Искусство

Выставка Энтони Гормли: железный младенец, 8 км алюминия и настоящее озеро в Royal Academy of Arts

21 сентября в Королевской академии художеств открылась выставка одного из крупных британских скульпторов современности – сэра Энтони Гормли.

Имя Гормли известно благодаря громадной скульптуре «Ангел Севера», раскинувшей крылья над полями Гейтсхеда. Но в залах Академии поселились не ангелы, а бетонные блоки, шагающие по потолку человеческие фигуры, километры стальных конструкций, небольшое озеро и даже скульптура, самолично выеденная художником из батона хлеба!

О том, что значат эти удивительные вещи и зачем вообще нужно идти на Гормли – в сегодняшнем выпуске арт-колонки.

Мера всех вещей

Чудеса начинают происходить еще на подходе к зданию Академии Художеств. Во дворе музея толпятся посетители и фотографируют какое-то темное пятно на асфальте. Это малюсенькая железная скульптура, изображающая человеческого младенца. Это 6-дневная дочка Энтони Гормли в натуральную величину. В окружении монументальных стен музея этот железный ребенок кажется особенно крошечным и одиноким. «Младенец» задает тон всей выставке, ведь главная тема искусства Энтони Гормли – это человек. 

Гормли, пожалуй, единственный из «больших» скульпторов ХХI века, которому удалось сохранить верность человеческой фигуре. Когда он только начинал свой путь в искусстве, в моде были в основном нематериальные арт-практики: перформанс, концептуализм, минимализм, видео-арт, беспредметное искусство. Гормли пошел против течения и начал работать в самом материальном из искусств – скульптуре. Центром его искусства стал человек и его тело. Основной герой искусства Гормли – сам художник. Он делал гипсовые слепки с самого себя и переводил их в скульптурную форму. Характерная худощавая фигура почти в два метра ростом раз за разом является в скульптурных инсталляциях Гормли.

На выставке в Академии один из залов целиком заполнен фигурами Гормли («LOST HORIZON I», 2008).  Двадцать четыре чугунные копии скульптора разбредаются по полу, стенам и даже потолку. Гормли действительно заставляет зрителя «потерять горизонт» и усомниться в привычной реальности: может быть, гулять по потолку проще, чем кажется? 

Photo: Stephen White, London

Некоторые критики даже обвиняли Гормли в тщеславии: зачем скульптору постоянно тиражировать собственный облик? Но дело, конечно, не в нем. Гормли постоянно подчеркивает, что получившиеся из таких слепков фигуры ни в коем случае нельзя считать его автопортретами. Это не изображение конкретного человека или конкретных людей, скульптор хочет в первую очередь зафиксировать занимаемое человеческим телом пространство. Все его скульптуры – рассказ о том, как наше тело может взаимодействовать с пространством: сжиматься и расширяться, притягиваться и отталкиваться, сливаться с городским пейзажем или, наоборот, менять его. «Мне никогда не нравилось делать статуи. Но мне было интересно понять, какова природа пространства, в котором обитает человек. То, что я пытаюсь показать, – это пространство, в котором находилось тело», – говорит Гормли.

В некоторых работах мы с легкостью узнаем очертания человека, другие кажутся нам абстракциями. Но если приглядеться, то груды камней и чугунные блоки, разбросанные по залам Академии – это все те же сидящие или лежащие человеческие тела! Все эти работы в основе своей содержат мерки человеческого тела – длину и ширину конкретных людей, с которыми сотрудничает Энтони Гормли. Тело человека стало прототипом и для огромного парящего в воздухе каменного облака под названием «BODY». На этот раз человеческая фигура спрятана внутри, и зритель может увидеть лишь среду ее обитания, окружающую ее «ауру».

Photo: Jan Uvelius, Malmö

Зрителей больше нет

На этой выставке Энтони Гормли самым главным телом оказывается не двухметровая фигура скульптора и даже не крошечное тельце его новорожденной дочери. Главное тело на выставке – ваше собственное! Гормли интересуют тела его зрителей, которые он умело включает в построенные им замысловатые пространства. И вот, сами того не замечая, вы оказываетесь частью художественного замысла.

Взаимодействие со зрителями – едва ли не самое важное в искусстве Энтони Гормли. Художник признается, что тема его произведений рождается лишь в тот момент, когда в диалог вступает зритель. Частенько разница между скульптурами и посетителями выставки практически исчезает. Например, для проекта 2003 года «Поле притяжения» Гормли сделал слепки 287 волонтеров, от совсем малышей до стариков. Получившиеся формы были воссозданы с помощью тонких стальных конструкций, напоминающих причудливые растения или паутину. Получились полупрозрачные фантомы, которые Гормли установил прямо на полу в музейном зале. Реальные зрители из плоти и крови бродили между металлическими призраками, сливаясь с ними в единую толпу и становясь частью экспозиции. Примерно то же происходит и на выставке в Королевской академии, где зрители смешиваются с чугунными фигурами «LOST HORIZON I». 

Одно из самых впечатляющих пространств выставки – это «CLEARING VII». Восемь километров алюминиевой трубки хаотично наполняют зал музея. Как будто художник рисовал в пространстве причудливую линию, и она навсегда застыла в воздухе. В застывшую абстракцию Гормли можно забраться, пройти ее насквозь или замереть и стать ее частью. Скульптор всегда оставляет зрителям сделать «последний штрих» в его произведениях.  

Photo: Markus Tretter

Кстати, однажды Гормли позволил зрителям не только поучаствовать в его произведении, но и сделать его от начала до конца. Один из самых известных проектов Гормли – это его работа на Трафальгарской площади в Лондоне. Как известно, на главной лондонской площади есть четыре постамента, на трех из них есть скульптуры, а четвертая пустует. Традиционно власти города выбирают одного из современных художников и отдают ему постамент для экспериментов. В 2009 году эта честь выпала Энтони Гормли. Но вместо того, чтобы установить туда одну из своих скульптур, Гормли предложил простым людям делать на постаменте все, что вздумается. В рамках закона, разумеется. Три месяца на Трафальгарской площади люди пели, танцевали, стояли с плакатами и изображали совершенно невероятные вещи в проекте Гормли «Те и другие». Ему удалось превратить в скульптуру и произведение искусства сотни живых людей.

Завершает выставку инсталляция под названием HOST. Ее показывали публике лишь трижды, а в Лондоне HOST и вовсе появится впервые. Стенам Королевской Академии не привыкать к экспериментам: на этот раз Гормли привез в музей целое озеро из морской воды и глины. Так скульптор стирает границы между миром культуры и природой. И зрители, которые одновременно принадлежат к  двум этим мирам, таким образом оказываются своеобразным порталом, соединяющим оба измерения. Если вы уже были на выставке Олафура Элиассона в Tate Modern, то легко обнаружите связь между работами художников. 

Больше о лондонских выставках – в нашей Афише. Проверяйте ее чаще, мы постоянно добавляем что-то интересное!

Мария Березанская

Березанская Мария – кандидат философских наук, исследователь искусства и культуры ХХ века. Автор книги «Марк Шагал. От мифа к эпосу» и статей об искусстве авангарда. Вела курсы и циклы лекций в МГУ им. М.В. Ломоносова, центре современного искусства «Винзавод», Еврейском музее и Центре толерантности, Центре изучения иудаики «Сэфер». Создатель просветительского блога о современном искусстве @masha_be_

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

19 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago