Культура

История в лицах: бунтари с Британских островов

 

Практически в каждом столетии на территории Британских островов рождался человек, который с пеленок отказывался следовать этикету и установленным в обществе правилам. Для поднятия настроения в дни самоизоляции мы решили вспомнить самых знаменитых бунтарей-англичан (и не только!), чьи поступки бывали освистаны, но в итоге привели к успеху.

Констанс Ллойд  (1859 – 1898)

Задолго до появления на свет модельеров-смельчаков в лице Мэри Куант и Александра Маккуина, консервативное платье получило несколько хлестких пощечин от женщины по имени Констанс Ллойд. Благочестивая леди из Дублина, которая по воскресеньям посещала церковь и никогда не перечила  отцу, показала свой дерзкий характер только в 25 лет. Причиной столь удивительных метаморфоз стало согласие на брак с острым на язык писателем и записным денди Оскаром Уайлдом. Новоиспеченный муж с послужным списком возмутительных выходок раззадорил свою супругу и побудил ее присоединиться к «клубу викторианских бунтарей».  Констанс было неинтересно сочинять оскорбительные памфлеты, поэтому она решила направить все свои силы на изменение мира моды — увлеклась реформированием платья. Это движение зародилось в Германии, а его представители (в частности, врачи и горстка феминисток) голосовали за упразднение корсетов и упрощения кроя костюма.

Миссис Уайлд стала одержима идеей сделать дамский костюм более удобным. В 1886 году она выступила с пламенной речью на собрании общества «Рационального костюма», которое своим появлением привело Лондон к приступам нервного тика. Свидетели не могут припомнить, о чем именно вещала Констанс, однако все с изумлением запомнили ее сверхнеобычный образ — накидку с подвернутыми краями и кофейного оттенка шаровары, удивительные, смелые, неслыханные!

Буквально через пару лет Констанс заняла пост редактора газеты «Общество за рациональный костюм» и попутно увлеклась политикой: участвовала в демонстрациях в поддержку английских докеров, в избирательной компании суфражистки леди Сандхерст, много выступала на тему моды, общества и политики. К сожалению, ярким моментам бунтарства пришел конец, когда ее мужа приговорили к тюремному заключению за гомосексуализм. Полиция была намерена уличить в грехах всю семью Уайлдов, поэтому Констанс пришлось забрать сыновей и бежать в Италию. Новый дом в городе Больяско и самоизоляция привели к развитию нервного склероза. Констанс боролась с болезнью несколько лет и согласилась на экспериментальную операцию, последствия которой оказались летальными. Прекрасная бунтарка умерла в 39 лет, но ее имя до сих пор вдохновляет современных феминисток.

Беатриса Портер Вебб ( 1857- 1943)

Эта англичанка родилась для того, чтобы доказать: женщина может сделать карьеру в «мужском» мире. Будущая нарушительница правил появилась на свет в 1858 в графстве Глостершир и была восьмой из девяти дочерей богатого железнодорожного магната. Беатриса была своего рода семейным отшельником, а развлекалась тем, что вместе с домашней кошкой рвала страницы чересчур сентиментальных романов Джейн Остин и топила их в водах весенних ручейков. Будучи подростком, девушка отказывалась посещать ярмарку невест и, закрывшись в комнате, пыталась самостоятельно освоить высшую математику и естествознание. Однако она понимала, что брак даст ей новые возможности, поэтому, по настоянию родителей, пошла к алтарю с человеком по имени Сидней Вебб. В личном дневнике писательница упоминала, что вышла за мужчину с телом головастика, только потому, что он был редким обладателем живого ума. Впоследствии их брак превратился в мощнейший интеллектуальный союз. Во время медового месяца Беатриса и Сидней занимались исследованием торговых профсоюзов в Ирландии, написали об этом массивную работу, открыли Лондонскую школу экономики и основали журнал «Ньюс-Стейтсмен», публикации в котором учитывали интересы людей всех возрастов.

По  инициативе Беатрис в 1920-х годах она вместе с супругом посетила Советский союз и написала пропагандистский трактат на 100 страниц под названием «Советский коммунизм: новая цивилизация?». Она высоко оценивала трудолюбие и красоту русских женщин и журила британок, осуждая их за «оголтелый» феминизм.  К тому же, в одной из своих статей Беатрис намекнула на то, что они с мужем целиком и полностью поддерживают идеологию Сталина. Британское общество окрестило напечатанные строчки предательством родины и объявили своенравной писательнице холодную войну. Супруги Веббы умерли раньше, чем Британия успела стать государством всеобщего благосостояния после войны. Но без них оно бы не смогло бы существовать — именно Веббы способствовали формированию личностей, идей и партий, которые его создали.   

Стивен Теннант ( 1906 -1987)

Когда Викторианская эпоха издала предсмертный вздох, Британия поприветствовала молодых людей, именовавших себя Bright Young Things. Своего рода это было закрытое общество счастливчиков, которые спасались от хмурых городских улиц на пьяных поэтических тусовках, костюмированных балах и десятках других шумных мероприятий. Среди самых экстравагантных фигур этого общества был Стивен Теннант, которого за его великолепную жизнь и эпатажную внешность назвали The Brightest («Ярчайший»). Отпрыск породистого британского семейства обладал андрогинной внешностью, тонким телосложением, фарфоровой кожей и золотыми кудрями.  Теннант моментально приковал внимание газетчиков: пока весь Лондон готовился жить в ритме прогрессивного модерна, юноша занимался переодеванием, позерством и философией. Названному Аполлону было наплевать на технический прогресс. В интервью журналистам он декламировал: «Мои планы — стать самой красивой райской птицей».

Стивен устраивал званые балы и занимался тем, что лучше всего умел — искусством травести и позерством. Перед своими друзьями он представал в роли румынской королевы Марии, вампира полуночной Трансильвании или просто томно возлежал на софе, словно филигранная статуэтка. Он редко покидал стены фамильного поместья, а когда делал это, получал плевки в лицо от прохожих. Рабочий класс не желал мириться с мальчиком-лентяем. Тем не менее, спустя годы Стивен Теннант стал вдохновителем для многих деятелей искусства. Даже дизайнер Эди Слиман в эпоху своего царствования в Dior Homme подбирал моделей по типажу «ярчайшего» Теннанта.    

  Квентин Крисп (1908 -1999)

При взгляде на портрет этого улыбчивого старика в фетровой шляпе трудно представить, что он долгое время заставлял всех лондонцев в ужасе закатывать глаза. Когда Квентин был еще несмышленым ребенком, он взял томик афоризмов Оскара Уайлда и вычитал одну цитату: «Первый наш жизненный долг —принять позу. В чем второй, еще никто не дознался». Увиденная фраза превратилась в кредо, поэтому на протяжении 30 лет хрупкий британец работал натурщиком в художественных классах. Сомнительное ремесло он превратил в искусство. Без устали выдумывал новые аттитюды и образы для копирования — от убиенной Дездемоны до застывшей в воздухе Лои Фуллер. В свободное от работы время Квентин экспериментировал с гардеробом своих родственниц: втискивался в бабушкины корсеты, красовался в блузах сестры, научился владеть щеточкой с тушью и ловко подкрашивал губы материнской красной помадой. Его появление на улице вызывали у людей приступы агрессии. И только в закрытых пабах и клубах Сохо увлеченный позер чувствовал себя в безопасности. 

Его богемные приключения и травести-шоу дарили вдохновение для самосовершенствования: после школы Квентин поступил на факультет журналистики и увлекся живописью. В своей первой квартире на первом этаже Бофор-стрит интеллигент устраивал званые вечера, где нагло-раскрашенный появлялся в лучших женских костюмах и потчевал гостей королевскими угощениями. В начале Второй мировой войны даже собрался на фронт, но получил белый билет.

Прошли годы. В 1981-м году вольному художнику опостылела старушка Англия. Преисполненный энтузиазма он переехал в США и поселился в Ист-Виллидж на Манхэттене, став экзотичным, заморским сувениром для всех СМИ.  Женоподобного денди приглашали на интервью, вторые и третьи кинороли. В 1985 году на съемочной площадке фильма «Невеста» он познакомился со Стингом, с которым быстро подружился. Певец даже посвятил забавному старику песню Englishmаn in New-York, мгновенно ставшую хитом. В эстетском черно-белом клипе позер Крисп сыграл сам себя и навсегда обессмертил свой уникальный образ.

 

Александр Маккуин (1969 -2010)

Платье из перьев ворона, сарафан из мясной вырезки и футуристичные ботильоны с изогнутыми шпильками, на которых не устоит ни одна профессиональная модель… Александр Маккуин, сын простого лондонского таксиста, нарисовал свой первый костюм в трехлетнем возрасте и уже знал, чем будет заниматься во взрослой жизни. Природа одарила мальчика «опасным» воображением, которое он выплеснул на модных критиков, когда прошел обучение в знаменитых лондонских мастерских на Сэвил-Роу, в Токио и Милане.

Осенью 1996-го года 27-летний Маккуин, к тому времен лауреат премии «Лучший дизайнер года в Британии», стал главным художником-модельером в доме Givenchy, сменив на посту эксцентричного Гальяно. Рафинированные поклонники высокой моды сетовали на такой поворот событий, говоря: «дитя лондонской помойки в изысканном ателье — как «слон в посудной лавке» или «бык в бутике»». 

Новоиспеченный креативный директор закрыл глаза на оскорбления и хорошенько встряхнул французскую fashion- индустрию, используя эстетику шока и включая в дефиле элементы театрального представления. В 1999-м году его бунтарство воплотилось в шокирующем шоу под названием «Изнасилование Шотландии». Коллекция была создана в память о резне, устроенной британскими властями в XVIII веке. Шотландию Маккуина представляли девушки в разорванной одежде, обвязанные кровавыми бинтами. Подобные акции до этого были абсолютно немыслимы в мире моды. Маккуин стал тем человеком, который издал злобный рык , оформил его в произведение искусства и был провозглашен за это гением. К сожалению, только посмертно.

Эми Уайнхаус (1983 -2011)

Еще с детства большеглазая уроженка городка Саутгейт показала родителем бунтарский нрав. Родители баловали девочку джазовыми пластинками Фрэнка Синатры и прививали любовь к порядку во всем. Возможно, Эми могла стать пай-девочкой, если бы не бабушка по отцовской линии. Старушка была довольно известной соул и джаз-певицей, а также юношеской любовью легендарного Ронни Скотта. Бабуля взялась за воспитание отпрыска и вместо кафе-мороженого водила ее в пабы дегустировать пиво и эль.

Когда будущей певице исполнилось девять, родители развелись, а бабушка отправила Эми в престижную и хорошо известную школу искусств Susi Earnshow Theatre School с надеждой, что там талант крохи расцветет. Но с первых уроков Уайнхаус прослыла трудным ребенком — срывала уроки пением и устраивала импровизированные концерты, взобравшись на парту.

Эксцентричное поведение на сцене и анархизм в сочетании музыкальных стилей стали фирменными знаками, когда Эми была признана звездой шоу-бизнеса. За ней пристально следили папарацци и уличали в употребление запрещенных веществ, записывали на диктофон пьяные оскорбления. Но сладкоголосая девушка с жирными стрелками и чулками наружу не могла жить без толики эпатажа. Хаос помогал ей процветать, но он ее и погубил. В 2011 году Эми присоединилась к известному «Клубу 27», музыкантам, которые погибли на пике своей славы. Но фанаты до сих пор воскрешают дух великой бунтарки, совершая паломничества к памятнику покойной звезды в лондонском Кэмдене.

Дэвид Боуи ( 1947- 2016)

Дэвид Роберт Джонс проявили бунтарский характер с первых секунд жизни. Для появления на свет он выбрал особенную дату 8 января, день рождения Элвиса Пресли. Родители мальчика посчитали такое забавное совпадение знаком судьбы и вместо колыбельных убаюкивали сына композициями короля рока, звучавшими с коллекционных пластинок. В школе златокудрый мальчик с умными глазами получал хорошие оценки и, тем не менее, заработал репутацию задиры и хулигана, устраивая импровизированные концерты на самодельной бас-гитаре или выпрошенной у отца укулеле. Вдобавок будущая рок-звезда активно участвовал в школьных боях без правил, один из которых обернулся серьезной травмой левого глаза. Лучшие британские врачи пытались предотвратить слепоту, но после ряда проведенных операций начинающий певец утратил восприятие цвета и стал видеть мир в коричневых тонах. Это объясняет любовь артиста к эпатажным сценическим образам. Для него объективно сумасшедшие костюмы и гротескный грим всегда были недостаточно яркими. Он просто физически не мог оценить силу того или иного оттенка, поэтому всегда шел ва-банк.

Первый возмутительный поступок Боуи совершил еще на заре  музыкальной карьеры. Работая с коллективом «The King Bees», Дэвид написал письмо миллионеру Джону Блуму, предложив олигарху стать его продюсером и заработать еще один миллион. Богатей был поражен самоуверенностью «музицирующего птенчика» и передал фривольное письмо одному из издателей песен «Битлз» Лесли Конну, который заинтересовался Боуи и заключил с ним контракт. Первые синглы оказались настолько провальными, что освистанный Дэвид  отказался от мечты о большой сцене и скрылся в цирке. Бегство в мир театральных представлений пошло звезде на пользу: изучая драматическое искусство, Боуи полностью погрузился в создание образов, характеров и персонажей, которыми позже покорил весь мир.

Через 7 лет окрепший музыкант всколыхнул существовавшую на тот момент рок-культуру синглм «Space Oddity, который попал в пятерку британского хит-парада. Однако всемирная слава к Дэвиду Боуи пришла в 1975 году после выпуска альбома Young Americans. Он гастролировал по США и исполнял рок-баллады в образе Изможденного Белого Герцога. В начале 90-х певец начал экспериментировать с образами и жанрами, закрепив за собой статус «хамелеона рок-музыки». Он первым среди британских исполнителей примерил пиджак от Александра Муккуина с флагом «Union Jack» во всю грудь и спину. Оттолкнувшись от кричащего патриотизма, перевоплотился в меланхоличного инопланетянина, затем похотливого вампира и других немыслимых существ. Эти эксперименты он осуществлял и на большом экране, став любимчиков голливудских режиссеров. Дэвид Боуи устроил беспощадный бунт во всех сферах искусства и, наверное, именно поэтому стал бессмертным вдохновителем для тех, кто хочет быть не таким как все.

Фото: Legion-Media

Арина Яганова

Новые статьи

Как русскоязычные артисты поставили Оруэлла и получили награду на фестивале Fringe (а теперь везут спектакль в Лондон)

О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…

18 часов ago

Отдаст ли Британия Чагос? И другие важные темы недели

Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…

4 дня ago

Видео: встреча «Литературная рулетка». Презентация книг Бориса Акунина

Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…

5 дней ago

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Дома-мастерские

Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…

5 дней ago

Как избежать конфликтов и юридических споров в международных семьях: рекомендации экспертов

Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…

6 дней ago

«Три феи. Английская сказка». Фрагмент новой книги Бориса Акунина

Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…

7 дней ago