Помимо страха ошибиться, наше общение в новой среде затруднено культурными установками из другой среды. Каждый человек, переезжавший в другую страну, может рассказать немало историй о том, как он был так удивлен или даже травмирован непривычными сценариями, что не знал как реагировать, хотя, казалось бы, все слова были понятны.
Как обычно, начнем с плохой новости. Мало понимать прямую речь, очень важно знать, что на самом деле имеет в виду собеседник. Это особенно важно, если вы планируете длительные социальные контакты – на работе, с соседями и новыми друзьями. Понимание смысла слов для таких коммуникаций явно недостаточно. На второй неделе после моего переезда на остров, утомленная поиском жилья, школы и начавшейся моей учебой, я зашла в местный паб. Это сейчас очевидно, что зашел в паб – разговаривай. А тогда лавина обрушившегося на меня внимания завсегдатаев и их вопросов меня так ошеломили, что я не могла вымолвить ни слова. Пришлось быстренько допивать и ретироваться в более тихое место. И я прекрасно понимаю, что проблема была не в понимании того, что мне говорили, и формулировке ответа, а в том, что и мои собеседники, и я исходили из разных правил коммуникации. Я воспринимала это как вторжение, а у собеседников был порыв «допустить» меня в их личное пространство.
Последовательность этапов общения настолько важна для британцев, что стала предметом изучения антропологов. Рискну предположить, что падение так называемого языкового барьера часто связано с тем, что, оказавшись в стране, люди начинают понимать не что говорят окружающие, а почему и зачем, и что на самом деле имеют в виду. Не обязательно быть полиглотом, чтобы, услышав Sorry от человека, которому вы нечаянно наступили на ногу, понять, что вряд ли он сожалеет о своем поведении. Скорее всего, вам надо задуматься о своей ловкости.
Разберем правила британского общения на примере самой английской темы – погоды. Мы, конечно, догадывались, что вряд ли фраза «какой чудный день сегодня» или вопрос «там все еще идет дождь?» означают запрос на метеосводку. Но мы даже не представляли, до какой степени. Разговор о погоде – это настоящий пропуск в личное пространство англичанина и индикатор, по которому определяют своих и чужих. Более того, настоящее обсуждение погоды может оказаться грубым нарушением неформального кода и надолго исключить вас из списка возможных собеседников, коллег, друзей. Это одна из причин, почему британцы недолюбливают американцев и австралийцев. Ну как можно продолжать общение с человеком, который на жалобу о 25 градусах по Цельсию отвечает: «Да разве ж это жара?».
Однако хорошая новость у нас тоже есть. Не только порядок слов в английском предложении, но и структура, этапы, последовательность коммуникации в британском обществе давно установлены. И если следовать правилам коммуникации, достаточно базового intermediate, чтобы стать как минимум приятным собеседником или даже своим в важной для вас социальной группе.
Британский разговор о погоде, как и любой другой small-talk, это эквивалент social grooming. Это приветствие, схожее с тем, что делают при встрече симпатичные друг другу животные, способ продемонстрировать свою неопасность для собеседника. И именно с этой же целью – показать, что я свой, неопасный – мы и ведем разговор о погоде (и любой другой разговор). То есть помним о взаимности «поглаживаний», контексте (а не формальном значении слов), согласии (а не нашем обожаемом «мнении») и иерархии, которая определяет все это.
«It is a nice weather, isn’t it?» – это не «неправда ли, хорошая погода?». Это, скорее, вопрос: «Я хочу с вами поговорить, а вы со мной?». Поэтому коротенькое «It is, isn’t it?» – совершенно достаточный, ожидаемый и одобряемый ответ. Но несоблюдение этого правила и игнорирование вопроса или другой ответ означают нарушение этикета и сигнализируют: «Что-то пошло не так». И даже наше настоящее мнение о погоде будет означать то же. Конечно, никто не обязан разговаривать с незнакомцами на улице, но соседи или коллеги могут положить в копилочку отказ во «взаимном поглаживании».
Тема погоды, возникает, как правило, в трех случаях: как приветствие, как способ подготовиться к разговору на другую тему (‘ice-breaker’) или как наполнение для неловких пауз в разговоре. Отсюда очевидно, что отказ следовать этой теме может быстро настроить собеседника против нас: и так момент некомфортный, да еще и от общепринятого метода построения социальных отношений визави отказывается.
Это самое трудное, на мой взгляд, для носителей культуры бывшего СССР. Признайтесь, был хотя бы раз соблазн сказать: «Да разве ж это холодно?». Или: «Ну какой же это снег – полтора сантиметра»?
Это грубейшее из возможных нарушений британского речевого этикета. Обращенный к вам комментарий о погоде можно дополнить своими наблюдениями, о нем можно рассуждать или на эту же погоду можно пожаловаться. Чего делать нельзя никогда – опровергать. Опровержение неизбежно оскорбит вашего собеседника. Признаками обиды могут стать фраза «Really? Do you think so?» или смена темы.
Мы просто обязаны принять все, что сказано о хорошей, солнечной и теплой погоде. Но у нас чуть больше возможностей для самовыражения, если речь зашла о зимнем проливном дожде.
Конечно, у этого правила есть исключения. Не соглашаться можно в части собственного отношения и чувств к объекту разговора, но не фактов-утверждений собеседника. То есть мы не можем сказать: «Нет, погода нормальная», какой нелепой нам бы ни казалась жалоба. Наш ответ должен быть не рациональным, а социальным.
Мы обязаны согласиться с собеседником, но можем развить тему, добавив личные впечатления или ощущения, если воздержаться от распространения своего мнения невозможно. То есть правильным ответом будет: «Да, но я чувствую себя вполне комфортно при такой погоде». Или: «Да, но мне такая погода нравится». Или: «Да, но по крайней мере, не льет». То есть ответ все равно начинается с согласия.
Это тоже сложно. То, что и как мы говорим и до какой степени нам позволено не согласиться с собеседником, зависит от того, насколько на самом деле хорошая или плохая погода. Мы просто обязаны принять все, что сказано о хорошей, солнечной и теплой погоде. Но у нас чуть больше возможностей для самовыражения, если речь зашла о зимнем проливном дожде. Поэтому обсуждение плохой погоды – это не только способ подготовить собеседника к переговорам, но и пожаловаться на что-то непрямым «все плохо». Однако и жалобы на жизнь – это особый ритуал, который предполагает взаимность и солидарность. Мы соглашаемся с собеседником в его оценке ситуации, присоединяемся к нему и, если хотим его поддержать, выражаем надежду на лучшее: «Да, но, говорят, есть надежда на улучшение к вечеру».
Задание для тех, кто с нами: отслеживать, как проявляются эти правила в нашем повседневном общении. Для особенно смелых – сравнить, как развивается коммуникация, если мы следуем им и если отказываемся следовать.
Больше статей о Британии и британцах – у нас в телеграме: t.me/zimamagazine
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…