Искусство

Шордич от Шекспира до Бэнкси. Как лондонские трущобы становились музеем под открытым небом


Место, где зародилась культура хипстеров. Место, где ставились первые шекспировские пьесы. Место, где бордели соседствовали с театрами, а преступники пили пиво с актерами. Мировой центр уличного искусства и настоящий музей под открытым небом. Сегодня главным героем арт-колонки станет не художник, а целый район Лондона — Шордич.

Сточные канавы и высокое искусство

Прошлое у Шордича не особенно благородное. Этот район всегда ассоциировался с проституцией, преступностью и беднотой. По одной из версий само название «Шордич» происходит от sewer ditch, то есть «сточная канава». Смачные описания трущоб Шордича можно встретить еще у Чарльза Диккенса, который называл их не иначе как «пустошь Дьявола».  А Энгельс и вовсе описывал здешние улицы как «скотные дворы для людей».

По соседству с трущобами еще в конце XVI века появились первые театры: «Театр» и «Куртина». Впрочем, если вы представили себе изысканных дам в модных нарядах и галантных кавалеров, пришедших посмотреть на новую постановку Шекспира, – вынуждены вас разочаровать. В те времена театр был развлечением для простых бедняков. О начале представления объявляли звуки трубы, и на этот призыв с соседних улиц сбегались шумные и порой неуправляемые местные жители. Возле театра частенько случались беспорядки и драки. В самом театре, помимо постановок Марло и Шекспира, стравливали медведей и устраивали состязания фехтовальщиков. Очень скоро район приобрел славу самого развеселого в Лондоне. Здесь можно было найти развлечение на любой вкус и кошелек: таверны и забегаловки, театры и бордели. Новые театры и мьюзик-холлы в Шордиче появлялись до конца XIX века.

Jimmy.C. Shakespeare, фото akajimmyc.com

Во время войны часть зданий была разрушена, и после реконструкции район обрел вторую жизнь. Во второй половине ХХ века это место облюбовали молодые художники, у которых не было денег на престижное жилье. Постепенно район начал облагораживаться: улицы наводнили модные кафе, концептуальные магазины и галереи современного искусства. Даже сами уличные стены превратились в одну бесконечную галерею. Сегодня Шордич и близлежащие улицы буквально заполнены искусством самых разных видов, форм и размеров. Здесь можно встретить и разноцветные надписи, и забавных человечков, и почти фотографические портреты размером в пару этажей.

Но прежде чем погружаться в детали стрит-арта Шордича, давайте разберемся, откуда вообще взялось уличное искусство и что это такое.

Что такое «стрит-арт»?

Долгие годы рисунки и надписи на стенах были маргинальным явлением, уделом наркоманов и бунтующих подростков из криминальных тусовок. Полицейские считали работу уличных художников вандализмом и часто устраивали на них облавы. Поэтому рисовать приходилось по ночам, к тому же очень быстро – ведь в любой момент могла нагрянуть полиция.

Первые граффитисты (или как они сами себя называли, – «райтеры», от англ. writer – писатель) появились в 1960-е годы в США. Это были подростки из криминализированных районов Филадельфии и Нью-Йорка. Стараясь разграничить зону влияния той или иной группировки, они помечали характерными надписями «свою территорию». Отметки (или как их называют – тэги) граффитисты делали с помощью аэрозольной краски из баллончиков. Надписи наносили не только на стены, но и на вагоны поездов и метро. Расписать вагон метро, между прочим, считалось большой удачей, ведь таким образом отметка путешествовала вместе с поездом по всему городу и весь этот город фактически принадлежал автору метки.

Amba Tag, фото James Nash

Граффити – это исключительно надписи, сделанные очень сложными, часто нечитаемыми шрифтами, и в этом смысле граффитисты оправдывают свое второе название «райтеры». Они создают загадочные иероглифы для просвещенных. Человеку с улицы, не относящемуся к их субкультуре, понять, что сделал художник и в чем его «крутость», практически невозможно.

Настоящей революцией в уличном искусстве стало появление художников, которые начали не просто писать слова, а рисовать картинки. Это уже было не послание узкой группе посвященных, а искусство, обращенное ко всем.

Бэнкси и новый стрит-арт

Одним из первых художников, который решил отказаться от шрифтов и сделать уличное искусство фигуративным, был знаменитый Бэнкси. Его искусство стало возможным благодаря новой трафаретной технике, которую он активно использовал. Сам художник рассказывает, что эта идея пришла к нему, когда он в очередной раз удирал от полиции. «Мне пришлось больше часа прятаться под самосвалом, – вспоминает он. – Я лежал, слушал, как копы меня ищут, и на меня капало машинное масло. Тогда-то я и понял, что мне придется или вдвое урезать время, отведенное на рисование, или вообще все бросить». Прямо над головой Бэнкси была прибита табличка, сделанная по трафарету. Так ему в голову пришла идея рисовать по заранее подготовленному шаблону.

Художники делают трафареты дома, а на улице лишь прикладывают их к стене и распыляют краску. Когда художник быстро рисует с помощью заранее заготовленного трафарета, риск быть пойманным сведен практически к нулю. Так фирменные крысы, обезьяны и забавные сценки Бэнкси распространились по всей Англии. Поначалу полиция отчаянно боролась с дерзким художником и безжалостно уничтожала его работы. Но вскоре его искусство приобрело такую популярность, что граффити Бэнкси стали защищать пластиковыми щитами и даже похищать, выпиливая прямо вместе с куском стены.

В Шордиче главная работа Бэнкси расположена на задней части ночного клуба Cargo на Rivington Street. Это изображение полицейского с собакой, который вместо того, чтобы ловить уличных художников, защищает их права. Надпись на стене гласит, что это зона, предназначенная для граффити. Картина стала настоящим символом района: весь Шордич – это зона, предназначенная для граффити.

Banksy ‘Designated Graffiti Area’, фото Марии Березанской

Времена, когда уличных художников ловили полицейские, остались в прошлом. Сегодня любой художник может подать заявку местным властям и на вполне законных основаниях оставить свой рисунок на стене.

И не только Бэнкси

Помимо Бэнкси, в Шордиче можно найти немало других уличных художников, уже ставших своеобразной «классикой» современного искусства. Например, произведения художника Stik, прославившегося своими людьми на тонких ножках (отсюда его псевдоним – «палочка»). По ним нельзя понять ни их пола, ни социальной принадлежности – только эмоцию, овладевшую человеком-палочкой. Одни робко стоят в углу, другие радостно бегут, прижимая к груди (если это можно назвать грудью) конверт, третьи –  жалостно протягивают руку. В начале карьеры автору забавных человечков частенько приходилось ночевать на улице, а сейчас его работы стоят больше ста тысяч фунтов.

Работа Stik, фото pixabay

Еще один культовый обитатель стен в Шордиче – Джеймс Кокран, известный под псевдонимом JimmyC. Знаменитый «женский портрет» Коркана на Whitby Street смотрится как настоящий шедевр современного искусства среди геометричных и сухих надписей других граффитистов. Как и другие работы Коркана, портрет сделан из небольших разноцветных сфер. Как говорит сам художник, этот прием он почерпнул у своих австралийских предков, рисовавших с помощью разноцветных кружочков причудливые орнаменты. Впрочем, изображения, составленные из точек, были довольно популярны в конце XIX века. Французские художники-пуантилисты рисовали картины с помощью изолированных мазков разного цвета, которые сливались в единое изображение уже в глазах зрителя. Примерно такую же технику использует и Джеймс Кокран.

JimmyC, женский портрет, фото Matt Brown

Еще один обитатель лондонских улиц – французский художник, скрывающийся под псевдонимом «Захватчик». Он делает симпатичные мозаики с инопланетными монстрами из популярной в 1980-ых видеоигры Space Invaders. Квадратные кусочки разноцветной мозаики имитируют пиксели – сорок лет назад картинки в видеоиграх были не самого лучшего качества. Захватчик побывал в 65 странах и оставил своих маленьких «пришельцев» во всех крупных городах: от Парижа до Нью-Йорка.

Invader Pixel Star Wars

Среди произведений современного уличного искусства – не только живопись из аэрозольных баллончиков и мозаики, но и скульптура. Кристиан Нэйджел, известный на весь мир современный художник, установил в 2004 году в Шордиче одну из своих самых больших скульптур – гриб на одной из крыш Шордича. Сделанный из застывшей строительной пены, гриб Нэйджела возвышается над районом, как настоящей символ современного арта. В Лондоне установлено несколько таких грибов.

Гриб Кристиана Нейджела в Shoreditch, фото christiaannagel.co.uk 

Что новенького

Составить полноценный гид по искусству восточного Лондона – задача совершенно невыполнимая. Сегодня выйдет статья, а завтра десяток новых тэгов, скульптур и фресок покроют улицы Шордича. Уличные художники действуют, как репортеры, молниеносно реагируя на важные новости и события. В канун Рождества стены были заполнены шуточными поздравлениями и даже небольшими подарками, оставленными художниками случайным прохожим. В канун международного женского дня рождественский антураж сменился феминистскими коллажами художницы из Будапешта MissKK.

Но все-таки главной темой последних месяцев для уличных художников стал Brexit. Первопроходцем как всегда был Бэнкси, который еще два года назад нарисовал на одном из зданий Довера огромный флаг Евросоюза с рабочим, скалывающим «британскую звезду». После бурных событий последних месяцев свой флаг появился и в Шордиче. Неизвестный уличный художник развил идею Бэнкси и нарисовал на синей стене круг с выпавшей звездой и надписью «bye bye». А французский художник Абраам Клет, известный своими остроумными наклейками на дорожных знаках, нарисовал знак Евросоюза прямо над дорожным указателем «One way».

Banksy, фото Jay Galvin

Абраам Клет, One Way, фото Марии Березанской

Художники соревнуются в остроумии и представляют главных героев Brexit в самом курьезном виде. Чего только стоит Тереза Мей в образе проститутки или пачки сигарет с портретами политиков, надписи на которых предупреждают об опасности Brexit. «Брексит причиняет серьезный вред вам и окружающим», «Брексит во время беременности вредит вашему ребенку», – предупреждает сторонников разделения художественная группа Wankers of the World.

Впрочем, не Брекзитом единым жив Шордич. На крыше пивоварни  Old Truman появилась скульптура рыбака, а прямо напротив свой очередной шедевр из бетона создал художник Vhils. Район каждый день меняется. И поэтому здесь никогда не бывает скучно.

Мария Березанская

Березанская Мария – кандидат философских наук, исследователь искусства и культуры ХХ века. Автор книги «Марк Шагал. От мифа к эпосу» и статей об искусстве авангарда. Вела курсы и циклы лекций в МГУ им. М.В. Ломоносова, центре современного искусства «Винзавод», Еврейском музее и Центре толерантности, Центре изучения иудаики «Сэфер». Создатель просветительского блога о современном искусстве @masha_be_

Новые статьи

Маша Слоним — об отставке архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…

1 день ago

Последнее интервью. Алексей Зимин — для журнала «Английский дом» о своей квартире

Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…

2 дня ago

Ушел из жизни Алексей Зимин, главный редактор проекта и шеф-повар ресторана «Зима»

Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…

3 дня ago

Что читают британцы: 10 самых громких книг 2024 года

Sally Rooney, Intermezzo  Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…

5 дней ago

Презентация «Книги Слов»: Борис Гребенщиков в беседе с Демьяном Кудрявцевым

Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…

1 неделя ago

День памяти 2024: когда будет минута молчания, и что символизируют красные маки?

Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…

1 неделя ago