«Как денди лондонский одет». Если вы прошли курс русской литературы за 9 класс, фраза точно покажется знакомой. Однако, кто такой этот денди и почему его наряд считался образцовым даже за пределами туманного Альбиона, Пушкин не объяснил. Поэтому мы берем инициативу в свои руки. Рассказываем, как один дальновидный англичанин по имени Бо Браммелл создал новый социально-культурный тип мужчины, для которого костюм с иголочки, изысканная речь и непредсказуемое поведение стали главными ценностями всей жизни.
Образ английского джентельмена формировался на протяжении столетий. Главными законодателями трендов, разумеется, считались монархи. Например, Генрих XVIII обожал соболиные меха и гульфики с бантами, Карл I отращивал волосы и носил сапоги с квадратными носами. Если проанализировать гардероб аристократов прошлого и учесть, что их внешний вид увлеченно копировали все приближенные, напрашивается следующий вывод: страдать ради модного костюма приходилось похлеще грешников из девяти кругов ада в божественной комедии Данте Алигьери. Роскошь ценилась больше удобства. В припудренных мужских париках заводились вши, а узкие бриджи смотрелись красиво, но приводили к анемии детородного органа и разрушали счастливый брак. К счастью, в конце XVIII века модная вакханалия наконец-то закончилась.
Тогда на развитие британского стиля повлиял собирательный образ Джона Буля — простоватого фермера, который фигурировал в памфлетах сатирика-публициста Джона Арбертона. Его костюм отличался завидной простотой и идеально подходил для любимых англичанами развлечений — охоты и стрельбы. Лондонские портные, такие как Мейр, Вестон и Щульц, вдохновились этим персонажем и превратили простую шерстяную ткань в инструмент формирования мужского силуэта. Шелка, кружевные оборки и громоздкие сюртуки получили прощальный пинок и отправились в небытие. Оставалось только найти лидера, который презентует новый городской стиль, популязирует его среди интеллигенции и внедрит в массы. Честь вершить судьбу универсально костюма будущего выпала Бо Браммеллу. Правда, он немного увлекся.
Джордж Браммелл был сыном крупного чиновника, постигал тонкости гуманитарных наук в Итоне и Оксфорде. А благодаря гипнотической харизме, стал лучшим другом принца-регента, будущего короля Георга IV. Когда в 1794 году Браммелл поступил на службу в 10-й гусарский полк, он стал любимчиком монарха. Георг был очарован его безукоризненными манерами настолько, что позволял молодому офицеру любые вольности — от манкирования дежурствами до полного отсутствия на службе неделями. В 1796 году благодаря высочайшей протекции он был произведен в капитаны, а затем вышел в отставку. Что было дальше? От скуки Бо Браммелл начал посещать балы и светские приемы в Лондоне, где старался эпатировать всех и каждого с помощью хорошего вкуса.
Прежде всего, главный модник столицы поражал воображение публики своей чистоплотностью: он принимал ванну несколько раз в день, опрыскивал тело «кельнской водой» и фанатично чистил зубы даже в гостях. Его костюм кардинально отличался от напыщенных мужских нарядов прошлого, из золота, парчи и каменьев. Бо шил одежду только у лучших портных с Сэвил-Роу. Широкие плечи, худощавое телосложение и длинные ноги явно не вписывались в стандартные лекала. Браммелл всегда носил двубортный пиджак с завышенной талией из темно-синего шерстяного сукна, белоснежную сорочку и облегающие панталоны цвета топленого молока. Свой элегантный образ он дополнял накрахмаленным шейным платком. Именно этот аксессуар стал главным фетишем щеголя. Современники рассказывали, что каждая складка его шейного платка была произведением искусства. Нарушить гармонию драпировки поворотом головы для Браммелла было сродни преступлению. Вместо напудренных париков Бо ввел в моду мужскую стрижку в «римском» стиле — взбитый кок и ухоженные бакенбарды. Прибавьте к этому списку изысканные манеры, мастерский флирт и уверенную походку, чтобы получить нового премьера министра-элегантности. Он же общепризнанный «красавчик» Бо Браммелл — основоположник дендизма.
Вся сущность Бо Браммелла казалась настолько необычной и интригующей, что вскоре его философия заразила всех уважаемых мужей Великобритании. Бо стал идеалом эпохи Регенства и образцом мужественности, поэтому позволял себе много вольностей. Например, когда герцогиня Ратландская появилась на балу в неудачном, по мнению Браммела, наряде, он порекомендовал ей немедленно удалиться, причем не как-нибудь, а пятясь назад — чтобы не оскорблять взоры присутствующих. Чуть позже старший брат Браммелла Уильям приехал в Лондон и спросил разрешения вместе с ним посетить закрытый клуб «Брукс» (место силы денди тех дней). Щеголь ответил: «Да, через денек-другой… Пока ты еще не получил заказанный костюм, тебе лучше не появляться на публике».
«Заметная незаметность» (conspicuous inconspicuousness) Бо Браммелла обходилась в кругленькую сумму. К 1813-м году он растратил отцовское наследство и поругался с принцем-регентом, когда один из друзей неудачно пошутил и назвал монарха «полноватым». Обиженный принц отказался оплачивать долги Браммелла, так что через два года главный денди Британии был вынужден бежать от кредиторов во Францию. Как оказалось позже, в Париже Бо занимался написанием труда под названием «Мужской и женский костюм», но творческий процесс прервали местные власти. Красавчика поймали, посадили в тюрьму, а в 1838 году заточили в лечебницу для душевнобольных. Там авторитетный денди окончательно повредился умом и, вследствие подхваченного еще в молодости сифилиса, трагически скончался.
Но история Бо Браммелла и дендизма на этом не закончилась. Светский лев нашел воплощение во многих литературных произведениях и породил армию почитателей на родине и за рубежом. О нем самом писали Бальзак, Конан Дойль, Байрон и Пушкин. Его философию исповедовал сэр Оскар Уайлд. А один из журналистов даже вывел главные коды дендизма: «элегантный мужчина должен менять в течение недели двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков».
Когда в XX веке ученые обнаружили ту самую рукопись, которую денди писал в заточение, имя Браммелла стало олицетворением безукоризненного стиля. Труд с витиеватым и длинным названием «Мужской и женский костюм; Греческий и римский костюм, Британский костюм со времен римского вторжения до 1822 года, а также принципы костюма применительно к усовершенствованному платью современности» повлиял на дресс-код политиков и бизнесменов.
Возьмите любое пособие по стилю, вы увидите, как советы перекликаются с мировоззрением Браммелла. Эксперты моды в унисон рекомендуют мужчинами обязательно приобрести темно-синий однобортный костюм, несколько белоснежных сорочек, чиносы и оксфорды.
Если вы хотите изучить образ денди, то существуют множество достойных фильмов — от Дориана Грея с Беном Барнсом в главной роли до костюмированной драмы «Этот красавчик Браммелл», увидевший свет в 2006 году. А лично встретиться с иконой стиля можно на Джермин-стрит в Лондоне. Именно там установлен памятник прародителю современной мужской моды.
Фото: Legion-Media
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…