Семь лет назад Маргарита Приходько решила оставить строительный бизнес ради давнего хобби – ювелирного искусства. Сегодня у нее свой бренд Sybarite Jewellery, шоу-рум в Южном Кенсингтоне, а ее кольца носят Рианна, Наталья Водянова, Николь Шерзингер и другие знаменитости.
Профессия архитектора пригодилась ей и в новом деле: работы Приходько не похожи ни на что другое и сочетают в себе сложные архитектурные и инженерные решения. Благодаря специальному вращающемуся механизму балерина на кольце начинает кружится по легкому мановению руки, другое кольцо – превращается в калейдоскоп из драгоценных камней, в третьем – уже другие секреты и загадки.
Мы встретились с Маргаритой Приходько в Лондоне, где она живет сегодня, и узнали, как за год стать из инженера дизайнером и заставить балерину плясать в кольце одним взмахом руки.
«Казалось бы, в моей жизни уже все было предрешено, но перестройка изменила все. В НИИ платили мало, а временами не платили вообще, поэтому природная смекалка и художественные способности быстро нашли применение. Пройдя весь цикл свободного предпринимательства – а было все, от пошива штор до модельной одежды, расшитой бисером, – я нашла себя в дизайне и архитектуре. Это приносило радость и деньги, но вот те, кто хоть раз делал ремонт, поймут, что стоит за этим – железные нервы и воля к победе! Мысли поменять профессию приходили часто, а особенно актуально это стало, когда дочь уехала учится в Англию», – рассказывает Маргарита.
Любовь к творчеству переросла в хобби – увлечение ювелирными украшениями. То и дело Маргарита не могла найти на прилавках то, что ей хотелось, поэтому рисовала эскизы и несла их ювелиру. «Я приверженец принципа “Если тебе чего-то не хватает – сделай это сам”. Так каждый эскиз и поход к ювелирному мастеру были для меня криком души. Результат меня очень вдохновлял, но его было недостаточно – хотелось погрузиться в это с головой, а я жила от крика до крика».
«Конечно, я думала: “Может попробовать?”. Но между первой мыслью и первой реальной попыткой могут быть годы. В моем же случае случился толчок – пусть и не самый приятный – в нашу квартиру забрались грабители. Очень неожиданным методом. Вырезали кусок крыши и украли все украшения, которые наша педантичная дочка аккуратно хранила в коробочке на туалетном столике. Как в дешевом мыльном сериале, кража случилась в день рождения дочери, совпадающий с датой нашей с мужем свадьбы. Было потрясение: «Как? Это же спокойный Найтсбридж!»», – рассказывает дизайнер.
Наблюдательный сосед заметил, что обратно по лестнице спускались подозрительные люди, которые раньше к семье Приходько никогда в гости не приходили. Поэтому на всякий случай решил сфотографировать их и номера машины. Грабителей быстро нашли, но все украшения к тому времени они успели продать. А этой коллекции Приходько вместе с дочерью посвятили всю жизнь – собирали украшения не по принципу покупки комплекта, а сочетая разные изделия между собой.
«Было жаль утраченных украшений, все они были любимы, да и сам путь их поиска может оценить только страстный коллекционер. Муж сказал: «Девочки, не рыдать! Это повод начать новую коллекцию!». Но я подумала: «Теперь у меня нет чужих ювелирных украшений. Я попробую создать свои». Дочь поддержала меня. Она, как и все дети, свято верила, что мама может все. Нужно сказать, поддержала не только словом, но и делом – она взяла на себя самую сложную, организационную часть, и посвятила нашему общему делу пять лет», – вспоминает Маргарита Приходько.
После кражи Маргарита решила уйти из строительного бизнеса на год и посвятить это время изучению ювелирного дела. К тому времени дочка переехала учиться в Лондон, поэтому Приходько жила на три города: Одессу, Москву и Лондон. «Конечно, мне приходилось еще заканчивать несколько архитектурных проектов для работы, но главное было в том, что я позволила сделать себе этот шаг – пошла на риск. Это время я решила провести без интернета, чтобы побыть наедине с самой собой и своими идеями, а не поддаваться влиянию извне».
Осваивать ювелирное дело Приходько начала с трехмерных эскизов с масштабированием – здесь пригодился опыт архитектора и инженера. «Если бы я просто рисовала будущие изделия, то от этого было бы мало толку. Рисунки без масштаба не работают, ведь камни должны быть размещены идеально. Поэтому над эскизами я начала работать в уже известных мне архитектурных программах. Потом я пыталась найти курсы ювелирного мастерства в Москве, но не нашла ничего достойного. Поэтому отправилась учиться сразу на ювелирный завод».
Курсы при ювелирном заводе обучали работе с программами для ювелиров. Проблема была только в том, что брать туда Приходько не хотели – обучение проводили только для сотрудников. Но, как рассказывает Маргарита, попасть туда ей все-таки удалось: «Пришлось вспомнить, что я из Одессы. Позвонила и попросила приехать «просто посмотреть». Ну еще добавила: «Вряд ли вы откажетесь поговорить с красивой женщиной». На курс в я итоге осталась, но он оказался не таким интересным – их методом можно было делать только грубые объекты, а мне хотелось искусства. Но кое-что важное я оттуда вынесла: как отливать ювелирные модели в воске прямо с компьютерных моделей. Это уже было ближе к тому, что я хотела – пробовать, тестировать, искать идеальные линии. Еще познакомилась с преподавательницей курса – сейчас она моя ассистентка».
«К концу года поняла, что да – у меня есть свое видение и свой стиль. Но чего-то не хватало. Цепочка поисков замкнулась неожиданно – балетом. Дело в том, что я очень люблю балет, с самого детства. Помню, родители часто оставляли меня у телевизора, чтобы я не мешала им заниматься делами – а рано утром там обычно показывали балет. Я обожала наблюдать за танцем – смотрела как завороженная. Это сказочное ощущение присуще нам только в детстве. Любой из нас готов на многое, чтобы хоть на секунду почувствовать себя ребенком. В идею своего бренда я решила вложить именно это ощущение – «Почувствуй, как мир вращается вокруг тебя!». За эти мгновения, когда люди смотрят на мои украшения и на несколько мгновений забывают о взрослом мире, возвращаясь в это состояние беззаботного детского счастья, я готова работать дни и ночи», – признается Приходько.
Хотя балет и стал для Маргариты первым ключиком к пониманию своих украшений, сделать первое кольцо с балериной она не решилась – побоялась, что его не примет публика. Поэтому первым изделием стало кольцо в форме цветка опийного мака. На его создание у Приходько ушел год. «Семь лет назад появилось мое самое первое украшение. Это кольцо Opium. В нем две с половиной тысячи камней, закрепленных невидимыми лапками. Такую закрепку ювелиры называют «паве». Довольно смелый выбор для первого кольца. Спасибо незнанию как это сложно. За любым выбором обычно есть основания, но не всегда есть логика», – говорит дизайнер.
«Я много думала о теме балета, но ведь балерин в виде брошей делал Ван Клиф, это смущало. И в итоге я сделала кольцо Dancing Doll – c фигуркой танцующей девочки в русском наряде. Силуэт был довольно абстрактным, но именно в этот момент я поняла: «Танцующая девочка не может быть неподвижной». Так появился мой первый механизм, который кружил танцовщицу и дал название всем последующим кольцам – Dancing Rings. Эти кольца притягивали взгляд своей необычностью и моментально приобрели популярность. Именно в этот момент я поняла, что могу внести что-то свое, динамичное в застывший в вековой статике ювелирный мир», – рассказывает Приходько.
Сейчас кольца с вращающимися механизмами – визитная карточка бренда. Для каждого изделия Маргарита придумывает индивидуальные инженерные решения – балерина на одном кольце начинает танцевать по мановению руки. В другом под лепестком цветка прячется божья коровка – оптическая иллюзия. Кольцо в форме коробочки открывается секретной кнопкой, а в кольце-орхидее каждая деталь промаркирована буквой, из которой для каждого владельца составляются индивидуальные слова. Если уж говорить о кулонах, то есть такой, внутри которого под звездным небом целуется влюбленная пара.
При этом секреты в украшениях Приходько – настоящие. То есть их не видно. Можно подумать: как же так, ведь ювелирные изделия должны демонстрировать каждую грань камня, какой смысл их прятать? «Для меня важны отношения покупателя с украшением – их общая история, а не то, что видят другие. Например, у нас есть подвески-солдатики – и в каждом из них внутри рубиновое сердце. Его никто никогда не увидит, но вы-то будете знать», – рассказывает дизайнер, показывая кулон из коллекции «Балерина и оловянный солдатик» по сказке Андерсена.
«Отношение к ювелирному искусству за последние годы изменилось. Не сама культура ювелирных подарков – она осталась – а именно отношение. Среди ювелиров уронить украшение – смерти подобно. В то время как для всех остальных гораздо страшнее уронить последний айфон. А сто лет назад женщина, уронившая кольцо, чувствовала, что совершила преступление.
Я делаю кольца, которые не хочется ронять не потому, что они дорогие, а потому что они должны стать для владельцев талисманом, оберегом. Я вкладываю в каждое изделие много смыслов, чтобы каждый смог найти свой. Форма при этом соответствует содержанию – я работаю над каждой моделью до тех пор, пока она не покажется мне идеальной. В этот момент наступает какое-то внутреннее успокоение. Одно из четырех уникальных колец из коллекции «Вальс цветов», с которой мы успешно побывали на престижной ювелирной выставке в Базеле – кольцо «Орхидея» – сегодня считается самым технически сложным в мире. Для этого потребовалось 257 моделей и 9 месяцев», – рассказывает дизайнер.
Сейчас бренд Приходько также делает украшения в категории fine jewellery – те, которые можно носить ежедневно. Одно из них – булавку, которую можно носить как брошь и кольцо – купила Рианна. Причем узнали об этом случайно. «Меня не было в Лондоне, в шоу-рум позвонил стилист, спросил, можно ли приехать купить украшение. Приехал, купил. А позже мы увидели изделие на Рианне. Примерно так же было и с остальными знаменитостями, которые выбрали наши украшения – это случилось естественным путем. Мне это приятно, но не более чем. Важнее всего для меня работать над идеями удивительных украшений, которые приводят ко мне удивительных людей», – говорит Маргарита Приходько.
Фото Анастасии Тихоновой
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…