Русский Forbes, не так давно выпустивший свой новый список 200 самых богатых российских бизнесменов, пробудил в редакции желание узнать, кто из крупнейших российских миллиардеров связан с Лондоном и Великобританией.
В первой сотне списка 2019 года самое высокое (7-е) место занимает Михаил Фридман с капиталом в $15000 млн. Благодаря этой сумме в марте он возглавил не менее почетный рейтинг и был назван самым богатым жителем Лондона по версии того же Forbes. У Фридмана есть российское и израильское гражданство, но при этом c 2015 года он является налоговым резидентом Великобритании. В рейтинге русских владельцев самого дорогого жилья на территории Соединенного Королевства его лондонский дом на Hampstead Lane приблизительной стоимостью £65 млн занял 10-ю строчку. В 2017 году компания Михаила Фридмана LetterOne приобрела одну из старейших британских сетей магазинов здорового питания Holland & Barrett за $2,3 млрд, у которой больше 1150 филиалов и половина из них находится в Великобритании.
Михаил Фридман, кстати, будет героем нового летнего номера журнала ZIMA Magazine, над которым мы работаем прямо сейчас.
На 16-й строчке рейтинга расположился товарищ Фридмана по жизни и по бизнесу Алексей Кузьмичев, с которым они начинали «Альфу» и продолжали с LetterOne Holdings. Его состояние оценивают в $7 500 млн. Информации о Кузьмичеве в открытых источниках категорически мало, пресса приписывает ему роскошные квартиры на Манхэттене и любовь к современному искусству. В списке Forbes, тем не менее, в строчке «место проживания» вписан Лондон. По сведениям редакции, в британской столице Кузьмичев живет с 2001 года. В 2015 году The Guardian писал, что Кузьмичев вместе с Фридманом и еще одним своим товарищем-миллиардером Германом Ханом покупают в Лондоне люксовый студенческий кондоминиум, в котором богатые учащиеся британских вузов снимают комнаты за £2 200 в месяц.
Далее в форбсовской сотне с капиталом в $3 800 млн 27-е место занимает Вячеслав Кантор. Президент Европейского еврейского конгресса официально имеет российское, израильское и британское гражданство. И во всех трех государствах ведет активную филантропическую деятельность в самых разных сферах – медицине, искусстве, образовании. Кантор является покровителем и пожизненным президентом лондонского Центра Анны Фрейд, специализирующегося на психологической помощи детям, подросткам и их семьям. В районе King’s Cross он спонсировал строительство филиала клиники — Centre of Excellence. Вячеслав Кантор также входит в Совет почетных директоров фонда Королевского театра Ковент-Гарден, а меценатскую работу с театром он ведет с 2013 года. В клинике King Edward VII’s Hospital в Вест-Энде Кантор назначен пожизненным управляющим и покровителем. При его содействии было открыто новое амбулаторное диагностическое крыло – Kantor Medical Centre, где особое внимание уделяется пациентам, пострадавшим в ходе военных действий.
С капиталом в $2 300 млн почти на середину первой сотни вышел Андрей Андреев, основатель успешных сервисов SpyLOG, Begun, Mamba, Badoo и Bumble. Год назад непубличный человек Андрей Андреев дал ZIMA Magazine большое развернутое интервью, в котором, в частности, очень понятно и чисто по-человечески объяснил, почему редко это делает и практически не общается с прессой. На тот момент Forbes ставил Андреева на 185-е место в списке самых богатых людей России. Андреев тогда сказал, что не любит «весь этот flash» и не очень расстроится, если из каких-то там списков пропадет. Ровно через год мы видим, что он оказывается на 44-м месте из топ-200 Forbes. Стесняемся предположить, что будет еще через год.
Андреев давно живет в Лондоне, увлекается кулинарией и интересуется ресторанным делом, работать предпочитает в Сохо, но себя при этом называет ‘Mayfair boy’. Его интересы Лондоном не ограничиваются: после пожара в Нотр-Даме Андреев у себя в инстаграме сообщил, что Badoo перечислит на реконструкцию собора апрельскую прибыль от работы приложения во Франции, которым там пользуются около 22 млн человек.
«Лондонский список» первой сотни Forbes замыкают алкогольный магнат Юрий Шефлер (60-е место) с капиталом $1600 млн и гранд-дама российского бизнеса Елена Батурина. У нее 81-е место и $1600 млн.
В 2016 году Шефлер рассказал, что, являясь гражданином Великобритании, он «как бизнесмен» проголосовал против «Брекзита», добавив, что на нем это никак не отразится. В 2019 году мы видим, что его позиции в списке несколько ухудшились – три года назад владелец SPI Group и водочного бренда Stolichnaya занимал 43-е место.
Елена Батурина перевела свой бизнес за рубеж уже давно, в интервью The Telegraph она сказала, что несмотря на свою страсть к путешествиям, Великобритания сейчас для нее лучше всего подходит под понятие дома. Роскошный офис в лондонском Mayfair и ферма площадью 5 500 га в Хэмпшире служат этому доказательством. Ее гуманитарный фонд BE OPEN активно сотрудничает с London Design Festival, Chelsea College of Art и участвует в социальных программах Mayor’s Fund for London.
«Лондонский список» второй сотни открывает Андрей Бородин. Он находится на 127-й строчке с капиталом $800 млн, который, как пишет издание, сформирован от продажи 8 лет назад Банка Москвы. Тогда же СМИ сообщили, что объявленный в международный розыск банкир приобрел самый дорогой на территории Великобритании 300-летний особняк в беркширской деревне Рэменхэм. В недавнем рейтинге самых дорогих объектов жилья 2019 года у Бородина почетная бронза – его Remenham Hill по приблизительным оценкам стоит £150 млн. В имении у бизнесмена есть вертолетная площадка, спа-комплекс, домашний кинотеатр, поля для гольфа, конюшни и лодочная станция. Британское резидентство Андрей Бородин получил через статус политического беженца, который ему дали в 2013 году.
174-е место у Михаила Ходорковского, его капитал – $600 млн, до ареста 16 лет назад Ходорковский был богатейшим россиянином в глобальном рейтинге Forbes (16-е место, $15 млрд). В Лондоне у него, как известно, офис, дискуссионный клуб и медийный ресурс «Открытая Россия». В интервью The Guardian после отравления Скрипалей в Солсбери Ходорковский заявил, что не намерен нанимать охрану, но критиковать российское правительство и власть не прекращает.
Замыкает список британских резидентов и практически закрывает топ-200 Николай Сторонский, сооснователь финтех-стартапа Revolut. Сторонского журнал Forbes c личным капиталом в $500 млн определил на 199-е место. BBC после публикации рейтинга назвала его «самым интересным новичком» списка. Стартап-единорог стал одной из самых стремительных сенсаций в современном банковском мире, о нем заговорили быстро и много. Сторонский начал осваивать Британию позднее, чем завсегдатаи и старожилы списков Forbes, но по возрасту – достаточно рано: до 2006 года он жил в Москве, а в Лондон перебрался, когда ему было 22. Revolut появился в январе 2014 года, а в 2018 году уже привлек $250 млн инвестиций.
На конец октября 2018 года база Revolut насчитывала почти 3 млн частных клиентов и 60 000 компаний. Схемой Revolut и бизнес-фигурой самого Сторонского заинтересовались миллиардер Олег Тиньков и глава Сбербанка Герман Греф. Первый продолжает активно комментировать работу и перспективы компании Revolut.
У самого Сторонского были неоднократные попытки вывести Revolut на российский рынок, которые пока ни к чему продуктивному из-за различий рынков не привели. Сторонский предпочитает ориентироваться на мировой банкинг, строящийся на западных схемах и традициях.
В феврале на компанию обрушился шквал критики, когда бывшие сотрудники стали разоблачать топ-менеджмент в нечистоплотных и жестких схемах кадровой политики в отношении сотрудников по всему миру. Сразу два издания, Wired UK и The Telegraph, опубликовали статьи о работе компании. The Telegraph рассказала о непроверенных транзакциях, которые компания денежных переводов одобрила в 2018 году, а Wired – о внутренних HR-проблемах и психоэмоциональном прессинге, приводящем к выгоранию работников. Сторонский написал в ответ открытое письмо и сказал, что компания ведет работу над ошибками.
И разумеется, этот список был бы не полный без Романа Абрамовича (10-е место, $12 400 млн и очень давние и тесные связи с Великобританией), который хоть и испытывает в последнее время проблемы с иммиграционным статусом, но продолжает так или иначе присутствовать в британской жизни. Его дом в Kensington Palace Gardens стоимостью £170 млн недавно занял первую строчку списка самых дорогих британских объектов жилья во владении русских собственников. В свежем топ-10 самых богатых владельцев спортивных команд мира Абрамович, несмотря на слухи о продаже Chelsea и заморозке строительства стадиона стоимостью £1 млрд, занял 6-е место. И самому пока реальному покупателю – британскому бизнесмену Джиму Рэтклиффу –Роман Аркадьевич отказал. Правда, как сообщает «Спорт-Экспресс», в этом сезоне Абрамовича ни разу не видели на публичных спортивных мероприятиях в столице Англии. Но зато он продолжает поддерживать культурные проекты: осенью 2019 года при его финансовой поддержке в Лондоне пройдут гастроли московского Театра Наций.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…