Банк Англии 10 октября представил новую пластиковую банкноту достоинством £20 с художником Уильямом Тернером («на обложке» – хочется написать, но нет). Наш обозреватель составил список тех, кого она теоретически может оскорбить.
Ненависть веганов к новым британским банкнотам общеизвестна. Новую пластиковую пятерку с Черчиллем они ненавидят с 2017 года, а новую десятку с Джейн Остин – с 2018-го. Причина очевидна: в процессе производства пластика, из которого сделаны все новые купюры, входит небольшое количество животного жира. Его в банкнотах, если быть точным, порядка 0.05%: это так мало, что новые деньги не только не пахнут жиром, но даже не оставляют следов на пальцах. Но даже этого скромного количества было достаточно, чтобы веганские движения Великобритании выразили глубокую озабоченность еще тогда, когда в стране появилась пятерка с Черчиллем.
Банк Англии, надо сказать, два последних года извинялся как мог, принимал в расчет озабоченность веганов и высчитывал стоимость альтернативных способов производства денег. Но способ оказался только один: твердый животный жир можно было бы заменить пальмовым маслом.
Это стоило бы стране на несколько миллионов дороже. И потом, это вряд ли одобрили бы природоохранные организации, такие как Greenpeace, который пальмовое масло страшно не любит. А экоактивисты, как мы сегодня знаем, куда более опасные оппоненты, чем мирные веганы.
Поэтому Банк Англии, взвесив все за и против и скрепя сердце, решил остановиться на старом «жирном» способе производства банкнот, и новые двадцатки (как и новые банкноты достоинством £50, которые запустят в оборот в 2021 году) веганскими не будут.
Этим религиям исторически свойственно не любить продукты животного происхождения. Да настолько, что когда три года назад в стране только объявили о том, что Банк Англии введет в оборот пластиковые пятерки с Черчиллем, некоторые индуистские храмы объявили, что не будут их принимать.
Позднее, когда в оборот стали вводить £10, £20 и £50, возмущений индуистов слышно уже не было.
Почему? Знает один бог (хотя речь об индуистах, а значит, их могло быть и несколько). Возможно, они за это время пересмотрели свои стандарты ахимсы. А возможно, им было просто сложнее отказываться от пожертвований, сделанных не пятерками, а двадцатками, и они прошли полагающиеся по такому случаю стадии отрицания, гнева, торга и депрессии. И когда дошли до точки принятия, то стали принимать и новые пластиковые деньги.
Но может быть и так, что они принимать принимают, но в глубине души немного все-таки обижаются.
«Подождите, но вы же только что сами сказали, что пальмового масла в новых банкнотах не будет?»
Да, но они же сделаны из пластика, не так ли?
В современном мире сильны антиколониальные настроения, причем порой глубоко ретроспективные. С засилием богатого, белого и мужского принято бороться не только в настоящем, но и в прошлом. Пример тому – движение Rhodes Must Fall, которое в 2015 году добилось сноса в городе Оксфорде памятника Сесилю Родсу – викторианскому колонизатору, давшему имя целой колонии (Южная Родезия), основавшему один из старейших университетов в Африке и учредившему первую в мире стипендию для иностранных студентов в Оксфорде. Нечего было считать Британию владычицей мира.
Другие студенты однажды отказались изучать Платона, Канта и Аристотеля, сославшись на то, что в их курсе философии центральное место должны занимать философы из Азии и Африки.
«Причем тут банкнота £20? Какая связь между нею и колониализмом?»
Ответ простой: связь – она в глазах смотрящего. Было бы желание ее найти. Вот, например, изображенный на новой банкноте Уильям Тернер, хоть и был сыном цирюльника и говорил на кокни, но пользовался поддержкой видного культурного деятеля Джона Рескина. А на мировоззрение Рескина, в свою очередь, изрядно повлиял философ Томас Карлейль, консерватор, империалист и почти что нацист. «Следующий шаг после Карлейля и Ницше — Гитлер», – так отзывался о нем Бертран Рассел. Достаточно?
Первый британский художник номинировался на премию Тернера трижды, второй – дважды, но ни тот, ни другой ее не получили.
Да, так себе категория, конечно. Но пусть будет.
Этим людям будет хуже всего. Дело в том, что старая банкнота достоинством £20 была в Британии наиболее подделываемой: 88% всех поддельных банкнот были именно двадцатки. Именно ее подделкой промышляла целая индустрия фальшивомонетчиков, именно она, двадцатка-кормилица, давала заработок им и хлебушек их деткам.
Новую полимерную банкноту будет подделать куда сложнее.
Что касается пластиковых денег, то радфему жаловаться до недавнего времени было объективно не на что: на банкноте в 10 фунтов, представленной в прошлом году, Банк Англии честно напечатал писательницу Джейн Остин и тем самым сравнял счет
Но с тех пор, как на £20 назначили Уильяма Тернера, а на £50 Алана Тьюринга, счет стал 3 : 1 в пользу мужчин. Заметьте, белых. Чем не повод для беспокойства?
«Да, но вообще-то на каждой банкноте изображена еще и королева Елизавета II?»
Feck you, you fecking sexist.
Будем надеяться, что после «Брекзита» в Британии начнется резкое падение экономики и гиперинфляция. В этом случае Банк Англии сможет напечатать еще несколько банкнот – достоинством, например, £100 и £200 с портретами Миллисент Фоссет и Греты Тунберг. И все будет по-честному.
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…