В своем вчерашнем выступлении Борис Джонсон анонсировал скорое смягчение карантинных мер: правительство обнародует стратегию выхода страны из локдауна в это воскресенье, а какие-то ограничения могут быть сняты уже в понедельник. Конечно, точных фактов премьер-министр не предоставил, а, учитывая вновь увеличившееся количество ежедневных смертей и печальную статистику, делающую Великобританию наиболее пострадавшей от COVID-19 страной в Европе, ожидать радикальных изменений не приходится.
И все же, учитывая серьезные экономические проблемы и грядущий — точнее текущий — кризис, ближайшее будущее можно спрогнозировать. Британия последует примеру других стран — Германии, Испании и Италии, которые постепенно возвращают жизнь в городах, если не к нормальному ритму, то к«новому» нормальному. И если первый этап выхода из локдауна вступит в силу 11 мая, уже на следующей неделе некоторые магазины из списка «второстепенных», вероятно, откроются для покупателей.
Наряду с возобновлением работы производств, открытие точек розничной торговли (в том числе и магазинов одежды) — важный фактор для поддержания экономики. Некоторые европейские страны, например, Германия, уже разрешили (с оговорками, конечно) ретейлерам приступить к работе. Одно из самых главных ограничений — размер магазинов: он не должен превышать 8 000 квадратных метров. Впрочем, правила зависят от региона: так, в Баварии, все посетители обязаны носить маски.
Другие страны пока готовятся: оснащают торговые залы сетевых магазинов пластиковыми экранами, обеспечивают работников санитайзерами и наносят на пол разметку, помогающую обеспечивать социальную дистанцию. Даже сильно пострадавшая Италия планирует открыть двери магазинов одежды и аксессуаров не позднее следующего подельника, 11 мая. Разрешение от правительства получили 115 000 точек: стандартные бутики (40 квадратных метров) смогут принимать не более одного клиента единовременно. Для более крупных магазинов правила будут разработаны в индивидуальном порядке, в зависимости от планировки и других факторов. Но весь персонал должен быть обеспечен масками и перчатками, а санитайзеры для рук должны быть доступны на кассах и на входе.
В Великобритании ситуация по-прежнему неясная: мало кто ожидает, что сетевые магазины откроются раньше начала июня. Впрочем, воскресное заявление может все изменить, и уже через пару недель напротив входа в Zara или H&M выстроится разреженная очередь.
Но не все ретейлеры смогут вновь встретить посетителей: в апреле стало известно, что британские сети OASIS и Warehouse, закроются навсегда: еле-еле держащиеся на плаву до эпидемии, они не выдержали натиска коронавирусной инфекции. 92 магазина, 437 корнеров в универмагах и 1803 человека стали жертвами режима самоизоляции. Cath Kidston, чей первый бутик появился в районе Холланд-парк в 1993 году, также объявили о намерении закрыть все магазины в стране: бренд перейдет на онлайн-формат, а 900 человек потеряют место работы. Сейчас Cath Kidston пытаются найти инвестора, который поможет спасти бизнес. Так, как Gordon Brothers спасла Laura Ashley в апреле: впрочем, хотя инвестиционная компания и купила акции бренда, будущее 147 точек продаж по Великобритании неясно.
Но кризис хай-стита в Великобритании начался задолго до пандемии. Даже преуспевающая когда-то Arcadia Group находилась в затруднительном положении. Отчасти из-за репутационных проблем: в 2010 году сэра Филипа Грина уличили в неуплате налогов, а в 2018 он был обвинен в сексуальных домогательствах, расизме и буллинге. А отчасти потому, что даже патриотичные британцы вдруг прозрели и поняли, что платить 120 фунтов за синтетическое платье в Topshop нет смысла, если в каком-нибудь COS за эти деньги можно купить вполне приличный кашемировый свитер. Сегодня империя сэра Грина под еще большим ударом: Topshop и Dorothy Perkins готовятся к перманентному закрытию сотен магазинов по всей стране.
Американские бренды массового сегмента в Великобритании не прижились исторически: последний из тринадцати магазинов American Apparel закрылся в 2016 году, три магазина Forever 21 — в 2019. Вялое существование все еще влачит Urban Outfitters: в магазине на Oxford street во внекарантинное время бывает достаточно оживленно, бранч на High Street Kensington не пустует только перед Рождеством, когда двадцатиление жители западного Лондона покупают в подарок друзьям винилы.
ASOS, конечно, останется на плаву, а, скорее всего, даже в выигрыше. Primark, вероятно, быстро окупит предыдущие потери сразу после кризиса: где еще можно купить пальто за 30 фунтов, туфли за 8 и полотенца за 5? Никуда не денется M&S, который останется на плаву хотя бы благодаря продуктовой дистрибуции. Что будет с NEXT, All Saints, New Look, Moonsoon и прочими — зависит от того, сколько еще продлится карантин и какие именно меры вступят в силу после него.
А вот сказать, что шопинг изменится если не навсегда, то на длительное время, можно уже сейчас. Теперь покупка очередной пары джинсов будет регламентирована жестким протоколом: сокращенные часы работы, никакой оплаты наличными, соблюдение дистанции, невозможность воспользоваться примерочной кабиной, общение с консультантом через прозрачный пластиковый экран… В Великобритании профсоюз Usdaw уже составил список рекомендаций для ритейлеров. Среди них: сделать разметку на полу, расставить санитайзеры, закрыть примерочные, убрать стулья и кресла из залов, не открывать нейл-бары и салоны для экспресс-укладки. Как сказала в своем заявлении для WWD Хелен Дикенсон, исполнительный директор British Retail Consortium: «После введения карантина, многие ретейлеры доказали, что магазины могут работать в безопасном и эффективном режиме, соблюдая правительственные рекомендации о социальном дистанцировании». Насколько прибыльной розничная торговля будет в формате этой «новой реальности», мы сможем узнать уже в ближайшее время.
Фото: flickr
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…