Гид по английскому образованию

Ребенку в школе рассказывают про мастурбацию. Это плохо или хорошо?

Уроки SRE (Sex and Relationship Education) начинаются еще с подготовительной группы, и с сентября 2020 года будут обязательными на законодательном уровне

В русскоязычном сообществе тема сексуального воспитания в английских школах вызывает неоднозначную реакцию – ее противники отказываются от уроков по секспросвету, не считая их необходимыми, особенно для детей 7-10 лет.

«Рассказы о гомосексуальных отношениях могут извратить ребенка, повлиять на выбор его ориентации», – считают одни. Среди других доводов: «Моему ребенку в школе рассказывали про мастурбацию, и то, что это хорошо и приятно. Я написала письмо директору. В нашей семьей другие ценности».

Есть и такие, кто связывает секспросвет с теорией заговора: «Эти уроки уничтожают духовность, специально отбирают у наших детей детство. Моя дочь сказала, что это был худший день в ее жизни».

Мы попытались разобраться, так ли это. И расспросили о сексуальном образовании учителей английских школ Кейси Парселл и Галину Агарвал, а также детского психолога Светлану Охотникову.

Кейси Парселл, учитель начальных классов West Twyford Primary School

На самом деле сейчас школы сами решают, преподавать ли детям сексуальное воспитание или нет. Официально Департамент образования издал указ, по которому это становится обязательным только с сентября 2020 года, но тем не менее всем школам порекомендовали начать осваивать программу уже сейчас. Хочу заметить, что тематика «сексуального воспитания» не ограничивается рассказами о сексе, как многие неверно думают. Она состоит из разных направлений: Relationships Education, Relationships and Sex Education, Health Education. 

Решение ввести сексуальное воспитание в школах – не спонтанное. Этому предшествовали опросы и исследования, с целью подготовить детей к реалиям современного мира, включающего социальные сети и интернет. 

То есть ребенок, в зависимости от возраста, узнает не просто про то, как происходят сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, а получает комплексные знания об отношениях между людьми и их особенностях. О том, что у всех по-разному устроено тело и работает оно тоже по-разному, узнает о границах допустимого в отношении себя и так далее. Это психологически здоровое обсуждение, в отличие от травмирующей информации из интернета. В школе создается безопасная среда, и это очень важно. 

У нас SRE (Sex and Relationship Education) начинается еще в классе reception. Я согласна с тем, что дети должны узнавать о теле и его особенностях до пубертатного возраста. На этом этапе мы объясняем детям процесс рождения через природу – на прогулках. В пятилетнем-шестилетнем возрасте мы начинаем рассказывать детям о том, какие ситуации могут быть небезопасными – например, если посторонние люди начинают их фотографировать, об этом нужно рассказать учителю или родителям. Также мы учим детей, кому можно доверять, а кому нет. На этом этапе дети также узнают в школе о разных типах семей – то есть гомосексуальных семьях – а также о том, что есть люди, у которых пол не совпадает с тем, кем они себя ощущают (трансгендеры).

Это психологически здоровое обсуждение, в отличие от травмирующей информации из интернета. В школе создается безопасная среда, и это очень важно. 

Важно сказать, что сейчас все школы сами составляют программы – нет единого ресурса, по которому мы бы учили детей. Я думаю, к 2020 году Департамент образования подготовит официальные материалы, но пока учителя справляются своими силами и руководствуются своей педагогической практикой. Так что о сексуальном воспитании в английских школах сейчас нельзя судить в общем, потому что оно везде разное. Думаю, вы можете себе представить, что в католической школе, например, не будут акцентировать внимание на гомосексуальных типах семей. 

Галина Агарвал, учитель русского языка и литературы, ассистент учителя в Thomson House School

Когда я работала ассистентом учителя в во втором классе (6-7 лет), мы учили детей разбираться в разных эмоциях, разбираться в конфликтах – и уже внутри этой общей темы рассказывали детям о сексуальных особенностях. В этом возрасте они должны понимать физическую разницу между мальчиками и девочками. Мы начали изучать это на примере животных, что есть самцы и самки, какие у них признаки. Дети не стесняются. Вещи сразу называют своими именами, что у мальчиков пенис, у девочек вагина. Я считаю, что это адекватная позиция – сразу учить детей терминам. 

Дети не стесняются. Вещи сразу называют своими именами, что у мальчиков пенис, у девочек вагина. Я считаю, что это адекватная позиция – сразу учить детей терминам. 

В нашей школе не делают акцент на рассказы детям о гомосексуальных семьях. То есть объясняют, что такие есть, но не уделяют этой теме много внимания. Однажды я работала волонтером в частной школе, и там все иначе – очень подробно рассказывают. Про трансгендеров в нашей школе детям в семь лет рассказывают про то, что мальчик может ощущать себя девочкой и наоборот. Также мы учим детей различать дружбу и более близкие отношения, чтобы дети ощущали свои личные границы. 

Еще важная часть сексуального воспитания – мы объясняем детям, какие программы они не должны смотреть, какие компьютерные игры им лучше избегать. Дети учатся отличать то, что может их травмировать, становятся более осторожными.  

В четвертом классе, когда детям 9-10 лет, их еще учат сексуальному воспитанию вместе. В пятом – уже разделяют. Нашей школе повезло, у нас два разнополых преподавателя – соответственно, одна работает с девочками, другой – с мальчиками. Так проще все объяснить. Среди тем на этом году обучения, например, менструация. Девочками рассказывают, когда могут начаться критические дни, как пользоваться тампонами. Конечно, учителям бывают неловко, коллега потом рассказывала мне, что сама стеснялась. 

Вопросы от детей тоже бывают разными и такими, на которые не всегда можно ответить. Например, когда пятиклассницам рассказывали про менструацию, одна ученица из мусульманской семьи сказала: «Я не могу туда вставлять тампон, мама сказала мне, что туда до свадьбы ничего вставлять нельзя». То есть дети по-разному реагируют в этом возрасте, многое зависит от семьи. В этом же возрасте им объясняют, откуда берутся дети – не в деталях, но рассказывают, что для того, чтобы получилися ребенок, между мужчиной и женщиной должен произойти контакт. И одна девочка, которую мама воспитывает без отца, сказала: «А мне мама говорила, что для того, чтобы иметь детей, мужчина не нужен». 

Светлана Охотникова, детский и семейный психолог

Если вы думаете, что половое воспитание — это что-то вульгарное и не для детей, то вы очень удивитесь тому, что каждый родитель занимается половым воспитанием своих детей с примерно годовалого возраста. Называя части тела ребенка и отвечая на вопросы ребенка, родитель так или иначе учит его тому, что такое интимные части тела, и зачем они нужны.

Страшно ли это? Многие родители боятся излишней сексуализации детей на уроках полового воспитания в школе. Их страхи уходят глубоко в собственное детство, когда эта тема была запретной и не обсуждалась. Это исключительно культурный пережиток. А ведь половое воспитание — это не только рассказ о самом половом акте. Это вопросы мужской и женской анатомии, гигиены, взросления; медицинские, психологические вопросы и многое другое.

Многие психологи рекомендуют отвечать на вопросы детей о репродуктивной функции организма открыто и спокойно. Ведь не стоит забывать, что все недосказанное, скрываемое для детей мгновенно становится предметом фантазий и очень привлекательным объектом. Тут действует правило запретного плода. Чем загадочнее взрослые, тем интересней.

Многим родителям все еще не комфортно обсуждать вопросы пола. Они смущаются называть вагину вагиной, пенис пенисом и краснеют от слова «менструация». Это вполне понятно, учитывая их культурно-исторический бэкграунд. И тем лучше, что роль просветителя в этом вопросе берет на себя школа. Школьные программы обычно достаточно деликатны и учитывают возраст детей. 

Многие из нас довольно либерально относятся к гомосексуальности, однако почему-то страшатся того, что их дети вдруг узнают об этом. Здесь я вижу расхождение.

Еще одна тема, которая смущает родителей — это тема гомосексуальных отношений. И опять же, наше происхождение имеет значение. Многие из нас довольно либерально относятся к гомосексуальности, однако почему-то страшатся того, что их дети вдруг узнают об этом. Здесь я вижу расхождение. Я считаю, что говорить о вопросах секса и полового воспитания с детьми вполне можно и нужно. И откладывать до совершеннолетия их не стоит. А то получится, как в этом смешном стишке:

Малыш домой приводит бабу,

В глазах родителей тоска. 

А может быть еще не поздно

щенка?


 

Фото Shutterstock.

У нас в Телеграме бывают и другие интересные статьи. Присоединяйтесь.

Дарья Радова

Журналист, преподаватель русского языка и литературы

Новые статьи

Как русскоязычные артисты поставили Оруэлла и получили награду на фестивале Fringe (а теперь везут спектакль в Лондон)

О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…

2 дня ago

Отдаст ли Британия Чагос? И другие важные темы недели

Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…

5 дней ago

Видео: встреча «Литературная рулетка». Презентация книг Бориса Акунина

Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…

6 дней ago

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Дома-мастерские

Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…

6 дней ago

Как избежать конфликтов и юридических споров в международных семьях: рекомендации экспертов

Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…

7 дней ago

«Три феи. Английская сказка». Фрагмент новой книги Бориса Акунина

Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…

1 неделя ago