Александра Толстая — британская аристократка с русскими корнями, родственница великого писателя Льва Толстого. В новой колонке для ZIMA Magazine Александра вспоминает свое пасторальное английское детство и делится семейными пасхальными традициями.
Несмотря на свое истинно русское имя (и фамилию), детство мое было типично английским. Я росла на природе в глубине Сомерсета, каталась на пони, играла с братом и сестрами в лесах и полях. Моя мать — англичанка, и в детстве мы не говорили по-русски. Впервые я попала в Россию и выучила язык, когда мне было уже 18 лет. Нас крестили православными, но ходили мы в протестантскую церковь в деревне. Единственная русская традиция, которую мы знали — выпечка пасхи и кулича. Этому маму научила двоюродная бабушка моего отца, сбежавшая от революции 17-го года.
Между окончанием учебы в школе-пансионе и перед началом обучения в университете, отец отправил меня на 6 месяцев в Москву, где я оказалась в семье известного актера Василия Ливанова. Именно тогда я влюбилась в Россию. Я не только выучила язык, но и проехала по всей стране, побывала на Кавказе, на Байкале, в Ялте… У меня появились русские друзья, а через несколько лет я наконец-то стала собой — наполовину русской, наполовину англичанкой. Когда я осознала свои корни, я начала ходить в Православную Церковь. И тогда я нашла более глубокую веру — веру, которая отозвалась во мне намного сильнее, чем англиканские служения из моего детства.
Своих детей я воспитала в православии, следуя прекрасным русским традициям. Эти ритуалы соединяют нас с нашими корнями, с природой. В такие сложные времена, как сейчас, подобные связи важны как никогда. Они позволяют нам сохранять спокойствие и близость к Богу. Страстная неделя, безусловно, самая важная неделя церковного календаря и в семье мы стараемся соблюдать связанные с ней традиции — в основном русские, но и часть английских тоже.
В семье моей матери было семеро детей. И ее маме, моей бабушке, приходилось быть очень изобретательной. Она учила детей делать все самим: и печь, и ухаживать за садом, и вязать, и вышивать. Я выросла в доме, наполненном антикварной мебелью и старинными предметами. Привитая с детства любовь к ручной работе и уникальным вещам сильно повлияла на мой стиль. Вместо того, чтобы что-то покупать, я всегда предпочитаю сделать это сама, даже если результат не всегда получается идеальным!
В Англии в Вербное воскресенье принято приносить домой из церкви небольшой крест из пальмовых листьев (по-английски этот день даже называется «Пальмовым воскресеньем»), но мы следуем русской традиции и украшаем иконы ветками вербы. Получается очень красиво и естественно, ведь верба растет у нас в саду. Каждое утро в страстную неделю я читаю детям Библию, а еще я стараюсь распечатать для них картинки с библейскими событиями, которые они потом перерисовывают акварелью.
В прошлом году мы завели еще одну традицию, которая уже стала нашей любимой. Это украинский способ украшать яйца писанкой, но, как ни странно, научила меня ему одна из очень английских сестер моей матери. Это достаточно сложная процедура, в которой используется воск и разные слои краски, но удовольствие от процесса получают и взрослые, и дети, соревнуясь, у кого облучится самый интересный и сложный рисунок! Когда яйца покрашены, мы выдуваем их из скорлупы, чтобы сохранить на долгое время.
Сейчас мы с детьми изолируемся в доме моих родителей, где выросла и я. В такую прекрасную погоду мы занимаемся за столом на улице. Когда я смотрю на детей, босоногих и беззаботных на фоне цветущей вишни, слышу пение птиц, я ловлю себя на мысли: мы будто в девятнадцатом веке, в идиллическом детстве Обломова.
В этом году мы не можем пойти в церковь, но будем слушать службу в интернете, как и мой любимый хор Сретенского монастыря. В страстную пятницу дети построят в саду распятие из мха, камней и деревянного креста. Это английская школьная традиция, помогающая детям выучить историю Пасхи.
Сам день Пасхи, конечно, наполнен самым большим количеством традиций. За день до Пасхи я пеку кулич по рецепту своей русской двоюродной прабабушки. Подруга подарила мне высокую форму, которую используют в России, но которую очень сложно найти в Англии. Дети обожают покрывать кулич глазурью, большую часть которой они съедают в процессе. Еще у меня есть невероятно вкусный семейный рецепт пасхи. До недавнего времени найти в Англии настоящий творог было невозможно, теперь я просто заказываю один из польских брендов в Tesco, хотя в этом году из-за карантина мне придется довольствоваться сливочным сыром. Деревянную форму для пасхи я привезла из Москвы, а буквы ХВ по сторонам мы выкладываем из изюма.
Я выросла в семье, где принято было трижды в день садиться за стол всей семьей: родители и мы, дети — три сестры и брат. Это было очень важное время, когда мы могли обсудить все важные темы, от политики до литературы и, конечно, все, что происходит с каждым из нас. В праздничные дни эта традиция становится еще важнее. Мы с мамой обожаем накрывать на стол и готовить, уделяя внимание каждой детали.
В день Пасхи основное застолье — это обед. После долгого поста мы с удовольствием едим баранину с розмарином из нашего сада. Баранина в Англии традиционно ассоциируется с Пасхой, ведь Иисус — это Агнец Божий. Моя мама прекрасно готовит и использует плиту AGA, горячо любимую многими старыми семьями во всей Англии, в которой мясо получается нежнейшим. На десерт мы едим пасху и кулич, а стол обычно накрываем скатертью из волжского льна Volga Linen — самого тонкого в России — и ажурными салфетками. В этом году я купила винтажную венгерскую скатерть-дорожку с цветными петушками, чтобы положить поверх волжского льна. Я обожаю отыскивать предметы антиквариата на рынках и раньше часто бывала в Измайлово, но во время коронавируса приходится делать покупки на eBay и Etsy.
Я не большая поклонница богатого украшения стола, которое стало так популярно в последнее время, но в Пасху мы всегда выкладываем на обеденный стол всю свою коллекцию яиц, от Гжелевых до деревянных и тех, что мы украсили с детьми, и ставим цветы из сада: нарциссы, вишню и другие. Их прекрасное цветение символизирует весну и воскрешение. Также на столе будут шоколадные яйца. Это, безусловно, самая любимая традиция моих детей. Согласно ей Пасхальный заяц прячет шоколадные яйца по всему саду, пока мы в церкви. Перед обедом мы выходим с корзинками, ищем яйца на ветках деревьев и среди цветов. Часто мы забываем часть из спрятанных яиц и находим их уже через год, наполовину съеденными птицами!
Я очень счастлива, что могу воспитывать детей так же, как воспитывали меня, но добавив к этому православную веру и традиции. Очень надеюсь, что и они в свою очередь передадут эти традиции своим детям, а те — своим… С Пасхой! Христос Воскрес!
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…