«Какое оно, современное сообщество русских в Париже? Осталось ли что-то от кружков интеллигенции, ресторанов и русских районов? Кто из вновь прибывших в Париж русских занимается интересными проектами, творчеством, бизнесом? Может быть, в Париже есть свой Брайтон-Бич, а мы и не в курсе?»
Этими вопросами однажды задались режиссер Мария Кособокова и фотограф Алексей, внук белого эмигранта, писателя Озерецковского. И сделали целый мультимедиа-проект «Русские в Париже», где показали жизнь двенадцати очень разных людей — художника, владельцев салонов и магазинов, журналистов, представляющих русское сообщество города.
Мария Кособокова рассказала ZIMA о поиске героев, русской общине и полезных находках во французской столице.
Как вы оказались в Париже?
Я родилась в Новосибирске, и мне очень повезло жить прямо напротив школы с углубленным изучением французского языка. С шести лет начала потихоньку говорить по-французски, и, как у большинства моих друзей, у меня была мечта поехать в Париж. Она осуществилась в седьмом классе. Это был такой школьный автобусный тур галопом по Европам. За полгода до поездки я упала с лестницы и сломала позвоночник, но так сильно хотела поехать, что было не удержать. В 22 года, закончив университет в Новосибирске, я, как в детстве, безумно захотела пожить во Франции, но уже не в качестве туриста. Я подала документы через интернет и довольно легко поступила в магистратуру высшей школы коммуникаций при Сорбонне. Потом нашла стажировку мечты и осталась жить в Париже на три с половиной года.
Париж для вас – какой он?
Это город любви, приключений, неожиданных знакомств, город возможностей, людей, которые вдохновляют, мотивируют и открывают тебя с разных сторон. Мой Париж на велосипеде вдоль канала Saint-Martin, в библиотеке университетского городка Cité Universitaire, в переулках Латинского квартала и еще, в коворкинге Mutinerie — в центре сообщества фрилансеров, стартаперов и просто хороших людей, которые на несколько лет стали моей семьей.
Как родилась идея проекта «Русские в Париже»?
Идея проекта пришла ко мне года три назад, когда я начала дико скучать по России, особенно по общению в кругу интересных людей, по театру, кино, шуткам. Параллельно с этим чувством менялась моя профессия — я стала снимать видеорепортажи, очень хотелось сделать что-то на стыке журналистики и кино. Плюс к этому, мы спонтанно познакомились с Алексеем — соавтором этого проекта. И когда оказалось, что его бабушка и дедушка, белые эмигранты, были в самом центре русского сообщества начала XX века, не оставалось сомнений, что про это нужно снимать. Правда, только про прошлое снимать не хотелось. Вопрос, который нас действительно вдохновлял — какое оно, современное сообщество русских в Париже? Осталось ли что-то от кружков интеллигенции, ресторанов и русских районов? Кто из вновь прибывших в Париж русских занимается интересными проектами, творчеством, бизнесом? Может быть, в Париже есть свой Брайтон-Бич, а мы и не в курсе? Хотелось, в первую очередь, это узнать нам самим, а потом поделиться со всеми. Как-то мы уже в начале съемок понимали, что былой сплоченности среди русских нет, и нашей, признаемся, утопической целью, стало немного перезнакомить русских в Париже и стать ближе.
В проекте ведь еще участвовал ваш друг Алексей, внук писателя-эмигранта Геннадия Озерецковского?
Да, с самого начала мы работали над проектом вместе. Отправной точкой съемок стала ночь празднования Пасхи в русской церкви, где на службе помогал Лешин папа и сам Леша, а на следующий день у них дома собиралось целое русское застолье с гостями. Так как событие такого масштаба случается раз в год, не снять его было стыдно.
Уже потом мы поняли, что в этом проекте дополняем друг друга. Леша — часть русского сообщества с самого рождения, я — приезжая студентка со взглядом извне. Я снимаю видео, люблю задавать вопросы в лоб, Леша великолепно фотографирует на пленку, причем использует советский объектив «Юпитер». Кстати, в том числе из-за наших разных форматов мы решили делать не фильм, а именно мультимедиа проект. И тут уже подключился третий автор, друг и дизайнер из Новосибирска — Игорь Филимонов, который нам помог все красиво оформить. Оказалось, что Леша знал Игоря заочно, потому что проходил стажировку в Новосибирске в 2009 году и у них обнаружились общие друзья.
Как вы выбирали героев для проекта?
Сначала все шло по цепочке. Первое интервью — Лешин папа, потом поехали снимать его близкого друга — художника Анатолия Путилина с женой в квартиру-мастерскую. Далее, прошлись по интересным знакомым с моей стороны — в проекте появилась Коринна Даниелу, один из организаторов фестиваля русского кино в Париже. После съемок в кинотеатре Коринна случайно завела нас в книжный магазин издательства YMCA press, а еще через день позвонила и позвала на празднование крестин в ресторан «Петроград». Часть наших героев нашлась через сообщество в фэйсбуке. Люди посмотрели трейлер к проекту и сами стали предлагать персонажей. С некоторыми выходило совсем спонтанно. Например, основателя галереи Russian Tea Room Лизу Фетисову я нашла на встрече с художником-акционистом Петром Павленским в университете Beaux-arts, а на следующее утро мы уже снимали в ее галерее.
А русская община в Париже — какая она?
Этот вопрос мы задаем себе, всем нашим героям, но для полного ответа, нам, наверное, нужно познакомиться еще как минимум с сотней русских в Париже. Многие эмигранты, пережившие золотые времена русской общины, грустно отмахиваются и говорят нам, что ее сейчас просто нет. Что нет никакого парижского Брайтон Бич, а те редкие моменты, когда все встречаются, бывают только в русских церквях. Но это не совсем так. Благодаря таким людям, как Коринна Даниелу, Лиза Фетисова, Алексей Батусов, которые собирают русских вокруг кино, выставок, концертов, русская община живет, она все так же интеллигентна, как никогда амбициозна, и с удовольствием встречается. Правда, действительно, редко. Многие ассимилировались, некоторые просто общаются маленькими группками, но как только появляется повод — бутерброды с колбасой, водочка и огурчики, песни под гитару — все тут как тут.
Поделитесь полезными находками для русских в Париже?
Для меня каждый наш герой — это про находки. Многие открыты к знакомству и ждут в гости. Недавно в киностудии «Альбатрос» отмечали день рождения Алексея Хвостенко, пели его песни, каждому были рады. В школе искусств «Артима» Марии Кристиани учат музыке русские преподаватели, и, оказывается, не только детей. В магазине русских продуктов «Тройка» продавщица Марина Дроздова и завернет вам килограмм вкусных конфет «Ротфронт», и расскажет тонну интересных историй про русских “на районе” — как было раньше, кто живет сейчас. А русский книжный магазин Ymca Press! Вот так сначала поговоришь про историю c издателями, а потом выяснится, что они собирают русскую волейбольную команду. Тут же идешь снимать, играть. В каждом интервью – что-то свое. Поэтому мы и разбили их на главы — надеемся, что каждый найдет интересное именно для себя. И, кстати, мы не собираемся останавливаться, ищем новые знакомства и готовы к приключениям и новым находкам. Сейчас мы с Лешей оба учимся в школе документальной фотографии «ДокДокДок», так сказать, повышаем квалификацию, поэтому дальше будет еще красивее и интереснее.
Сайт проекта: http://rusparis.ru/projet/
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…