Презентация книги Марка Урбана The Skripal Files прошла 4 октября в лондонском книжном магазине Waterstones. Ее вел журналист The Guardian Люк Хардинг, специалист по России и автор книги «Очень дорогой яд» о бывшем сотруднике ФСБ Александре Литвиненко. Люк Хардинг попытался найти ответ на вопрос: почему российские спецслужбы выбрали для нападения бывшего шпиона, который уже давно не у дел?
Урбан взял у Скрипаля несколько интервью в 2017 году
На презентации Марк Урбан рассказал, что впервые лично встретился с Сергеем Скрипалем в мае 2016 года. Тогда он планировал написать книгу о шпионаже между Россией и Западом. Журналист взял у бывшего шпиона серию эксклюзивных интервью общей продолжительностью более 10 часов. О них он никому не рассказывал, даже своим руководителям на «Би-Би-Си». Это было обусловлено условиями секретности и необходимостью выстроить доверительные отношения не только со Скрипалем, но и с другими потенциальными героями книги.
В последний раз Урбан видел Скрипаля в июле 2017 года, а потом месяц спустя говорил с ним по телефону.
«Моей изначальной идеей было написать книгу, в которой описывались бы подробности шпионского обмена 2010 года. Мне хотелось рассказать человеческие истории тех людей, которые оказались в аэропорту Вены в тот день. Именно поэтому я заинтересовался Скрипалем. Работа шла очень долго, что-то постоянно приходилось переносить и откладывать. Получить доступ к таким людям очень непросто», – рассказал Марк Урбан.
Но после того, как 4 марта 2018 года стала известно об отравлении Сергея Скрипаля, наработки Марка Урбана стали актуальны в другом контексте. Запись бесед Урбана и Скрипаля могла пролить свет на то, кто стоит за отравлением и какие на то были причины.
«Сергей был удобен: его было легко найти»
Журналист Люк Хардинг задал Марку Урбану сразу несколько вопросов: где сейчас находится Скрипаль? Считает ли он, что Боширов и Петров причастны к отравлению? Ждал ли атаки со стороны России Скрипаль, и были ли у него опасения за свою жизнь? Почему выбрали именно его? И наконец, как получилось, что выдержки из книги Урбана теперь широко используются российским государством в качестве доказательства непричастности России к отравлению?
Четкого ответа на большинство вопросов Марк Урбан дать не смог. Он лишь подчеркнул, что последний раз общался со Скрипалем задолго до отравления. А сейчас «всего лишь рассказывает историю, основанную на тех фактах, которые ему удалось найти и проверить». Он заявил, что рукопись его книги не была представлена на рассмотрение британской разведке. Но при этом признал, что поддерживал контакты с властями, чтобы иметь возможность удостовериться в правдивости различных сведений.
«Конечно, есть те, кто является для России большими предателями и врагами, чем Скрипаль. Я упоминаю один такой пример в книге. Есть доказательства того, что одного человека пытались выследить в 2016 году: но он жил в Америке, и его было трудно достать (речь о перебежчике из СВР, полковнике Александре Потееве – ред.). Тут нужно понимать мотивацию. Если задачей было послать сигнал всем остальным, то Сергей был удобен: его было легко найти», – размышлял автор книги.
«Он был советским националистом»
Что касается портрета личности Скрипаля, созданного Урбаном в книге, то автор не отрицает, что в нем много противоречий. К примеру, в The Skripal Files рассказывается о том, что экс-полковник ГРУ, выйдя из комы, не поверил в причастность России к отравлению и по этому поводу «столкнулся с серьезными психологическими проблемами». Также в книге приведены выдержки из интервью Скрипаля Урбану, где он рассказывает, что очень любит смотреть «Первый канал», а также критикует Украину.
«Он осуждал Украину. Говорил, что украинцы не знаю, как нужно руководить и им нужен «пастух», Я в какой-то момент сказал ему: «Мой отец из Украины». Он на это ответил, что это не проблема, и продолжил разговор как ни в чем ни бывало. Он был советским националистом, ностальгирующим человеком. Он всегда очень четко проговаривал то, что он приносил присягу Советскому Союзу, а с распадом СССР государство утратило его доверие, Это то, как он воспринимал ситуацию», – продолжил автор.
«Мне кажется, он в Великобритании»
Самым большим открытием для Марка Урбана в ходе работы над книгой стало, по его словам, то, что со времен 1990-х годов шпионские игры не закончились. Они продолжают быть частью современной политической действительности.
Журналист также высказал предположение о том, где Скрипаль может находиться сегодня. «Мне кажется, он здесь. Ему нравится здесь [в Британии], и тут за ним хорошо присматривали, особенно в госпитале Солсбери», – сказал он.