Алина Тукалло рассказывает об опыте учебы своей дочери в Швейцарии. После школы у подростка там есть выбор между профессиональным и академическим образованием, что называется дуальной системой. Алина объясняет, чем различаются эти два пути и как ученикам помогают делать выбор в 15 лет.
В Швейцарии еще существует установка на получение реальной профессии. После девяти лет обязательного школьного обучения две трети швейцарских ребят идут дальше – работать и учиться по системе дуального образования в профессиональные училища (ученичество, по-немецки Lehre, по-английски это называется apprenticeship). Несколько дней в неделю подростки занимаются в государственных школах, причем предметы есть и общеобразовательные (математика, история, иностранные языки), и по специальности. В остальное время профессия практикуется на предприятии.
Ученичество – это для тех, кто познает мир, в первую очередь, через собственный опыт, для практиков. Для тех, кто этот мир рисует, пилит, шьет, лепит, раскрашивает, программирует.
Моя дочка начала работать в августе этого года. Она сидит на кассе в банке Credit Suisse и через бронированное окошко обслуживает клиентов, а у нее под рукой красуются толстые пачки с тысячными купюрами. Ей только пятнадцать, почти ребенок, но ей доверяют, и у нее развивается чувство ответственности. В течение трех лет она поработает в разных отделах – и в бэк-офисе, и в сейфе, в архиве, в банковском деле. В зависимости от специальности и от предприятия такое ученичество длится от трех до четырех лет. Кстати, моя дочка с радостью ходит на работу.
Какие предприятия берут учеников? Это может быть архитекторское бюро, парикмахерская, магазин, столярная мастерская, редакция газеты, ресторан, все профессии не перечислить – их около двухсот. Но главное, это профессии прикладные. Ученичество – это для тех, кто познает мир, в первую очередь, через собственный опыт, для практиков. Для тех, кто этот мир рисует, пилит, шьет, лепит, раскрашивает, программирует.
Академическая гимназия как раз больше подойдет для теоретиков. Обучение в ней в некоторых кантонах, например, в Цюрихе, начинается с двенадцати лет. Учится там процентов двадцать школьников. Считается, что если будет больше гимназистов, понизится общий уровень знаний. А он достаточно высокий – так семиклассникам и восьмиклассникам приходится овладевать солидным объемом латыни. Гимназия и университет после нее – это прямая линия, классика, как Древний Рим и Античная Греция.
Но даже закончив училище и дополнив его теоретическими дисциплинами, проучившись еще пару лет, подросток может поступить в университет и стать ученым, врачом или юристом. Помню, в цюрихском трамвае висел плакат «Учись на парикмахера, стань биологом». Этот плакат как раз о неограниченных возможностях системы швейцарского образования, о надстройках, которые можно, как кубики в конструкторе, ставить один на другой. И ни социальный статус, ни возраст – не помеха.
Несомненно, университет после ученичества это более сложный, зигзагообразный и долгий путь. Но важно понимать, что ученичество – это не потолок, а фундамент. Многие, закончив дуальное образование и получив профессиональный аттестат, поступают в вузы: институты социальных работников, архитектурный, педагогический, академию искусств. Например, архитектором в Швейцарии можно стать, закончив университет, или пойти в ученичество, получить аттестат о профессиональном образовании и отучиться в архитектурном институте.
В общем, имеют место быть разные схемы. Преимущество ученичества в том, что можно приобрести опыт, попробовать себя в профессии, к которой лежит душа, и решить, кем ты хочешь или точно не хочешь быть на раннем этапе. Сменить направление, если разочаровался. А если все хорошо, совершенствоваться в специальности, расти в ней, подкрепляя практические навыки теоретическими знаниями. Вот об этой связке многие подростки говорят как о сильной стороне швейцарского дуального образования: за партой учишь то, что можно применить на работе.
В цюрихском трамвае висел плакат «Учись на парикмахера, стань биологом». Этот плакат как раз о неограниченных возможностях системы швейцарского образования, о надстройках, которые можно, как кубики в конструкторе, ставить один на другой. И ни социальный статус, ни возраст – не помеха.
Плюс финансовый аспект. Предприятие платит ученикам зарплату – символическую, но все же не приходится сидеть на шее у родителей. Зарплата учеников прогрессирует с каждым годом: в профессиях попроще может быть ежемесячно 600 франков в первый год обучения, 900 во второй, 1200 – в третий. В респектабельных фирмах, например, банковских, зарплаты еще выше.
Не всегда просто найти место на предприятии. Тут подключаются и родители со своими знакомствами, и школы, сотрудничающие с центрами профессиональных консультаций (они приглашают специалистов на уроки). Ученики сдают тесты по профориентации, чтобы определиться с интересами и способностями. Далее с фирмами договариваются, нужно найти от трех до четырех, чтобы поработать несколько дней в профессии. Это входит в обязательную школьную программу и называется смешным словом «schnuppern» (принюхиваться). А потом, нанюхавшись, подростки будут десятками рассылать резюме, учиться предлагать себя.
Во Франции, Швеции и Бельгии безработица среди молодежи составляет до 20%, в Португалии, Испании и Италии – до 40%. В Швейцарии – 3%. Почему?
Девятнадцатилетний сын моей подруги в Штутгарте хотел пойти учеником-информатиком, но получил около сотни (!) отказов, и ему «пришлось» поступить во Франкфуртский университет. Вот так – в ученичество забраковали, зато взяли в один из лучших вузов Германии.
Да, дуальная система образования принята и в Германии, Австрии, Дании, но там она все же не настолько популярна, как в Швейцарии. Здесь она становится чем-то вроде швейцарского бренда, как часы, шоколад и банки. Откуда такое признание? Дело в том, что в Швейцарии практически нет безработицы. А безработица среди молодежи еще ниже, чем у совсем взрослых, и это совершенно уникально. Ведь во Франции, Швеции и Бельгии речь идет о двадцати процентах, в Португалии, Испании и Италии – около сорока (среди ребят от 16 до 25 лет). А в Швейцарии — три процента. Что прежде всего требует потенциальный работодатель? Да, опыт работы. А у большинства швейцарских подростков он уже есть в избытке.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…