Досуг

Чем хорош спектакль «Кукольный дом» театра «Хамелеон»

22-25 февраля театр The Cockpit четырежды становился домом семьи Хельмер из знаменитой пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», которую играли актеры лондонского русскоязычного театра «Хамелеон». Режиссер – Дмитрий Турчанинов.

От местного русского театра ожидаешь увидеть неловкость и обаяние малобюджетной постановки, но “Кукольный дом” оказался серьезным, уверенным спектаклем. На сцене предстала и сразу начала разрушаться семейная идиллия – с самого первого момента, когда довольная собой Нора (Влада Лемешевская) тайком от мужа поедала миндальное печенье. А дальше спектакль уверенно повел меня в глубь кукольного дома, за непрочными стенами которого происходила трагедия.

Игра актеров показалась очень русской, и временами я забывала, что передо мной – персонажи из Норвегии. Возгласы Торвальда «Нор! Ну Нор!» звучали точь-в-точь как на уютной московской кухне. Влада Лемешевская в главной роли тоже напомнила скорее восторженную Наташу Ростову. Но прекрасны были все герои – от легкомысленной Норы, превращающейся в многогранную и сложную фигуру на глазах у зрителя, до угрюмо-нервного Крогстада (Олег Хилл), потрепанной жизнью Кристины (Оксана Сидоренко), озабоченного болезнью и тайной любовью доктора Ранка (Олег Сидорчик), и, конечно, Торвальда (Александр Меркури), невольно ставшего предметом ненависти всех феминисток зала.

Комические элементы дались актерам с легкостью, что особенно приятно: рассмешить зрителей всегда тяжелее, чем расстроить. Так же непринужденно они справились и с нарастающей трагедией пьесы. Веришь и падению Норы, открывшему ей глаза на смысл брака и долга, и превращению Крогстада в человека под влиянием любви к Кристине, и другим метаморфозам, через которые прошли на этом потертом ковре главные герои.

Игра актеров компенсировала технические недостатки постановки. Ее создатели словно забыли про звук: спектакль временами казался чрезмерно тихим, а выбор музыки – неинтересным. От голосов детей Норы и Торвальда, потусторонне доносившихся из колонок, пробегали мурашки по коже (эти недостатки проявились на премьере, и на следующих показах они были устранены – ред.). Неаполитанский костюм Норы, в предвкушении которого были и зрители, и Торвальд, мог быть более роскошным, ведь это важно для развязки пьесы. Свет постоянно хотелось то уменьшить, то включить поярче. Но зато идеальным получился «луч надежды», осветивший лицо Торвальда в самом конце: быть может, Нора вернется?

В целом спектакль порадовал мастерством актеров и мудрым раскрытием идеи пьесы, а «Хамелеон» стал для меня приятным театральным сюрпризом, за чьим репертуаром стоит следить. Сама же пьеса «Кукольный дом», написанная более ста лет тому назад, остается невероятно актуальной по сей день: Ибсен как будто писал ее, наблюдая за сегодняшним обществом, активно обсуждающим гендерное равенство и меняющуюся роль женщины.

Фото Олега Качинского

Соня Секулич

Новые статьи

«А что, если…?» Художница Даша Лойко-Гриер — о нелинейном восприятии времени, философии искусства и «памяти» о будущем

Расскажи пожалуйста про свой путь в искусстве: как и почему ты решила стать художником? Почему…

3 дня ago

«Зиганул» или не «зиганул» Маск? И другие истории недели

Трамп, Маск и «фашизм 2.0» Британия - страна в плане общественных дискуссий особенная. Она сравнительно…

7 дней ago

Об антивоенном кино, контексте времени и современных героях: разговор Александра Роднянского и Веры Кричевской

Кино, считает Роднянский, отражает смену настроений в обществе лучше любых соцопросов. В этой книге он вспоминает свой профессиональный…

7 дней ago

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Жемчужины модернизма

Хоумвуд, СуррейThe Homewood Когда архитектору Патрику Гвинну было двадцать четыре, он задумал переделать классический викторианский…

1 неделя ago

Налоговая мобильность: сложность, прозрачность и потрясения нового времени

Актуальность трансграничного планирования Управление налогами, иммиграционными требованиями и международным статусом становится всё более важным в…

1 неделя ago

Премьера спектакля «Исцеление» в Лондоне собрала более £600 тысяч в пользу фонда Gift of Life

«Спектакль «Исцеление» – это, на мой взгляд, история, которая исследует и поднимает очень важные человеческие…

1 неделя ago