Пора признаться: 8 марта я провела на кладбище. Нет-нет, с моими родственниками и друзьями все в порядке. Просто я убеждена, что 8 марта — это праздник не весны, красоты и женственности, а день борьбы за права женщин. Поэтому и отмечать эту дату я предпочитаю не с укладкой на голове и с тюльпанами в руках, а отдавая должное роли женщин в истории. Копаясь в интернете в поисках подходящего случаю мероприятия, неделю назад я обратила внимание на серию International Women’s Day Walks от экскурсионного бюро Look Up London. Один из туров выделялся особенно: Wonder Women of Hampstead Cemetery. Я подумала, что ничего не может быть лучше 8 марта, проведенного на кладбище в компании покойных сестер по патриархальному несчастью, и отправилась в Западный Хэмпстед.
В два часа дня под графитовыми тучами у входа на историческое кладбище собралась группа из 18 женщин и всего лишь двух мужчин. В их числе — гид Шелдон. В 2013 году он основал Cemetery Club — бюро, предлагающее экскурсии по местам вечного упокоения — из интереса к «историям жизни, навсегда спрятанным в землю». Сейчас Шелдон учится на магистерской программе Public History в университете Биркбек и считает, что кладбища — это нечто вроде библиотек и музеев усопших. Их стоит посещать и изучать, чтобы лучше понимать прошлое и то, что всех нас ждет дальше.
В начале тура Шелдон подчеркнул, что женскую половину населения страны мертвых обычно угнетают: то теряют исторические источники, то указывают про женщину лишь то, что она «жена или дочь такого-то». В справочниках и на экскурсиях внимание систематически уделяется белым и богатым мужчинам.
Шелдон, представитель квир-сообщества, решил исправить это безобразие и воскресить достижения легендарных женщин кладбища Хэмпстед (еще он проводит туры Queerly Departed и Drop Dead Gorgeous про квир-личностей на кладбищах Бромптон и Арнос Вэйл). Увы, его ресерч главным образом охватил богатых белых женщин Викторианской эпохи — в основном, только их жизни запротоколированы в архивах (в ту эпоху бедных хоронили в церковных дворах и братских могилах). Но Шелдон не падает духом и надеется, что в будущем у него получится привнести diversity в свою коллекцию. Чтобы и мы не расстраивались, он подарил нам по тюльпану и предложил положить цветок на могилу той, чья история нам будет больше по душе.
Первым на нашем пути предстало помпезное захоронение 1916 года английской писательницы еврейского происхождения Джулии Франкау (и ее мужа, который почему-то заслужил более длинную и крупную эпитафию). Родилась она в обеспеченной семье, а ее учительницей была дочь самого Карла Маркса. Джулия писала под псевдонимом Фрэнк Дэнби и опубликовала скандальную в те времена книгу Dr. Phillips: A Maida Vale Idyll — сатирический портрет еврейского населения Лондона и отдельно взятого доктора, практикующего эвтаназию. Пышный дизайн надгробной плиты объяснялся тем, что, оказывается, чем ближе ко входу участок, тем богаче и монументальнее была могила.
Потом Шелдон наглядно продемонстрировал, что он имел в виду под притеснением женщин на кладбищах. Рядом с нашим земляком — великим князем Михаилом Михайловичем Романовым, внуком императора Николая I — в 1927-м была похоронена его жена графиня София Николаевна де Торби, внучка Пушкина. В то время как архивы ломятся от информации о князе-ловеласе (он четыре раза предлагал свои руку и сердце разным девушкам), жизнь его суженой из «низкого» сословия осталась в тени. А из-за нее, между прочим, князь не только потерял свои военные звания и должность помощника в Верховным суде, так еще и попал под запрет возвращаться в Россию. Их морганатический и нелегальный брак вызвал шок и последующий летальный инфаркт княгини Ольги Федоровны. В общем, будучи частью такой исторической выходки, де Торби точно заслуживает большего, чем мой тюльпан на ее могиле.
Дань уважения непризнанной поэтессе Шарлотте Мэри Мью началась с прочтения ее поэм (поэзия на кладбище под промозглым дождем — зрелище будто из фильма). Подруга Вирджинии Вулф и открытая лесбиянка, Шарлотта носила мужские костюмы и боролась с проблемами психического здоровья. В отличии от других героинь, у нее не было финансовой поддержки, и в 1928-м году она покончила с собой, глотнув хлорки. Шелдона особенно задела эта история истраченного таланта, и он планирует восстановить эту могилу.
Держа в голове замечание гида о том, что самые величественные захоронения находятся в начале кладбище, я поняла, что Шелдон все-таки слукавил. В середине кладбища возвышается памятник архитектуры II степени в стиле ар-деко — часть вечного дома Марты Бианки, скончавшейся во время родов в 1936-м. Ее муж Чезаре Бианки был настолько поражен горем, что заказал у мастеров гигантскую статую ангела и гравировку на камне — изображение Марты в раю и ее супруга с ребенком, которого матери так и не довелось подержать на руках. К сожалению, это захоронение не стало местом воссоединения двух героев истории о несчастной любви: Чезаре умер в результате бомбардировки Smithfield Market в 1945-м и похоронен в братской могиле.
Наш обаятельный гид в тот день оживил перед нами истории и многих других выдающихся обитательниц кладбища. Среди них и актриса Глэдис Купер, чьи фотографии находили в карманах у погибших солдат Первой мировой, и Флоренс Аптон, ответственная за создание куклы Голливог (теперь считающейся воплощением расистских стереотипов), и исполнительница экзотических танцев Ардат де Сэйлс, и певица и актриса мюзиклов Мари Ллойд, на чьи похороны в начале прошлого века пришло больше тысячи человек. Шелдон прозвал ее Адель Эдвардианской эпохи и пропел (как смог) несколько ее хитов под внезапно вышедшим солнцем. После этого перформанса он призвал нас самих отправиться на поиски женской истории и передавать знания будущим поколениям.
Все правильно, Шелдон: патриархату пора бы уже подвинуться. Двигать будем самым опасным оружием — знаниями. Так что если вдруг будете прогуливаться по какому-то музею и поймаете себя на мысли, что там почему-то мало упоминаний женщин, — accept the challenge и бегите исследовать. А еще обязательно присоединяйтесь к увлекательным турам Шелдона и становитесь последователями альтернативной истории (любителям классики придутся по вкусу более традиционные прогулки гида по кладбищем Барнс и Тауэр Хамлетс).
Есть желание продолжить исследование альтернативной истории и всего другого необычного? Вот несколько мероприятий, которые могут вас заинтересовать.
Демонстрация Викторианской операции в больнице им. Святого Томаса
каждые субботу и воскресенье до 28 июня
Бросает в жар при виде очередной табличкой No hand sanitizer? Перестали протягивать руку для приветствия? Кажется, я нашла для вас противоядие коронавирусной панике. Предлагаю посмотреть, как врачи спасали пациентов без анестезии и антисептиков. В старой операционной женского отделения госпиталя им. Святого Томаса, построенного в 1822 году и находящегося на чердаке одноименной церкви, демонстрируют, как проводились операции во времена королевы Виктории. Вы сможете очутиться на месте студента-медика или даже несчастного пациента. Вдобавок вам расскажут про историю госпиталя и истоки современных медицинских профессий.
Мастер класс по физическому театру
17 марта, 19:00-21:00
На этом мастер классе Джудита, специалистка по физическую театру, покажет вам, как двигать телом в такт со своими чувствами, и поможет осознать, как присутствовать «в моменте». Она научит вас соединять движения с дыханием и воплощать телесные импровизации в жизнь. Никак не можете понять, о каких перформансах я постоянно рассказываю в своих обзорах? Или хочется посетить более интересное спортивное занятие, чем обычный gym workout? Милости прошу.
Исследование расизма в британской истории с помощью Национальных Архивов
18 марта, 19:00-22:00
Расизм бывает разным: систематическим, укоренившимся, внутренним и еще много каким. Чтобы понять, откуда растут ноги у этого ужасного феномена, лучше всего обратиться к истории. Stillpoint Spaces London — организация, основанная психотерапевтами и интегрирующая медицинские практики в тематические мероприятия. Вместе с Национальными Архивам она создала серию мастер-классов для изучения различных материалов, фотографий и документов, относящихся к расе и расизму в Великобритании. На этих же мастер-классах есть возможность поделиться своими мыслями с участниками и психологом, который на пару с поэтическим терапевтом предложит лечебное упражнение по creative writing. Прошлые мастер-классы рассматривали расовые протесты 1919 года и поколение Windrush. В эту среду присутствующие погрузятся в анализ материалов, связанных с судебным процессом над группировкой черных активистов Mangrove Nine в 1970-х — первым в истории судебным подтверждением полицейского расизма.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…