The Guardian на днях опубликовал тревожный лонгрид: из страны уезжают учителя. Их не удерживают ни материальная мотивация, ни долгие отпуска, ни уважаемость профессии. Наталья Мосунова по просьбе ZIMA провела исследование и выяснила, почему английские учителя отказываются работать в местных школах и есть ли способ остановить вынужденную миграцию.
Хотя ореол элитарности и исключительности все еще сопровождает британское образование, государственные школы Острова все чаще и громче подают сигналы SOS: если в ближайшее время не произойдет никаких изменений, то в течение ближайших двух лет школы рискуют лишиться 18% учителей, а за пять лет – 40%.
Почему?
Настрой учителей еще раз доказывает важность нематериальной мотивации в современном мире: хотя на уровне доходов топ-менеджеров из Сити зарплаты учителей выглядят скромно, средняя зарплата достигает £30 тыс. в год. Хорошие «предметники» даже в провинции могут зарабатывать до £60 тыс. в год, а директора школ – больше £100 тыс. в год, что уже сопоставимо с доходом очень успешных professionals. Для тех, кто помнит о размере оплаты педагогов в странах бывшего СССР, эти суммы, отличающиеся без малого на порядок, могут показаться очень привлекательными.
Снижение государственных расходов на образование и увеличение повседневной нагрузки
За последние годы финансирование школ ухудшилось: в 2020 году 91% школ получат меньше, чем получали в 2015 году. Особенно чувствительным сокращение расходов будет для старшей школы (16-19 лет). Добавляем сюда печальную ситуацию по обнищанию населения, которая накладывает на учителей дополнительные обязанности по поддержке учеников (иной раз вплоть до стирки одежды), и понимаем, что моральные издержки работы учителя очень и очень велики.
Сокращение расходов сказывается на еще одном очень важном для образования показателе – пропорции учеников и учителей: чем меньше учеников на одного учителя, тем выше, как правило, рейтинги учебного заведения. Помимо очевидного сокращения внимания к нуждам учеников, эта тенденция ведет и к работе учителей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: четверть учителей фактически занято работой 60 часов в неделю, а иногда и по выходным. Нагрузка учителей в английских школах, например, составляет 49 часов против 34 в финских школах. При этом на само по себе преподавание уходит только половина рабочего времени – многие и многие часы учителя вынуждены тратить на административную работу.
OFSTED, отчетность и нереальность требований
Многие из тех, кто панирует оставить преподавание, говорят, что причиной стали бесконечные проверки и нереалистичные требования регулятора. Некоторые исследования утверждают, что регулятор, созданный для поддержки стандартов образования, стал главным источником преподавательского стресса. Добавляют огня и родители, ожидающие немедленных ответов на все вопросы и учета нужд каждого ребенка. В результате больше половины учителей средних школ считает стандарты работы неподъемными, а требования невыполнимыми.
Направления и способы влияния учителей на учеников очень и очень ограничены
Бесконечные жалобы родителей и установленные квоты на «хороших» учеников приводят к тому, что учителя не могут пользоваться даже ограниченными (по сравнению с 1970-ми, например) инструментами установления дисциплины и мотивации учеников. Нередко справедливая оценка заканчивается бесконечными апелляционными процессами и внутренними расследованиями, отнимающими последние силы и остатки времени.
Разрыв между пониманием, что было бы правильным, и необходимостью поступать так, как требуется в данной ситуации, бесконечное перешагивание через свои эмоции и ценности могут демотивировать даже самых талантливых педагогов.
Стресс, выгорание и баланс жизни и работы
Рост числа учеников в пересчете на одного учителя, нездоровые требования проверяющих организаций и ненормальная продолжительность рабочей недели приводят к тому, что школьные учителя оказываются в группе риска по психическому здоровью.
Застрессованность школьного персонала последовательно растет в течение нескольких лет, и косвенно влияет на то, что более опытные учителя оставляют школы: если в других странах ОЭСР средний возраст учителей 44 года, то в английских – 39 лет, а учителей старше 50 в Англии вдвое меньше, чем в соседних странах.
Куда они уходят?
Стресс, вынужденность заниматься административной работой в ущерб преподаванию, разбалансированность жизни в пользу работы и общая неудовлетворенность ситуацией привели к тому, что английские учителя массово переезжают на работу в другие страны.
Конечно, как правило, это частные школы.
Английских учителей можно найти в престижнейших частных школах Швейцарии; в странах арабского востока, где массово готовят детей к поступлению в английские университеты; многих странах Европы, Корее и Японии. В последние годы английские учителя переезжают и в страны бывшего СССР, включая Россию, Казахстан и Молдову.
Помимо высокой заработной платы экспатов учителей привлекают особое отношение (ну еще бы – английский учитель!), хорошая погода, наличие времени на собственную жизнь и возможность заниматься учениками вместо бюрократии. Многие говорят о возможном возвращении с ужасом.
Есть ли у нас план?
Теперь, когда масштабы катастрофы понятны, возникает вопрос, что с этим собирается делать будущее правительство. На словах идеи разумны, но недостаточно. Тори предлагают поднять стартовую зарплату учителя с £20 тыс. до £30 тыс.. Сейчас это средняя зарплата с учетом «стажистов» и уникальных предметников. Лейбористы обещают разобраться с инспекциями Ofsted. Достаточно ли этого?
Вряд ли. Скрытые переработки, современное отношение родителей к учебному процессу и тенденция в снижение расходов на образование остаются реальными угрозами.
Фото: Shutterstock