Long distance relationship, или отношения на расстоянии, существовали всегда, но с развитием технологий их поддерживать стало намного проще. Многие пары сегодня сознательно отказываются от совместной жизни, не расставаясь, но предпочитая строить свои собственные карьеры в разных городах и странах. Или прибегают к формату отношений на расстоянии временно — пока решаются бытовые, юридические или другие проблемы.
В 2015 году в журнале Journal of Sex and Marital Therapy было опубликовано исследование Queen’s University в Онтарио «Go Long!..» В нем приводятся результаты опроса 717 человек, находящихся в отношениях на расстоянии, и 425 человек, живущих «географически близко». Измерялись такие показатели, как «эмоциональная близость» пары, «сексуальная удовлетворенность мужчины и женщины», «готовность брать ответственность за партнера», «уровень стресса и беспокойства» и др.
Оказалось, что количество километров между людьми далеко не всегда влияет на данные показатели и не является определяющим фактором успешности отношений. «Отношения лучше складываются у тех, кто больше уверен в их будущем», — говорится в исследовании. Из позитивных факторов отношений на расстоянии исследователи отмечают более высокий уровень коммуникации и эмоциональной близости, возникающий между партнерами.
Однако небольшой опрос читателей ZIMA показал, что далеко не все пары испытывают радость, живя вдалеке друг от друга. Количество успешных и неуспешных историй про «отношения на расстоянии», которыми с нами захотели поделиться читатели, — примерно одинаковое. Мы решили опубликовать несколько таких историй. Имена некоторых героев по их просьбе изменены. (Также в поддержку всех, кто переживает подобные испытания, мы подготовили телеграм-стикеры с любимыми киногероями, которым тоже было нелегко, — внизу вы найдете ссылку на скачивание).
Со своим будущим мужем Мария встретилась десять лет назад. Пять лет пара жила в Лондоне, а потом ему предложили работу в Швейцарии. С тех пор инстаграм Маши наполняют фотографии путешествий: пара не столько ездит друг к другу в гости, сколько встречается в выходные на нейтральной территории. В нее попадают национальные парки в Африке, парки Yellowstone и Sequoia в США, экзотические города в Азии и Европе. Год назад пара поженилась в Италии, и встал вопрос детей и переезда.
«Мне подходит режим, когда мы летаем друг к другу на выходные, потому что я интроверт и очень люблю порядок, — говорит Мария. — Когда я живу одна, каждая вещь стоит на своем месте, и это меня успокаивает. С другой стороны, я готова к семейной жизни и хотела бы завести детей. Сейчас мы присматриваем дом в Швейцарии. Но если честно, я боюсь туда переезжать. По сравнению с Лондоном там очень скучно. Муж тоже не может вернуться: в Швейцарии у него отличная зарплата и социальный пакет. На сегодня окончательное решение не принято, а мне снятся кошмары о переезде».
Через полтора года после первого свидания ее партнер уехал работать из Лондона в Нью-Йорк. Ольга попробовала тоже перевестись, но у нее не получилось, и она решила ждать.
«Остаться в Лондоне было очень легко. Когда мы познакомились, у обоих была работа, друзья, своя жизнь, — говорит Ольга. — Единственная проблема — друзья. Я чувствовала себя белой вороной как на вечеринках с одинокими подругами, так и на встречах с парами».
Раз в месяц Ольга летала в Нью-Йорк и проводила там от пяти дней до трех недель. Под конец затянувшейся на полтора года командировки пара поехала в путешествие по Аризоне, где встретила американского военного, который был восхищен тем, что Ольга «дождалась».
«А для меня это было очень естественно, — говорит Ольга. — Я не чувствовала, что «жду». Думаю, все случилось в правильное время, когда мы оба пытались понять, куда двигаться дальше. Хотела бы еще отметить важный момент: мы не ограничивали свободу друг друга. Хотя в Нью-Йорке, стоило мне отойти в туалет в ресторане, как на столик моего партнера летели салфетки с исписанными помадой записками. Мы всегда шутили по этому поводу. Но это помогло нам понять, что мы можем иметь дело друг с другом. А потом мы полетели на экскурсию над Большим каньоном на вертолете, и он сделал мне предложение».
С тех пор прошло два года, пара вместе живет в Лондоне.
Пара жила в Москве, но мужу-программисту предложили работу в Швейцарии. Предполагалось, что Ирина переедет с ним и будет домохозяйкой.
«Жена программиста сегодня — это практически жена декабриста. Предполагается, что она должна все бросить и ехать за мужем. Разница лишь в том, что едут не в Сибирь, а в более приятные места, — признается Ирина. — Я тоже должна была стать домохозяйкой. Но проблема в том, что если я не чувствую себя реализованной, то начинаю промывать мозги мужу. И это никому не идет на пользу».
В Москве Ирина работала журналистом и преподавала в ВШЭ. Переехав в Лугано, она начала писать докторскую по истории радио в период Первой мировой войны в Европе.
«В Швейцарии позиция ассистента профессора считается работой, — объясняет Ирина. — За нее платят. Но как только я осела, мужу предложили работу в Лондоне. Получилось, что у обоих начали развиваться карьеры, и наша география за ними не поспевала». Ирина осталась работать в Лугано, и уже год пара живет отдельно.
«Постоянные перелеты — это неприятно, и ничего хорошего в этом нет, — говорит Ирина. — Но так сегодня живет весь мир».
По признанию Ирины, в ее окружении меньше людей, которые постоянно живут со своими семьями, чем тех, кто поддерживает отношения на расстоянии. У одной ее знакомой пары такие отношения длились 15 лет: «Они оба специалисты по африканской литературе. Очень редкая профессия, и если где-то появляется позиция, один из них на нее едет. Они всю жизнь прожили на расстоянии, но недавно вышли на пенсию, съехались и очень довольны».
Ирина видит в таких отношениях как минусы, так и плюсы. Из плюсов — больше страсти и возможностей для роста обоих. «Когда я приезжаю в Лондон и иду по делам, дома муж встречает так, будто мы расставались на год! А что касается работы, то оба в таких отношениях анализируют сразу два рынка: свой и партнера».
Из минусов — недостаток человеческого тепла и общего опыта. «Говорят, что женщина должна быть независимой. И мужчина должен быть независимым. Но тогда жить они должны отдельно и семьи не заводить, потому что, когда ты вступаешь в брак, то обещаешь вести свою жизнь иначе. Но эти обещания сложно выполнять, когда у тебя две жизни. Я всегда думала, что умная женщина может решить проблему выбора между семьей и карьерой, но мне никогда не приходило в голову, что карьера и семья могут быть в разных странах!»
В мае Ирина намерена защититься и попробовать найти место в такой стране, где карьерные перспективы будут устраивать обоих.
Григорий жил в Великобритании, его будущий муж — в России. Познакомились они на отдыхе в Испании.
«У нас обоих свободные профессии, и в тот период компания EasyJet продавала дешевые билеты Лондон-Москва. Это позволило летать друг к другу где-то на четыре дня каждый месяц, — говорит Григорий. — Так мы встречались три года. Еще год планировали свадьбу. Потом поженились и уже два года живем в Великобритании. О переезде в Россию речи не шло из-за местного отношения к ЛГБТ-сообществу».
Среди плюсов отношений на расстоянии Григорий отмечает полное нежелание ругаться, потому что «каждый раз как отпуск», который нет желания портить. С другой стороны, Григорию не доставало совместного быта и хобби.
«Мы перезванивались чуть ли не каждый час, обсуждали все. Но куда пойти вечером я решал сам. Никто не говорил: давай посмотрим кино дома».
По словам Григория, среди его друзей, состоящих в отношениях на расстоянии, большинство расстаются, потому что летать, отпрашиваться с работы — не всегда легко, и часто это приводит к стрессам. Чтобы их избежать, многие решают пожениться, хотя, по словам Григория, не всегда такое решение оправдано: «Мы поженились через четыре года, когда все друг о друге знали. Но многие женятся через год. Я этого не понимаю. Если ты хочешь обмануть, то на расстоянии это сделать проще всего. И это риск. Такое недавно случилось с моей подругой, муж которой в обычной жизни оказался алкоголиком. У нас же после свадьбы все стало еще лучше. Я заболел раком, лечился, и мой партнер открылся с очень неожиданной, прекрасной стороны. Он очень меня поддерживал. Поэтому сегодня, если мне предложат работу где-то в Австралии, я конечно, не поеду. Как так можно? Хотя, возможно, зависит от сроков. Например, шесть месяцев для таких отношений, как у нас — это ничто, мы не заметим, как они пролетят. Но я никогда не буду ставить работу выше отношений с партнером».
«Первый раз это было очень романтично: познакомились в поезде, под утро целовались, прикрываясь от всего вагона простынкой, — вспоминает Евгения. — Потом он уехал учиться в Лондон, а я осталась доучиваться в Москве».
В течение года пара созванивалась, после чего английский друг Евгении переехал в Москву и пошел в институт «Стрелка» получать докторскую степень по архитектуре. Начал учить русский, но в Москве совершенно не прижился: избегал ее друзей, ему все не нравилось и было комфортно только тогда, когда он был вдвоем с Женей.
«Моя экстравертная натура переживала это с трудом, и отношения пошли на спад, — рассказывает она. — Он уехал назад в Лондон, а у меня в Москве осталась интересная работа. Я думаю, что все так закончилось, скорее, из-за несовпадения характеров, а не из-за среды обитания».
Три года назад в России Евгения познакомилась с музыкантом из США. Недолго думая, они с подругой взяли билеты в Америку, и она предложила ему присоединиться к их поездке. Он моментально согласился повозить по родной стране русских красавиц. Так Евгения начала с этим музыкантом встречаться. Потом он приехал в Москву, а потом пригласил ее к друзьям в Вермонт.
«Это был культурный шок, — вспоминает Евгения. — Все ходят на охоту, всюду висят фотографии с убитыми животными; мужчины в клетчатых рубашках рассказывают страшные истории о похождениях в юности. А потом мы поехали к его родителям в деревню Черчвилль, в которой всего одна кофейня и один светофор».
После этой поездки молодой американец прилетел в Москву с кольцом. Но Евгения поняла, что жить в деревне с одним светофором не сможет. Свадьбы не случилось.
Сейчас Евгения встречается с англичанином из Бирмингема. «Уф, поближе! — радуется она. — Он тоже «гастрольный персонаж», поэтому видимся либо у него, либо у меня, либо где-то еще в промежутках между его турами. За два года отношений вместе мы провели месяцев восемь. Но чем дальше – тем сложнее: в Москву он не хочет, Лондон не любит, поэтому вопрос локации открыт». Назвать такие отношения идеальными Женя не может: «Подруги повыходили замуж, а у меня даже нет таких простых радостей, как спонтанные походы вместе в кино и за продуктами. Хуже всего, когда сидишь на полу в слезах, окруженная запчастями стола, который не смогла собрать в одиночку. Мужчина твой где-то есть, и через Skype предлагает помощь, но от этого еще грустнее».
Но есть и плюсы. Среди них как «опытный пользователь» отношений на расстоянии Евгения отмечает возможность понять другие культуры, расширить собственные горизонты, а также — надолго продлить медовый месяц.
«Однако постоянное ожидание встречи и отсчет дней выматывает, — говорит она. — Хочется жить, а не ждать, когда увидимся и вот тогда на неделю или две «заживем»! Сильная независимая московская женщина тоже хочет на ручки, придя домой».
Со своей женой Алексей познакомился в ЖЖ 13 лет назад. Он тогда жил в Чикаго, она – в Нью-Йорке. Переписывались где-то месяц, потом она приехала. Потом еще раз. Потом он к ней ездил. Через восемь месяцев он решился и переехал к ней в Нью-Йорк, бросив в Чикаго работу и квартиру. «Это был риск, конечно, — говорит он, — все могло рассыпаться. Но не рассыпалось, мы поженились и прожили вместе 11 лет».
Расставались, но всегда не надолго. Потом вместе перебрались в Британию, где получали образование: он в Оксфорде, она в одном из лондонских университетов. Жили в Лондоне, он ездил в Оксфорд. Потом, вслед за мужем, она тоже поступила в Оксфорд на DPhil.
Два года назад ему пришлось вернуться в Штаты. Как говорит Алексей, «мне и в голову не приходило , что это может что-то изменить. Мы все 11 лет были очень близки, все делали вместе, думали вместе, и вообще для меня та клятва, которую произносят вступая в брак – не пустое слово».
Но вдруг после очередного совместного отпуска Алексей услышал от жены, что она не возражает, если он найдет себе партнершу. «У меня челюсть отпала, — признается Алексей. — До этого она, хоть и в шутку, но постоянно повторяла, что если я «куда-нибудь не туда свой шланг поверну», то на его «оторвет», а тут вдруг ни с того, ни с сего – такое? Сразу стало ясно, что что-то тут не то. И действительно – через неделю она призналась, что кого-то «встретила». Он знает, что она за мужем, но верит в «свободную любовь»».
Через месяц новый мужчина ее бросил. Но у девушки стали появляться другие партнеры. «Я же изначально встал перед дилеммой – порвать отношения или нет? — говорит Алексей. — Разводиться или расставаться она не собиралась, речь шла только о «свободной любви». В общем, это очень неприятная для меня тема. Но я решил оставить все как есть. С одной стороны, разрушать то, что мы вместе создали (а у нас за 13 лет появилось много чего, включая совместный дом в Штатах) – это было бы слишком болезненно. И я не хочу доставлять ей дополнительные неприятности разводом. К тому же, пока я в США, а она в Британии, нет особой разницы, в разводе мы или нет. С другой стороны, есть надежда, что все это безумие прекратится. Я, во всяком случае, в «свободную любовь» не очень верю, да и не заметил, чтобы она сама сильно в это верила».
«Мы вместе учились в МФТИ и жили по соседству в общежитии. Он закидывал мне на балкон конфеты, — вспоминает Елизавета. — Практически сразу мы начали жить вместе. Все было очень органично, мы никогда не ругались».
Исключениями стали частые командировки парня на несколько недель. У Елизаветы начинались «эмоциональные качели», потому что она очень скучала. «Это моя постоянная история. Когда мы вместе — все прекрасно. Но, когда человек нужен мне рядом, а его нет, меня это расстраивает», — говорит она.
Ее партнер поменял работу, чтобы постоянно быть в Москве. Два года все было хорошо. Через какое-то время Елизавету позвали работать в Лондон. И пара решила, что надо ехать, потому что другого шанса не будет. Она поехала, и молодому человеку сделали партнерскую визу. Но в этот момент ему дали повышение на работе в Москве. А потом еще одно.
«Сначала мы планировали, что он приедет через шесть месяцев, но это затянулось на полтора года, потому что его все повышали», — говорит Лиза.
Тем временем у нее в Лондоне началась другая жизнь. Она нашла новых друзей, новые хобби, любимые кафе и театры. И поняла, что хотела бы строить свою жизнь именно там. Она начала активно обживаться, строить быт и готовить «посадочную полосу» для партнера.
«Он всегда был первым человеком, с которым я обсуждала проблемы и радости и от которого я бы хотела услышать альтернативное мнение. Но в какой-то момент я поняла, что звоню другим людям, когда мне нужна помощь. Да, мы очень много ездили друг к другу, встречались два раза в месяц. Но когда встречались, мне нужен был целый день, чтобы заново к нему привыкнуть. А когда разъезжались, я еще неделю отходила. Это слишком истощает эмоционально. Возможно, не все так реагируют и это только моя проблема. Многие люди могут держать в голове все эти эмоции и связи, у меня же они достаточно быстро распадаются, если человека нет рядом физически. Мы расстались, и из всей этой истории я сделала для себя такой вывод: отношения на расстоянии нельзя затягивать».
Эти и другие телеграм-стикеры подготовлены каналом ZIMA Magazine. Скачать набор Long Distance Relationship можно по ссылке.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…