Лейбористская партия накануне выборов старательно разжигает скандал вокруг NHS: якобы консерваторы во главе с Джонсоном хотят продать национальное здравоохранение Америке. Джереми Корбин во время первого тура дебатов на ITV сказал, что у него есть целое досье по этому вопросу.
Правда ли это? И если да, то кому именно продадут NHS: Трампу, штату Айова или какой-нибудь фармацевтической компании? Целиком или частично?
Рассказываем, что нам известно.
Департамент внешней торговли накануне выборов очень вовремя допустил утечку 451 страницы записей переговоров между чиновниками США и правительством Великобритании (возглавляемому сейчас Джонсоном). Они обсуждали возможные условия нового торгового соглашения между странами, которое будет заключено после «Брекзита». Эти записи – это и есть то досье, которым размахивает разъяренный Корбин.
Американские фармацевтические компании еще давно недвусмысленно намекнули, что их интересует полный доступ к британскому рынку и они будут его добиваться. Один из американских переговорщиков упомянул, что отдельно стоит обсудить и сравнить стоимость лекарств: сколько платят за лекарства в Британии и в других странах.
Не секрет, что Британия платит за иностранные лекарства меньше других стран – именно из-за того, что NHS фактически является госмонополистом. Кроме NHS продавать лекарства на острове почти некому. Столь критикуемая многими национальная система здравоохранения по правде хороша уже тем, что успешно противодействует росту цен. Об этом и печалились американцы: госмонополия не дает им драть с британцев три шкуры.
С этим всем, вероятно, и могла быть связана та самая «сделка с Америкой», которой пугает Корбин. Есть только одна загвоздка: никакой сделки не было, были пока что обычные переговоры, на которых прозвучало что-то вроде пожелания: «Неплохо было бы…».
Борис Джонсон и в ходе дебатов, и позднее говорил: ни о какой продаже речи не идет, мы ни о чем таком не договаривались, цены на лекарства не вырастут, пожалуйста, все успокойтесь.
Но сам факт того, что речь о ценах все-таки зашла, дал лейбористам шикарный козырь. Они теперь долго будут пугать своего избирателя тем, что Борис будет спать и видеть, как бы вынести из дому NHS и продать на пьяном углу.
Это не исключено, ведь в случае «Брекзита» торговое соглашение с США (как и с другими странами) все-таки придется заключать. И кто знает, о чем будут договариваться в будущем правительства двух стран.
Другой вопрос, что для любого кабинета министров эта мера будет крайне непопулярной. Любой политик, который хотя бы заикнется о том, чтобы сделать здравоохранение хоть немного более рыночным, рискует карьерой. Британцы – не американцы, и бесплатную медицину и дешевые лекарства они ценят куда выше, чем свободу торговли.
На переговорах также обсуждалось много технических вещей. Чиновники говорили, например, о патентах на лекарства. Когда фармацевтические компании покупают патент на лекарство в той или иной стране, очень часто всем другим компаниям становится законодательно запрещено производить аналоги этого лекарства и продавать их по более низким ценам. Британия с Америкой обсуждали условия продления этих патентов. На практике это означает, что компании, вероятно, смогут делать это на более удобных условиях, чем сейчас, и у NHS (теоретически, в некоторых случаях) будет меньше возможностей переходить на более дешевые аналоги.
Конечно.
Америка очень хочет продавать Британии своих кур. Но сейчас правила ЕС не разрешают ввозить в Британию куриное мясо, обработанное хлором. Американцев это тоже сильно печалило, и они попросили у Британии после «Брекзита» эти правила смягчить. Дескать, хлорирование кур – это выгодно, вкусно и без греха. Ваш рынок привлекателен, наши курочки чертовски привлекательны, к чему терять время?
Трудно предсказать, о чем они все-таки договорятся в будущем, но в манифесте Консервативной партии говорится, что пищевые стандарты они снижать не намерены.
Также грустные и растерянные американцы пожаловались, что не хотят, чтобы Британия облагала своим «цифровым налогом» американские технологические компании. Но Британия все равно с 2020 года планирует ввести налог в размере 2% на компании вроде Facebook, и отказываться от этих планов не собирается.
Пока что никак не влияет, так как никакие договора еще не заключены. Но лейбористы опасаются, что в будущем, когда (если) Британия выйдет из ЕС, правительству нужно будет заключать соглашение как можно скорее. А это значит, что теоретически кабинет консерваторов (или кто тогда будет сидеть в №10) может скорости ради пойти на значительные уступки, в первую очередь – по упомянутым выше вопросам.
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…