Гид по английскому образованию

Частная школа для оборванцев. Как учились дети лондонских бедняков (фото)

В Англии до сих пор есть место, где можно схлопотать по филейным частям за невыученный урок. Правда, удары будут больше для виду и совсем не болезненные. Да и учительница будет злая лишь понарошку. Место называется Ragged School Museum. Музей расположен в бывшем здании викторианской школы для бедняков.

Такие школы в викторианскую эпоху (и позднее) назывались “ragged” — «драные, для оборванцев». Их было много по всей стране, они содержались на частные средства.

Эта, на Копперфилд-роуд, была самой большой в Лондоне. Здесь и по сей день проводятся «уроки» для тех, кому интересно, как учились дети лондонских бедняков. Ведет их раз в месяц строгая мисс Перкинс — работница музея в пенсне и корсете, которая то прикрикнет на учеников, чтобы они достали грифельные доски, то велит им встать (“Stand!”), то строго разрешит им выйти из класса (“Out!”). Настоящее иммерсивное шоу для непоротых поколений, выросших в поддерживающей и принимающей обстановке.

История школы началась в 1866 году. Ее основал филантроп Томас Барнардо, который в Лондоне вообще-то был проездом. Он приехал в столицу из Ирландии и намеревался отправиться миссионером в Китай, но увидев, в каких условиях живут дети лондонских рабочих, призадумался. Оказалось, что не нужно было ехать за тридевять земель, чтобы менять мир к лучшему: начать можно было прямо в столице.

Деньги для Барнардо не были проблемой. Сложнее было привести в школу детей. В викторианские времена родители ценили образование меньше, чем сейчас, оно отвлекало детей от более важного занятия — работы на заводах и фабриках. Однако Барнардо тоже был не промах и устроил в школе бесплатное трехразовое питание: с 1877 года это была не только самая большая школа, но и самая большая бесплатная детская столовая в городе.

Это обстоятельство заставило родителей и детей по-другому взглянуть на вещи, и школы Барнардо всегда были переполнены. В классы обычно набивалось по 40-50 учеников, а всего через основанные им бедняцкие школы до самой их ликвидации прошло более 100 тысяч юных лондонцев. Частная школа для бедных доктора Барнардо закрылась лишь 1908 году. К тому времени на востоке Лондона уже было достаточно бесплатных государственных школ.

Помимо очевидных классов, досок, парт и розог, на верхнем этаже музея можно увидеть и другие интересные предметы конца XIX века, например, целиком воссозданную школьную кухню. А также будильник — редкое и ценное по тем временам устройство, которое мог позволить себе далеко не каждый. Кто не мог, тот платил особому человеку — «будильщику», у которого будильник был. За небольшую плату «будильщик» приходил каждое утро к вашему дому и стучал палкой в окно или плевал в него через трубочку звонким сушеным горохом, чтобы вы и ваши дети не проспали на фабрику. 

Много нового вы узнаете и о викторианском утюге. Вы вообще в курсе, что раскаленный докрасна викторианский утюг плавил пуговицы, и для того чтобы погладить одежду, пуговицы вначале отпарывали, а потом пришивали заново? 

На редких архивных фотографиях можно увидеть, например, как чумазые дети стоят перед рамкой и волнуются. Это местная благотворительница Клара Грант приехала в школу и раздает подарочки. Но тряпичную куклу или мячик получат только те, кто достаточно мал, чтобы пройти под рамкой. А на другой фотографии можно увидеть Клаудию Шиффер, она посетила этот музей в 1990-е годы, когда начинала кампанию по борьбе с детским гепатитом.

Символическое и достойное продолжение дела Томаса Барнардо, который еще в 1860-е говорил, что каждый ребенок достоин лучшей жизни.

Музей открыт каждую среду и четверг с 10:00 до 17:00, а также каждое первое воскресенье месяца с 14:00 до 17:00, когда проводятся «викторианские уроки».

Фото Валентины Корабельниковой и Ragged School Museum.

Илья Гончаров

Житель города Лондона, гуманитарий умственного труда, выпускник журфака МГУ, выпускающий редактор ZIMA и вообще доволен жизнью

Новые статьи

«Бойтесь своих желаний». Приветствие Сергея Николаевича – нового редактора ZIMA Magazine

Это мудрое изречение невольно пришло мне на ум, когда Люба Галкина предложила мне подключиться к…

4 часа ago

О творческой лаборатории в Лондоне и не только: самое интересное из разговора с Дмитрием Крымовым

Недавно вы начали новый проект в Лондоне. Расскажите, чем вы занимались с начала войны и…

5 часов ago

Крупнейший финансовый скандал в истории британского образования

Еще в 2022–2023 учебном году британские чиновники обратили внимание на рост числа подозрительных заявок на…

23 часа ago

Простые способы помочь детям: как поддержать фонд Gift of Life

Спортивный челлендж в помощь детям  Сергей Ионов Благотворительный спорт — это не только возможность испытать…

1 день ago

«Близкие» — документальный фильм Веры Кричевской + Q&A

Когда: 29 апреля, 19.00Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough Street, London, W1F 7HL Фильм документалиста…

3 дня ago

«Осенью мы начинаем съемки». О чем говорили на встрече с Андреем Звягинцевым

В марте зрители увидели культовые работы режиссёра — фильмы «Левиафан», «Елена» и «Нелюбовь». Завершающим аккордом программы стала встреча…

6 дней ago