Документальный фильм «Женский день» Доли Гавански вошел в программу четвертой ежегодной Russian Film Week и номинирован в категории «Лучший иностранный фильм о России». В преддверии британской премьеры ZIMA узнала у Доли, что объединяет бизнесвумен, лауреата Нобелевской премии, ветерана Сталинградской битвы, видеоблогера, диктора Центрального телевидения СССР и других героинь ее фильма.
— Зачем вы сняли «Женский день»? Что вас волновало и вдохновляло?
— Этот фильм — своего рода естественное продолжение моей работы после выставки «Суперженщина: работай, строй и не ной», которую мы готовили совместно с лондонской галереей Grad. Задумка фильма появилась во время просмотра архивных материалов. Когда перебираешь их, видишь, как менялся образ идеальной женщины на разных этапах советского времени. И мне стало интересно понять, кто они, эти идолы прошлых лет и героини современности. Узнать их характер, мысли, страхи, надежды. И, конечно, проследить, как менялся взгляд на женский день 8 марта.
Прежде он символизировал борьбу женщин за равные права с мужчинами, но постепенно приобрел и закрепил за собой романтичный окрас. Например, в 1917 году в ответ на требования женщин им было предоставлено избирательное право, в 1920-х годах тысячи женщин Узбекистана в знак освобождения от угнетения сняли с себя паранджу. А сегодня в России 8 марта — это просто повод подарить цветы. При этом мне хотелось показать, как через призму 8 марта менялся и транслируемый пропагандой образ идеальной женщин. Если в 1920-х это была освободившаяся от домашнего рабства женщина-работник, а в 1950-х уже культивировался образ женщины-хозяйки на кухне, то дальше в список качеств идеальной женщины постепенно возвращается женственность и изящность.
— Вы учились в школе в Самарканде, жили в Москве и Петербурге, застали перестройку. В одном из интервью вы сказали, что фильм стал для вас возможностью переосмыслить и собственные корни, и то, как существовавшая культура повлияла на вас. Удалось?
— Сложно сказать однозначно. Женская тема меня привлекала всегда. В кино я играла много ролей восточно-европейских женщин, образы которых часто были построены на определенных стереотипах. Вероятно, это тоже стало одной из причин, почему я задумалась об исследовании этой темы. Мне захотелось разобраться в предпосылках появления этих стереотипов. Я родом из Восточной Европы: мой папа из Югославии, мама из Болгарии. Мы жили в разных городах, и мой тинейджерский период пришелся на Санкт-Петербург и Москву, где я поступила в ГИТИС и начала учиться актерскому мастерству. Я очень люблю Россию. Эта страна всегда была для меня источником вдохновения, и я хотела поддерживать с ней связь. И хотя большую часть своей жизни, с 17 лет, живу в Лондоне и, казалось бы, уже пропитана местной культурой и ценностями, в какой-то момент все равно пришло осознание, что я сделана из другого теста. Я почувствовала необходимость переосмыслить свою историю — культуру советского времени, которая хоть и исчезла, но наложила отпечаток на многих женщин современности.
— По какому принципу вы отбирали героинь для фильма и как их искали?
— Я искала героинь, которые оказали влияние на положение женщин в обществе и их права, и героинь, чья деятельность стала источником вдохновения и примером для миллионов. Архивные материалы, безусловно были хорошей отправной точной. Но это был лишь начальный этап поиска, который в итоге занял довольно много времени. Например, искали родственников одной из первых женщин-трактористок Советского Союза Паши Ангелиной, которая стала легендой. Потом выяснили, где живет ее старшая дочь. На нашу удачу она оказалась недалеко от Москвы. Контакты других героинь удавалось находить быстрее, но договариваться о встречах тоже часто было весьма непросто. Например, очень плотный график оказался у ветерана Второй мировой войны, 94-летней Марии Михайловны Рохлиной. Она ведет активный образ жизни, до сих пор работает — ездит из Подольска в Москву на поезде, посещает заседания совета ветеранов, активно участвует в общественной жизни. Эта миниатюрная женщина просто покорила меня своей невероятной энергией! Параллельно получилось встретиться с Натальей Касперской — соучредителем компании «Лаборатория Касперского». Под ее руководством стартап вырос в одного из крупнейших игроков международного IT-рынка. При этом Наталья — многодетная мать, успевающая находить время на семью и хобби. Увлекается животноводством. Мы засняли дома и на работе легендарного диктора Центрального телевидения СССР Дину Григорьеву, ее называют «голосом СССР», и многих других удивительных женщин. В целом работа над съемками фильма заняла около двух лет. Тем более что снимали мы не только в России, но и в Германии, Франции, Австрии, США.
— Какие—то особые трудности были?
— Монтаж. Мне было важно передать характеры героинь, рассказать их истории и при этом уложиться в хронометраж. Вместо запланированных изначально 10-15 встреч я провела порядка сорока. Мы собрали огромный материал, отсняли больше 200 часов, а их нужно было уместить в полтора. В результате у нас получилась удивительная палитра женщин разных профессий, собранных в интересную мозаику, где один кусочек пазла органично сочетается с другим. К сожалению, я не смогла включить в фильм все истории, но, уверена, этот проект найдет свое продолжение.
— Вы собрали истории женщин разных призваний и сфер деятельности, среди которых есть и основательница крупной компаний, и даже бьюти—блогера. Что их объединяет?
— Любовь к жизни. Все они сильные женщины с невероятным чувством собственного достоинства. И я восхищалась, как им удается совмещать работу и семейную жизнь. Обычно это одна из основных тем, обсуждаемых в контексте женского вопроса. Мне кажется, впервые эту проблему стали решать как раз в Советском Союзе. В 1920-е годы был даже создан специальный женский отдел компартии. Именно в этот период в СССР, например, появились детские сады с продленным рабочим днем: созданы необходимые условия, чтобы женщины могли выйти из дома и посвятить себя труду.
Уже в 1930-х женский отдел был закрыт, и власть объявила, что женский вопрос решен: Сейчас в мире женским вопросам тоже вроде бы уделяется много внимания, но при этом масса тем все еще требует обсуждения. Например, давление, которое молодые девушки испытывают в социальных сетях в отношении того, как им выглядеть, инициативы запретить аборты вне зависимости от обстоятельств, и многое другое. Сказано, наверное, будет слишком громко, но порой мне кажется, что всякий раз, когда усиливается военная культура общества, женщины, напротив, как будто бы теряют свои позиции в нем.
Ленту Доли Гавански наряду с другими фильмами и короткометражками покажут на грядущей Неделе русского кино (24 ноября по 1 декабря). Посмотреть все буквально невозможно, так что мы отобрали для вас своих фаворитов— по одному фильму на каждый день.
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…