Весь Royal Opera House с его бесконечными лабиринтами увешан указателями на русском языке: кордебалет направо, выход налево, гримерки наверху. Театр в Ковент-Гардене на две недели оккупировал «Большой». Всего около двухсот человек: балетная труппа, оркестр, преподаватели. В коридорах разговаривают исключительно по-русски. Светлана Захарова, тоненькая, невесомая, выходит на ресепшн и строго смотрит: «Это вы журналист?».
Сегодня нет спектакля, поэтому после репетиции есть немного времени для интервью. Чем и воспользовалась «Зима».
Хорошо принимают вас?
Танцевать в Лондоне всегда приятно. В зале обычно не только англичане, но и русские, европейцы, много поклонников из Азии, люди приезжают со всего мира – и благодаря им в этот раз была особая атмосфера и настроение. Я это очень чувствую, уже станцевала «Спартак» и «Лебединое озеро». После «Лебединого» публика аплодировала стоя. Для меня это очень ценно.
А город нравится?
Мне комфортно в любом городе, если там есть люди, которые могут в любой момент оказаться рядом, позаботиться о тебе.
View this post on Instagram
Светлана родилась в Луцке (Украина). В 10 лет поступила в Киевское хореографическое училище, через несколько лет перешла в Вагановскую академию в Санкт-Петербурге. После окончания ее пригласили в Мариинский театр, где она практически сразу стала солисткой. Сейчас Светлана живет между двумя городами: помимо Большого театра, она – «этуаль» миланского театра La Scala. Плюс бесконечные гастроли в других театрах.
Захарова – народная артистка РФ, обладатель всех возможных премий: дважды получала награду «Бенуа де ла Данс», а в этом году получила орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Когда вы только начинали, вас заметил Барышников и посоветовал директору балетной труппы Гранд-Опера обратить на вас внимание.
Да, мне было 20 лет и я уже была примой-балериной Мариинки. Михаил Барышников увидел меня на гастролях с Мариинским театром. Это был концерт в Версале, и он предложил Бриджит Лефевр обратить внимание на меня, после чего где-то через полгода я получила приглашение танцевать «Баядерку» в Гранд Опера. Честно говоря, когда мне позвонил представитель театра и начал разговаривать на ломаном русском, я даже думала это какой-то розыгрыш, я не могла поверить, что скоро окажусь в Париже. Для меня это было невероятное счастье. Ну, и после того, когда ты станцуешь в одном из главных театров мира в качестве приглашенной звезды, на тебя сразу обращают внимание все.
Но вы с ним потом встретились еще раз?
Спустя несколько лет мы c встретились в Нью Йорке – это были гастроли Большого. Я ему намекнула о том случае, но для него ведь это не было таким огромным событием, как для меня, он не стал акцентировать [внимание] на прошлом. Мы даже на эту тему почти не говорили.
А у вас есть близкие друзья среди танцовщиков?
Я тепло общаюсь со всеми моими партнерами, но не могу сказать, что дружу. Дружба для меня более высокое понятие нежели просто теплое общение. Моя семья и мои родные, с кем всегда хорошо и спокойно. И мои замечательные педагоги, Ольга Николаевна Моисеева – первый педагог в Мариинском театре, в декабре мы отмечали ее 90-летие, великий педагог и прекрасная балерина. Несмотря на то что я покинула труппу Мариинки уже давно, мы продолжаем поддерживать теплые отношения. Людмила Ивановна Cеменяка – вот уже 15 лет вместе работаем в Большом театре, в очень доверительных теплых отношениях. Даже если я на гастролях, а Людмила Ивановна в Москве, мы с ней созваниваемся, никогда надолго не расстаемся. Помимо моей семьи, это самые близкие люди.
View this post on Instagram
Спартак. Royal opera House. 9 Августа. Spartacus. August,9 Royal opera House.
Помните, в ранних интервью вы переживали, что после 40 лет у вас может не быть работы, и даже думали уйти в политику, стали депутатом Государственной думы. Что вы сейчас об этом думаете?
Нет, не припомню. Пока у меня все планы связаны с моей профессиональной деятельностью. В конце июня состоялась премьера нового проекта MODANSE, мы показали проект в Москве, в Большом театре, в декабре покажем его здесь, в Лондонcком «Колизее». В программе два одноактных балета двух разных хореографов – «Как дыхание» Мауро Бигонцетти на музыку Генделя и балет «Габриэль Шанель» Юрия Посохова, музыка Ильи Демуцкого, мировая премьера. Этот балет был поставлен специально для меня. С этим проектом нас уже ждут в Париже, Пекине и других городах мира.
Вот уже пятый год мы с моей мамой, Галиной Даниловной, проводим благотворительный фестиваль детского танца «Светлана» – это уникальный фестиваль детских танцевальных коллективов. В течение года мы получаем видеоматериалы, отбираем лучших – и они приезжают в Москву. В этом году на одной сцене выступило 800 детей. Фестиваль полностью благотворительный, все расходы участников мы берем на себя, он несет добро, радость и улыбки. К каждому фестивалю мы придумываем новую концепцию и декорации, а к каждому танцевальному номеру рисуют уникальную графику.
Помимо технических данных, вы славитесь очень глубокой драматической проработкой ролей. Как вы готовитесь к спектаклям?
Жизненный опыт в эмоциональном плане, конечно же, очень помогает. С рождением дочки у меня изменилось мировоззрение, и на многие вещи я стала по-другому смотреть. На что-то глубже, на что-то проще – какие-то вещи сейчас не так цепляют самолюбие. Когда я готовлюсь к новому спектаклю, я стараюсь смотреть как можно больше материала, других исполнителей, другие интерпретации. Если это литературный герой, обязательно надо прочитать произведение. Как раз последняя моя работа – балет про Коко Шанель. Мне очень посчастливилось – я попала в ее квартиру в Париже и в хранилище вещей, которые были созданы ею за многие годы: одежда, украшения, первые духи Chanel №5. Во-вторых, я прочитала ее мемуары, просмотрела много книг с фотографиями, фильмы, документальные отрывки с ее интервью, ведь это реальный человек, не выдуманный персонаж – и многие еще ее помнят, мне хотелось максимально все изучить.
Насколько отличаются ваши героини сегодня и 20 лет назад?
Моя первая Жизель в 17 лет и моя Жизель сегодня – это две разные героини их нельзя сравнивать. Вообще спектакли могут отличаться даже когда я танцую в другом театре, в другом костюме, с разными партнерами. От партнера вообще очень многое зависит. Бывает, что мы друг друга не чувствуем, иногда просто не хватает времени для установления контакта – и тогда помогает актерское мастерство. Не проживаю роль, как это делаю обычно, а играю ее. А есть партнеры, с которыми рождаешься и умираешь вместе на сцене.
А бывает такое, что человек вообще не нравится, а нужно играть любовь?
Да, было и такое, но сейчас я уже могу позволить cебе с ними не работать.
Насколько сложно двум талантливым ярким людям быть вместе? (муж Светланы Вадим Репин – известный скрипач — ред.).
Мы 10 лет вместе и с самого начала знакомства понимаем друг друга как никто другой. Мы оба исполнители и знаем что такое выйти на сцену. Поэтому между нами не только любовь но и уважение к профессиональной деятельности. И все эти годы мы часто на гастролях, все время друг друга провожаем и встречаем, все время ждем, поэтому семейной рутины мы не знаем.
Не ссоритесь?
Ну, можем иногда поспорить, но мой жизненный опыт мне подсказывает всегда, что лучше первой остановиться и позволить мужу почувствовать, что он прав. Хотя бывало и наоборот.
А кто из вас эмоциональнее?
Oба. Ведь каждый добился многого в профессии, а без эмоций, без силы, без целеустремленности это было бы невозможно.
Дочка Аня занимается музыкой или балетом?
Анюта у нас сейчас полностью погружена в художественную гимнастику. Каждый день по 5-6 часов тренировки. Это сложно и порой больно, но мне нравится, что спорт закаляет характер. Первый год давался очень трудно. Она с трудом ходила, слезы были каждый день. Но тренировки не бросила. Сейчас она уже многому научилась, участвует в соревнованиях, занимает призовые места. Получает медали. При этом она любит балет, ходит на все мои спектакли в Большом. Я очень люблю, когда Анютка в зале.
Вы сами ведете свой инстаграм?
У меня их несколько. @svetlana_zakharova_official – это мой личный. Я его открыла в сентябре. Остальные ведут поклонники, даже не знаю кто. Вообще я всегда была против соцсетей, не хотелось рассказывать слишком много про себя. Но иногда я бываю в таких потрясающих, феноменальных местах , о которых никто не знает. И мне очень хочется поделиться, передать эту атмосферу. Я не часто показываю такие моменты из своей жизни, но если рождается какая-то эмоция яркая, я этим делюсь.
Москва или Петербург? Где вам комфортней?
Москва. Я не петербурженка, я родилась на Украине. Те кто в Петербург переезжает, не многие могут почувствовать себя там полностью комфортно, в том числе оказалась и я. А когда я переехала в Москву, я сразу почувствовала себя дома.
Как вы отдыхаете?
Я люблю массаж и SPA. Мы часто уезжаем с семьей в один спа-центр в Италии. Так или иначе, все для того, чтобы подготовить тело к следующему сезону. Даже мой отдых связан с работой.
А никогда не хотелось все бросить?
Бросить нет, но в один момент я почувствовала что ужасно устала и сил работать почти нет, мне хотелось сделать паузу – и тогда я узнала, что нахожусь в интересном положении. С радостью приняла это событие, сразу перестала репетировать, отменила все спектакли и гастроли – и это было одно из самых счастливых моментов в жизни.
А что делали?
Отдыхала. Готовилась стать мамой. Я наконец-то жила жизнью жены, которая не работает. Путешествовала с мужем, наконец-то увидела Париж, Швейцарию другими глазами – можно сказать глазами туриста. Я наконец-то могла полностью наслаждаться красотой, архитектурой. После этого, кстати, я взяла за правило каждый год на 3-4 дня ездить с Вадимом в разные города, где мы берем гида и несколько дней исследуем улицы, ходим по музеям, узнаем историю и наслаждаемся местной кухней.
Есть у вас любимый город?
Помимо Москвы и Милана, я еще очень люблю Вену. Там прекрасная атмосфера. Мне там хорошо.
Интересные люди Лондона и всей Земли – в нашем телеграме их много.