Художник Филип Фирсов, занимающийся исторической резьбой и много лет изучавший архитектуру английских соборов, рассказывает, чего на самом деле лишили себя Петров и Боширов, если походу в Солсберийский собор они предпочли другие маршруты.
Все, что Петров и Боширов могли сказать про собор в Солсбери, указано в первом абзаце русской Википедии. Это длина его шпиля. Хотя если бы эти ребята действительно интересовались зодчеством, они бы вспомнили, что этот собор – ведущий пример Ранней английской архитектуры, один из важнейших в Англии.
Первый раз я ездил в этот собор, когда учился в университете в Лондоне и изучал историю архитектуры и зодчества. Собор в Солсбери отличается от многих других английских соборов. Его построили в начале XIII века по распоряжению короля Иоанна (Джона), брата Ричарда Львиное Сердце. Во время его правления французские бароны совершили переворот, и произошла уникальная не только для политики, но и для архитектуры вещь. Английские каменщики, занимавшиеся строительством церквей, перестали ездить во Францию и приглашать французских каменщиков к себе, и это положило начало уникальному английскому стилю. С момента возведения Солсберийского собора стиль здешней архитектуры разделяется на «до» и «после».
С момента возведения Солсберийского собора стиль здешней архитектуры разделяется на «до» и «после».
Собор доминирует над окружающим ландшафтом. А его шпиль – действительно один из самых высоких в Европе. Все архитекторы в истории обращались к нему как к примеру. Даже Кристофер Рен собирался возводить такой шпиль на Соборе Святого Павла, но не смог этого сделать из-за сложности инженерных решений.
В соборе можно увидеть готические ниши с пилястрами, которые заканчиваются капителями – но не классическими, а выполненными в готической интерпретации. Они тонкие и высокие, наверху – резные листья, которые закручиваются: это так называемые Stiff Leaf – орнамент, ставший символом ранне-английского зодчества.
Собор отличается высокими сводами. В нишах на фасаде много фигур, которые не совсем исторически точно воспроизводят рыцарей, королей и епископов. Фигуры стилизованные, с длинными драпировкам, из-за которых они сами кажутся удлиненными. Это средневековый стиль высокого здания: оно стремится к небу, и фигуры тянутся за ним.
Внутри Солсберийского собора множество декорированных деревянных скамеек, каждая – с индивидуальной резьбой. Их можно увидеть на моем рисунке с собаками: в оригинале это резьба на одной из таких скамеек. Там есть и другие сюжеты: где-то вылезают чертики, а где-то происходят политические события, сцены отравления короля.
Камень, из которого сделан собор, – известняк, густо спрессованный под геологическим давлением, так называемый purbeck marble. Он добывается в разных шахтах Англии и по своей структуре мягче, чем мрамор. Также в зависимости от освещения он меняет свой цвет, поэтому здание кажется живым: при любых колебаниях английской погоды оно немного меняет облик. Внутри здания используется множество других материалов. По сути, это широкая панорама строительных материалов, которые популярны в Англии.
Сам же город очень маленький. Летом 2015 года, когда я нарисовал эти рисунки, я доехал туда на велосипеде от друзей, которые живут неподалеку. Туристов в соборе, кстати, даже тогда, несмотря на прекрасную погоду, было мало. Сомневаюсь, что во время мартовского снегопада их было больше. Сам Солсбери можно довольно быстро обойти пешком. Школы, пабы – обычный английский город. И из любой его точки виден шпиль Солсберийского собора. В этом и была идея строительства: собор должны постоянно видеть жители, его вид пробивается даже на большом расстоянии через невысокие горки Хэмпшера и Вилтшера.
Собор в Солсбери – ключевой родоначальник стилистики, которая получила свое развитие в других крупнейших соборах страны, включая Вестминстер, здания Парламента, здание Королевского колледжа в Кэмбридже и многих других. Можно сказать, что все английские соборы, построенные и в средние века, и много лет позже, смотрят на самые ранние: в Дарэме, Йорке, Глостере и Солсбери. Именно эти соборы – самые важные в стране. И если бы Петров и Боширов были не «предпринимателями средней руки», а историками или художниками, то в их поездке в Солсбери не было бы ничего удивительного.
Рисунки Солсберийского собора – Филип Фирсов.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…