Корреспондент ZIMA Magazine Анна Чернова отправилась на поиски сокровищ Темзы вместе с мадларком Николой Уайт, которая уже много лет выискивает среди камней и речного ила ключи к разгадкам человеческих историй.
Мы встречаемся с Николой Уайт на южном берегу Темзы напротив шекспировского театра Globe, спускаемся по ступенькам к реке и идем по направлению к Вестминстеру. Людей совсем немного, хотя время еще непозднее – лондонцы только начинают выходить из офисов. С Темзы дует не по-летнему холодный ветер, мы осторожно пробираемся по скользким камням. Под ногами – ил, палки и речной мусор, на ногах – ботинки для трекинга.
Никола явно не боится ни испачкаться, ни поскользнуться: она пришла в джинсах, белой кофте и светлых кедах прямо с работы. Две недели в месяц Никола выполняет административную работу в финансовых компаниях, чтобы заработать на жизнь, в остальное время она занимается тем, что ей действительно по душе. Ее настоящие призвания – быть художницей и мадларком.
Бродяги и историки
Термин «мадларк» получил широкое распространение в XVIII веке. Так называли лондонских бродяг, выискивающих ценные предметы на побережье Темзы (от слов «mud» – грязь и «lark» – возиться). Занятие это было неприятным и даже опасным: в то время в Темзу сливались отходы, и нередко мадларки получали порезы от многочисленных осколков. Но легкий заработок привлекал на реку беспризорных детей и лондонских бедняков.
Однажды Никола нашла монету времен правления Елизаветы, датированную 1601-м годом. Ее стоимость сейчас оценивается в 200 000–400 000 фунтов.
Сегодня мадларкинг утратил негативные ассоциации и превратился в популярное хобби для энтузиастов, интересующихся историей. В Лондоне есть целое сообщество мадларков, хоть и небольшое. Чаще всего искателям, изучающим берега Темзы, попадаются монеты, металлические пуговицы, украшения, куски керамических изделий и мундштуки от курительных трубок. Но случаются и настоящие удачи.
Однажды Никола нашла монету времен правления Елизаветы, датированную 1601-м годом. Стоимость монеты сейчас оценивается в 200 000–400 000 фунтов. Однако Никола не спешит ее продавать, ей интереснее сама история найденных на дне Темзы предметов. «Для меня дело не в материальной ценности. Можно найти что-то, что выглядит совершенно непримечательно, но за каждым предметом скрывается чудесное прошлое», – объясняет она.
Ушел из жизни, но не забыт
Одной из ценных находок для Николы стала латунная бирка от багажа британского солдата, сражавшегося в Первой мировой войне. Никола набрела на нее во время прогулок вдоль Темзы три года назад и даже не сразу обратила внимание на кусок металла. Но заметила на нем гравировку: F. Jury, 72 Woolwich Rd.
Найденная вещица увлекла Николу в целое историческое путешествие. С помощью своих подписчиков в твиттере ей удалось раскопать историю военного Фреда Джури.
Фредерик Джури родился в Бермондси в 1873 году, работал кочегаром и снимал комнату у Сары Амелии Элизабет Картер, на которой впоследствии женился. В 1904 году они поселились в Лондоне по адресу Вулич роад, дом 72. Сохранилось свидетельство о заключении брака между Сарой и Фредом, согласно которому они поженились в церкви Святого апостола Филиппа в Камберуэлле (сейчас это жилой район на юге Лондона) в 1901 году. Фреду на тот момент было 29 лет, Саре – 42.
В 1916 году Фред отправился служить в Австралию, о чем остались подробные записи в австралийском реестре, но вскоре вернулся, чтобы воевать во Франции и Бельгии. Во время боевых действий в непосредственной близости от него взорвалась граната. В результате ранений, полученных на войне, он серьезно повредил левую ногу и лишился нескольких пальцев руки. Все это было описано в медицинских заключениях, которые Николе удалось найти. В 1919 году Фредерик Джури был удостоен серебряной награды за ранения, полученные на фронте. Позже Никола нашла место захоронения Фредерика. Так латунная бирка привела мадларка к финальной точке истории жизни английского солдата – могильной плите в Гринвиче с надписью: «В память о любимом муже Фредерике Джури. Умер в возрасте 59 лет в 1932 году. Ушел из жизни, но не забыт».
«В этом прелесть мадларкинга, – говорит Никола, демонстрируя маленькую латунную бирку. – У Фреда не было детей и, соответственно, не осталось потомков. Но эта бирка будто вернула его к жизни, рассказав его историю. И это история, которую ты держишь на ладони».
Искусство из кучи мусора
В том, что для обычного человека выглядит как однообразная куча камней и палок, опытный мадларк может разглядеть фрагмент глазурованной керамики или старинной курительной трубки. «Со временем ты понимаешь, на что обращать внимание. Видите эту лужу между камней? В таких местах часто застревают мелкие предметы», – объясняет Никола.
Сама она занимается мадларкингом 15 лет – с тех пор, как переехала в Лондон. «Мне было довольно одиноко в большом городе, где я никого не знала, – вспоминает она. – В какой-то момент я почувствовала, что меня тянет к реке. Она напоминала мне прогулки по морскому побережью в Корнуэлле, где я выросла. Сначала я просто гуляла вдоль Темзы, потом стала находить всякие безделушки. Это было так же приятно, как собирать ракушки».
Никола научилась находить применение даже таким бесполезным, казалось бы, предметам, как найденные на дне реки старые босоножки или пластиковые бутылки. Она использует их вместе с обломками стекла и керамики, создавая различные панно и картины. Свои работы она создает в небольшой студии в Кенте, а затем выставляет их в местных галереях и частично продает онлайн. Так из того, что для всех остальных показалось бы кучей бесполезного мусора, получаются произведения искусства, а использованное и выброшенное получает новую жизнь.
Но не все, конечно, удается использовать. «Сегодня никаких драгоценностей, – вздыхает Никола, оглядываясь на пройденный нами путь. – Зато вот еще одна челюсть. Нам часто попадаются останки животных». Челюсть довольно крупная и выглядит немного зловеще. Скорее всего, это останки лошади. Никола объясняет, что кости хорошо сохраняются в речном иле Темзы, поскольку он не пропускает кислород. Но если она находит что-то сомнительное, на всякий случай сообщает полиции.
С полицией приходится контактировать и по другим поводам. Несколько лет назад Никола нашла неразорвавшуюся ручную гранату времен Второй мировой войны, которую вынесло на берег в Гринвиче. Пока ее обезвреживали, полиция перекрыла движение по Темзе.
Любовь и техника безопасности
Мы проходим все дальше, вода прибывает, людей встречается все меньше. Где-то линия берега по-прежнему простирается метров на 20, а где-то сузилась до 5–6 метров. «Нужно всегда думать о том, как ты будешь выбираться, – говорит Никола. – Вода прибывает очень быстро, и иногда путь наверх неожиданно может быть отрезан». На этот случай она советует не ходить на реку в одиночку, всегда знать время прилива и отлива и иметь с собой заряженный телефон. Если вы окажетесь заблокированы водой, придется вызывать речной патруль или звать на помощь.
Чтобы стать мадларком, не нужно проходить обучение – достаточно зарегистрироваться в Port of London Authority и ознакомиться с техникой безопасности и сводом правил мадларкинга. Правила, например, такие: по стандартной лицензии можно копать не глубже чем на 7,5 см, а обо всех важных и ценных находках обязательно первым делом сообщать в Museum of London. Сотрудники музея регистрируют предмет, определяют, из какой он эпохи, а затем отдают на хранение нашедшему. Так было с несколькими монетами, найденными Николой, а также с золотым кольцом с сапфиром, которое она с удовольствием носит и сегодня.
Еще одно украшение, подаренное Темзой Николе, – маленькое сердечко викторианских времен. Она показывает на цепочку, висящую на груди: «Мне кажется, это сердце очень нежное и красивое. Я просто почувствовала, что оно принесет мне удачу. Я укрепила его серебром, потому что оно было очень хрупкое, и с тех пор ношу вместе с крестиком XVII века и другим георгиевским сердечком поменьше. Все это я нашла на берегу реки в разных местах. Эти кулоны символизируют три главные вещи в моей жизни: веру, надежду и любовь».
Как отправить послание
За 15 лет Никола нашла более 130 бутылок с записками на разных языках: в них были мольбы о помощи, признания в любви, мечты и надежды. Однажды к ней в руки попало письмо на русском от человека, который просил судьбу помочь ему устроиться продавцом машин. А один мальчик бросил в реку письмо с просьбой подарить ему игрушечного рейнджера. При помощи пользователей твиттера Никола смогла найти мальчика и осуществить его мечту.
У самой Николы тоже есть мечта, которую может исполнить Темза. Художница хочет уйти с корпоративной работы, продать квартиру в Гринвиче и купить лодку, оборудовав ее под дом и студию. Нужную лодку она нашла. «На самом деле это плавучий маяк, он огромный, – уточняет Никола. – Я могу открыть там ресторан и галерею. Буду на ней жить, работать и устраивать вечера для людей. Жизнь слишком коротка. Мои дети растут, мне самой в этом году будет 50, и у меня появилось чувство, что я уже отработала свое в корпоративном мире, достаточно побыла ответственной и разумной. Теперь я могу позволить себе бросить работу, продать квартиру и купить лодку».
Никола ведет youtube-канал, где рассказывает о мадларкинге и пересказывает истории найденных ею предметов. У канала больше 12 000 подписчиков, и это позволяет получать дополнительный доход за счет рекламы. Для Николы это хорошее подспорье. Она мечтает, что однажды ее хобби позволит ей окончательно попрощаться со скучной административной работой.
Тем временем мы собираемся уходить и складываем обратно в мешок предметы, которые Никола принесла мне показать: бирку, монетки XVIII века, металлический жетон конца XVI века. «Только представьте себе, что последний раз этим жетоном пользовались в 1590-х годах! – говорит Никола. – Разве это не поразительно? Каждый из этих предметов рассказывает историю людей, которых уже нет, тем самым продолжая их жизненный путь».
«А какой предмет расскажет вашу историю?» – интересуюсь я. «Серебряное сердце, – отвечает Никола. – Когда-нибудь я приду и брошу его в реку. Но перед этим я хочу сделать на нем гравировку: «Иди за своей мечтой». Много лет спустя кто-нибудь найдет его на берегу Темзы и узнает историю женщины, которая 25 лет работала в скучных корпорациях, хотя делом ее жизни было искусство. На работе она была глубоко несчастна, но однажды решилась бросить все и начала заниматься тем, что ее по-настоящему вдохновляет».
Неожиданно она обращается ко мне: «А какая будет у вас история?»