За Викторией Ломаско ZIMA следит уже давно – мы рассказывали о том, как она презентовала в Лондоне свою книгу Other Russias и расписывала офис проекта Grad. Открытие первой коммерческой выставки Ломаско Separated World в галерее Edel Assanti в самом сердце Лондона – это еще одна глава в истории о том, как русская художница, которую не показывают в России, завоевывает мир.
Дарья Радова побывала в галерее Edel Assanti до открытия Separated World и поговорила с художницей о ее фресках во время их непосредственного создания. Разговор пошел снизу вверх (Виктория была на стремянке), но на ты.
Я никогда не хотела работать с коммерческими галереями, мне было важно чувствовать себя полностью независимым художником. А еще не хотела продавать свои оригиналы, думала сохранить их все для себя. Предпочитала зарабатывать заказами, публикациями, лекциями.
Галеристы Edel Assanti Чарли Феллоуз и Джереми Эпштейн проявили такую заинтересованность к моим работам, предложили такие хорошие условия и сами являются настолько профессиональными людьми, что вопрос, работать с ними или нет, для меня не стоял. Раз эти люди – владельцы коммерческой галереи, то я сотрудничаю с коммерческой галереей. Для меня главное, чтобы не было никаких попыток цензуры. В Edel Assanti мне предоставили полнейшую свободу, а также все материалы, которые я попросила.
Сначала они нашли мою книгу Other Russias, потом увидели мою роспись для Grad. Их сразу интересовал формат росписей, что, конечно, очень необычно для коммерческой галереи, ведь росписи нельзя продать и после выставки они будут закрашены. Для продажи я привезла свои оригиналы, включая одну серию из Other Russias.
У меня был заказ от Miami University на большое цветное панно на деревянных панелях для холла King Library. После выполнения этого заказа я еще побывала в Лос-Анджелесе, где прочитала свою лекцию «The Last Soviet Artists» в Wende Museum. 18 мая я повторяю эту лекцию в Pushkin House в Лондоне, всех приглашаю.
Последнее время я постоянно перемещаюсь между разными странами и наблюдаю, как мир становится более закрытым. В мире происходят одинаковые процессы: непрерывное ужесточение законов в России, Трамп со своей стеной на границе с Мексикой, «Брекзит» в Англии… Где мое собственное место, когда я пересекаю границы? Например, сдвигаясь по постсоветскому миру в сторону Кавказа и Центральной Азии, моя фигура превращается в фигуру ориенталиста. А в Англии, например, я могу стать сама объектом изучения. Интересно фиксировать, как в зависимости от географических перемещений меняется мое социальное положение – через свой личный опыт я пытаюсь понять крупные социальные конструкции.
До своей первой поездки в Кыргызстан я все время рисовала черно-белыми материалами, но когда первый раз поехала в Бишкек, то закупила цветных фломастеров и пастели, воображая, что в духе Поля Гогена и Павла Кузнецова буду рисовать экзотических женщин на фоне разноцветных ковров. Ехала же я туда по приглашению [группы «Бишкекские феминистские инициативы»].
Уже на месте я постепенно стала осознавать, что мой взгляд на них – это взгляд ориенталиста. Я приложила много усилий, чтобы измениться и рисовать там, абсолютно с тем же настроем, что и в России, а не в каком-то «экзотическом» месте. Но когда я сама нахожусь в западных странах, то мало что могу изменить, когда на меня направлен ориенталистский взгляд, как на существо из странной и ужасной России.
Такое не очень часто, но бывает. К счастью, в этой галерее я ни с чем подобным не сталкиваюсь. Со мной выстраивают очень уважительные профессиональные отношения.
С основной композиции, которую сама для себя я назвала «Русский мир»: на фоне странных руин, среди сорных трав стоят коммунисты, дореволюционные персонажи, девочка с флагом, символизирующая новые патриотические настроения, а также фигуры моих родителей. Папа держит в руках свою картину «Клоунада» с критикой путинского режима, с которой он выходит на демонстрации в Серпухове. Руины церкви и сорняки олицетворяют бесхозность современной России.
Из «Русского мира» выходит Последний советский художник со своим чемоданчиком с фрагментами советской империи. Фигуру сопровождают стихи – на выставке много моих поэтических текстов. Я хотела сделать поэтическое, символическое высказывание, все фигуры имеют больше чем одно значение.
Последний советский художник хочет завоевать Америку своим искусством. А навстречу ему, наоборот, устремлена фигура ориенталиста, который проникает в темный мир со спутанными травами.
Это реальная статуя в Сан-Диего. Сан-Диего расположен близко к границе Мексики, где много мексиканцев нелегально пересекают границу. Что и изображено в этом монументе. Белая респектабельная американская семья смотрит на бесправную мексиканскую, на руках обеих матерей их дети. На соседней стене опять появляется фигура Последнего советского художника, который и не ‘people of colour’, но и не очень белый человек в западном мире. Интересно, что название выставки и ее образы противоречат друг другу – выставка называется Separated World, а образы, наоборот, показывают, что мир един и его невозможно разделить на части.
Половину или чуть меньше. Но сейчас я стараюсь больше времени быть в России.
В России мои темы. И я все еще надеюсь, что и в России у меня может появиться аудитория. Мне было бы интересно делать лекции и мастер-классы для нового молодого поколения. Мне важно поддерживать отношения с моими друзьями и коллегами, следить за их профессиональной работой. Для меня всегда интересно то, что делает искусствовед и куратор Надя Плунгян, мне интересны все выставки в галерее «На Шаболовке», которые делает искусствовед и куратор Александра Селиванова, мне интересна живопись Павла Отдельнова… Есть отдельные профессионалы, благодаря которым Москва продолжает оставаться интересным художественным местом.
Фото Евгении Басыровой
В мире много красоты. ZIMA Magazine пытается запечатлеть ее в инстаграме. Если вы делаете то же самое, то давайте дружить.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…