Интересно

Тайны «Золотого фараона»: о чем расскажет выставка в галерее Saatchi

Культурный обозреватель ZIMA Ирина Кукота вернулась с выставки Tutankhamun: Treasures of the Golden Pharaoh совершенно потрясенная. Экспозиция настолько погрузила ее в историю, легенды и мифы Древнего Египта, что теперь Тутанхамон ей как родной. Пожалуй, ZIMA готова разделить ее восторг.

6 ноября 1922 года лорд Кэрнарвон получил из Луксора телеграмму от археолога Говарда Картера. Содержавшегося в ней сообщения лорд ждал долгих семь лет. Картер написал: «Наконец, сделал чудесное открытие в Долине: великолепная гробница c нетронутыми печатями. Засыпана до Вашего прибытия. Поздравляю!»

Раскопки, которые начались в конце октября 1922 года, были последним шансом Картера обнаружить нетронутую гробницу египетского фараона. Долина Царей, расположенная недалеко от Фив на западном берегу Нила, славилась своими находками: здесь хоронили фараонов и высокопоставленных вельмож Древнего Египта в течение 500 лет — с XVI по XI века до н.э. Однако более 60 усыпальниц Фиванского некрополя к моменту раскопок Картера уже были разграблены предприимчивыми ворами-бедуинами. Однако он не терял надежды и как одержимый в поисках заветной нетронутой гробницы исследовал едва ли не каждый клочок Долины Царей. Дважды во время предыдущих экспедиций он миновал группу заброшенных лачуг, но не придал им особого значения. Но в 1922 году решил вернуться, снести лачуги и посмотреть, что под ними. И тут ему наконец улыбнулась удача: 4 ноября 1922 года один из мальчишек-бедуинов, сопровождающих группу Картера, заметил ступеньку, открывшуюся из-под слоя песка под полом первой же снесенной хижины. За первой ступенькой проявились вторая, третья, четвертая… Сомнений не осталось — обнаружен вход в чью-то гробницу.

Позолоченный деревянный церемониальный щит Тутанхамона, 1336 — 1326 г. до н.э. Экспонируется впервые

Приезда лорда Кэрнарвона Говард Картер ждал почти три недели. Все эти дни он мучительно гадал, оправдает ли находка его надежды, но, будучи джентльменом, не считал возможным продолжать раскопки в отсутствие того, кто их щедро оплачивал. Кэрнарвон с дочерью приехали 24 ноября, и раскопки были возобновлены. Археологи откопали все 16 ступеней и увидели замурованный вход с ясно различимыми оттисками печатей. Все, что случилось дальше, стало достоянием мировой истории, а имена Картера и Кэрнарвона вписаны в эту историю золотыми буквами: найденная гробница Тутанхамона до сих пор считается величайшим археологическим открытием за всю историю человечества.

Древние египтяне верили, что человек умирает дважды: первый раз — физической смертью, второй — когда с лица земли исчезает последний, кто помнит его имя. Тутанхамону, таким образом, выпала невероятная удача: несмотря на все происки преемников, пытавшихся вычеркнуть имя непокорного фараона-подростка из истории, и тысячелетия забвения, он, с точки зрения древних египтян, оказался живее всех живых: о нем и сегодня пишут книги, слагают песни и устраивают в его честь выставки.

Такая выставка как раз открылась в Лондоне в галерее Saatchi — Tutankahmun: Treasures of the Golden Pharaoh. Посвящена она не только легендарному фараону, но и его «воскрешателю» Говарду Картеру. Лондону повезло: «золотой фараон», уже почтивший своим присутствием Лос-Анджелес и Париж, теперь на время — до 3 мая 2020 года — задержится в британской столице, которая стала третьей остановкой в мировом турне Тутанхамона по десяти городам мира перед открытием нового комплекса Большого Египетского Музея археологии в Каире в 2022 году. Это открытие планируется как раз на 4 ноября 2022 года — на день столетнего юбилея величайшей находки Картера.

Скульптура бога Гора с солярными символами, 1336 — 1326 г. до н.э. Экспонируется впервые

Всего в гробнице «золотого фараона» (по древнеегипетским мерках, довольно, кстати, скромной — всего 4 комнаты) Картер нашел более 3 500 объектов. Конечно, привезти их все в Лондон не было никакой возможности, да и египетский музей очень ревностно относится к своим знаменитым сокровищам. Поэтому вы увидите только небольшую часть того, что было найдено в гробнице Тутанхамона, — всего 150 предметов. Но и этого оказалось достаточно, чтобы заполнить семь выставочных залов галереи Saatchi.

Многие из этих вещей покинули Египет впервые: это и небольшая скульптура бога Гора в виде сокола с символическим золотым солнечным диском, и нагрудное золотое украшение в виде птицы Ба (древнеегипетского символа души), и каким-то чудом сохранившиеся до наших дней льняные узорчатые перчатки Тутанхамона, и его лук, и покрытая золотым листом резная кровать фараона, и деревянный резной церемониальный щит, покрытый золотом, и статуя-страж, охранявший вход в гробницу.

Меня больше всего поразил сет для игры в сенет — старейшей игры с передвижением фишек по доске. Игру придумал древнеегипетский бог знаний Тот, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини неба Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие. На кон поставили 1/72 световую часть каждого из 360 дней лунного года. Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — 355. Так люди получили не только новую игру, но и еще пять дней в календаре. Изначально являясь светским развлечением, сенет постепенно приобрел сакральное значение: в качестве фишек стали фигурировать основные божества египетского пантеона, а сама игра стала отражать основные события царства мертвых. В общем, Тутанхамону эта игра в загробном царстве была просто жизненно необходима.

Деревянная позолоченная скульптура Тутанхамона, охотящегося с гарпуном, 1336 — 1326 г. до н.э.

Помимо всего этого, вам предстоит увидеть множество изящных статуэток и предметов обихода знаменитого фараона, включая его колесницу, опахало и пенал для письменных принадлежностей. В одном из залов можно будет полюбоваться и на прекрасно сохранившийся резной трон Тутанхамона, инкрустированный слоновой костью. Вы увидите и совершенно уникальный экспонат — атрибуты власти фараона из золота и сердолика, украшавшие мумию Тутанхамона. А к концу выставки вы будете наизусть знать целые фрагменты из египетской «Книги мертвых» (включая заклинания, которые требуется для того, чтобы душа беспрепятственно миновала злых духов), а также начнете прекрасно ориентироваться в древнеегипетских представлениях о загробном мире.

Кроме того, вы получите ответы на следующие животрепещущие вопросы: кем была жена Тутанхамона, кто состоял с ним в родстве, была ли Нефертити матерью Тутанхамона, почему он так рано умер и что произошло после его смерти. Вы настолько проникнетесь обстоятельствами его жизни и загробного существования, что он станет вам как родной. Вполне возможно, что и общение с посетителями будет любопытным: мне, например, попалась группа журналистов из National Geographic, которые бойко обсуждали, не пришельцы ли построили египетские пирамиды.

«Пенал» для тростниковых палочек, принадлежавший Тутанхамону, 1336 — 1326 г. до н.э.

Даже если вы в какой-то момент почувствуете себя невероятно уставшим от обилия впечатлений и толпы посетителей, сделайте усилие и подвергните себя интересному опыту. Представьте: вы парите над песками египетской Долины Царей. Вдруг вашему взору открывается потайной ход — лестница, уходящая под землю. Вы спускаетесь по ней, все глубже и глубже, пока на вашем пути не появляется замурованная стена. Вы замечаете ход через стену, открывающий потайную комнату, охраняемую двумя древними статуями-стражами. Вы попадаете внутрь небольшой комнаты, заваленной старинными колесницами и утварью. А дальше, в самой глубине подземного пространства, вам открывается куб со множеством золотых дверей, ведущих в гробницу. Да, вы внутри гробницы фараона Тутанхамона — и это новый VR-experience, разработанный специально для лондонской экспозиции устроителем выставки компанией IMG.

Ну что, вы уже достаточно заинтригованы? Тогда скорее отправляйтесь смотреть все своими глазами. А если хватит сил на современное искусство, не пропустите выставку художников Сирила де Коммарка и Кейт Дауди, которая открывается в той же Saatchi 9 ноября, придумана как диалог современной и древней цивилизаций и специально приурочена к главному событию — к Tutankhamon: Treasures of the Golden Pharaoh.

Льняные перчатки Тутанхамона, 1336 — 1326 г. до н.э. Экспонируются впервые

Ирина Кукота

Журналист, искусствовед, переводчик, радиоведущая, магистр Оксфордского университета и института Sotheby’s. Работала в Christie’s, выступала в качестве приглашенного лектора в Sotheby’s, была лондонским корреспондентом The Art Newspaper Russia. Ведет свою программу на радио.

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

18 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago