сразу после той встречи мне предложили сотрудничество и пообещали помочь с визой.
Меня отправили к юристу за помощью с подачей документов. Первый разговор с юристом по скайпу стоит 100 фунтов. В этом разговоре нужно как можно подробнее рассказать о себе. Например, в тот момент я хотела податься на визу Tier 5 (Creative Worker) – такая виза выдается всего на пару лет, по ней часто ездят временные работники: модели или актеры. Юрист сразу сказала, что Tier 5 мне не поможет и лучше попробовать подать документы на Tier 1 (Exceptional Talent/Promise). Тогда я думала, что такие визы получают только очень известные в своей сфере люди, но, оказалось, что пару лет назад появился и другой вариант. ‘Promise’ в названии визы подразумевает, что человек, который ее получает, уже является международным талантом, но у него есть возможность раскрыть свой потенциал именно на территории Великобритании. Чтобы продемонстрировать наличие потенциала, нужно предоставить пакет документов с лучшими примерами своей работы и рекомендациями от разных представителей твоей профессиональной сферы.
Работу с юристом я начала уже в феврале. Перед нами стояла задача собрать доказательства моих профессиональных заслуг. Например, для подачи на визу требовалось 10 примеров работ, которые в определенном процентном соотношении включали интервью, публикации, премии и упоминания. Все это должно было быть сделано вне России. Главным отличием требований к такой визе от аналогичной в Америке является сжатость. В американской системе упор делается на количество упоминаний и рекомендаций, а здесь важнее показать только все самое лучшее. Юрист объяснила, что главная цель этих десяти примеров – максимально заинтересовать и вдохновить людей моей работой.
В подаче документов очень помогла моя работа с иностранными изданиями. Так случилось, что у меня сложились теплые отношения с Vogue Italia. Мы много работали вместе, и я даже попала в их рейтинг лучших молодых фотографов 2016 года. Одним из способов установления контактов с представителями художественной сферы являлась ежедневная рассылка писем в агентства и издательские дома. Но для любого художника самый серьезный блок – это боязнь отказа, поэтому недавно я наняла человека, которые занимается рассылкой писем за меня и передает мне только положительные ответы.
Таким образом, у меня получилось собрать достаточное количество примеров моей работы за рубежом, куда вошли проекты студенческих лет, работы для Vogue Italia и другие. Для визы также требуется три рекомендации — лучше от людей, известных в твоей профессиональной сфере. Например, у меня были письма от моего профессора из университета, от Vogue Italia и Института современного искусства (ICA) в Лондоне. Авторы рекомендательного письма должны в свободной форме рассказать о твоих рабочих достижениях и профессиональных качествах. Юрист проверяет все письма и делает поправки, если есть надобность. Наконец, сам юрист пишет сопроводительное письмо, в котором рассказывает важные детали о работе своего клиента. После того, как все документы собраны и заверены, они отправляются на рассмотрение в Art Council UK.
Весь процесс подготовки документов юристом на этом этапе стоит 1600 фунтов. Собрать все документы можно и самостоятельно — формы есть на сайте Government UK, но наличие юриста выглядит более профессионально для тех, кто рассматривает документы. К тому же, юрист расскажет много важных нюансов, которые могут повлиять на процесс рассмотрения документов. Он даже может посоветовать не подавать документы на такую визу и объяснить, почему вам ее, скорее всего, не дадут – так произошло с одной моей подругой.
Art Council обычно рассматривает заявление в течение трех месяцев.
Вероятность положительного ответа всего 5% процентов, поскольку таких виз выдается очень мало – всего 500 штук каждые полгода.
Соответственно, отбор людей очень строгий.
После трех месяцев утомительного ожидания приходит письмо с ответом – либо да, либо нет. Если ответ положительный, начинается второй этап подачи. Он заключался в сборе документов для меня и моего молодого человека. Поскольку виза Tier 1 дает право брать с собой членов семьи, мы решили пожениться. Подготовка документов у юриста стоит 1600 фунтов за двоих. Если результат подачи документов положительный, то при получении визы юрист получает еще 1600. Нам посоветовали подавать документы не по очереди, а вместе, как Exceptional Talent и Dependent. О втором человеке, который получает визу Dependent, тоже составляется подробное досье. Например, юрист описывает его род деятельности и в деталях объясняет, чем сможет заниматься человек после переезда.
Для следующего шага подачи нужно было собрать новую пачку документов со всей информацией: кто мы, где мы работаем, когда мы поженились. Нам нужно было заполнить стандартные анкеты, как на туристическую или студенческую визу, и пройти собеседование. Мы оплатили медицинскую страховку – 2000 фунтов на двоих, по 200 фунтов в год на человека, всего на пять лет. Сама виза стоила для моего мужа 600 фунтов, а для меня — 270.
Цена визы Exceptional Talent – это большой плюс. Для нее не требуется никаких доказательств финансовой состоятельности, никаких подтверждений из банка. По ней можно просто приехать в страну, не привязываясь к конкретной компании.
Единственное ограничение – работать можно только по своей специальности. Я не имею права получать государственные гранты, а также работать в спорте и медицине, но я и не собираюсь.
А на случай, если творческих проектов нет, или денег от них просто недостаточно, разрешается еще 20 часов подработки в неделю.
После пяти лет проживания в Великобритании по этой визе можно подавать на Indefinite Leave to Remain. Для этого требуется не покидать страну больше чем на 180 дней в году. Есть одно большое «но»: если позже вы принимаете решение подать документы на паспорт, этот срок сокращается до 85 дней в году. Если все эти годы вы следовали правилам для ILR, то есть отсутствовали до 180 дней в году, в паспорте вам могут отказать.
По моей визе, как и по любым другим, отсутствие по работе не засчитывается к дозволенным срокам. Компания всегда может написать справку, посчитав эту поездку частью рабочих обязанностей; иными словами, в момент такой поездки человек все еще работает на Британию. К тому же, виза Tier 1 выдается на 5 лет и 4 месяца, но первые 4 месяца не учитываются, поэтому их можно использовать для поездок.
Сейчас долгосрочные визы в Великобританию даются в виде стикера в паспорт. Стикер действителен всего 30 дней, и до истечения этого срока обязательно въехать в страну. По приезде нужно зарегистрироваться в полиции и получить карточку ID, которая будет дальше заменять британскую визу.
Мы получили визу всего неделю назад. Это был очень долгий и нервный процесс, поэтому мы были счастливы, когда наконец пришел положительный ответ. Я думаю, что это большое везение, а многие мои знакомые утверждают, что дело в моем упорстве. В любом случае, у всех свои пути, но самое главное перепробовать разные варианты и не сдаваться раньше времени.
Фото: из архива Кати Туркиной
LA LETTRE Мило РауКогда: 1 и 2 ноября Фото: Christophe Raynaud De Lage Хедлайнер Voices…
Наталия Семенова — историк искусства, доктор искусствоведения. Уже несколько десятилетий она изучает судьбы виднейших русских коллекционеров —…
До меня новый номер еще не добрался. Жду встречи со дня на день. Конечно, по…
«Франкенштейн» (Frankenstein), Гильермо дель ТороДата старта проката в Великобритании: 17 октября 2025 года (7 ноября…
Соуэн — древний кельтский праздник. Он отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября.…
Героини статьи представляют разные профессиональные сферы и работают в международных компаниях с насыщенным графиком, карьерными…