Актуально

Какие налоги могут вырасти после пандемии?

Между британским казначеем Риши Сунаком и былинным русским богатырем Ильей-Муромцем немало различий, а сходство лишь одно: Риши Сунак сейчас, прямо как однажды Илья, стоит на распутье. Задача у него — восстановить стремительно съеживающийся бюджет страны и не дать экономике впасть в кому на десятилетия.

Дорожек у Риши, как у Ильи, три.

Первая — в будущем обрезать все возможные расходы. Сократить всех. Заморозить пенсии, зарплаты госслужащих, пособия и вообще все, что морозится. Свернуть все проекты, которые сворачиваются. Десять лет назад консерваторы, разгребая последствия кризиса 2008 года, так и поступили, и введенные кабинетом Кэмерона cuts длились все второе десятилетие ХХ века. И лишь перед выборами 2019 года команда Джонсона стала намекать, что хватит уже ограничений: деньги есть.

Однако сейчас резать никто не хочет. Современная экономика — не игра с нулевой суммой, и простое затягивание пояса ей помогает не так эффективно, как это было в старом добром Средневековье. Да и лояльности избирателей никак не способствует. Это отлично понимает и Риши Сунак, щедро раздающий населению «карантинные», и Борис Джонсон, который на днях подтвердил, что затягивания пояса не будет и «нечего даже упоминать A—word».

Второй путь — это влезать в долгосрочные долги, перекладывая их с плеч сегодняшних налогоплательщиков на плечи завтрашних. Фактически — на детей и внуков.

Третий — это сразу же после того, как закончится «фурло», повышать налоги. Пока что никаких конкретных заявлений ни Риши, ни Борис не делали, но эксперты уже обсуждают, что именно правительство будет менять, чтобы свести концы с концами. Например, в недавней статье в FT составили список возможных «кандидатов на повышение». Выглядит он так:

  • Подоходный налог

 

Очень удобен тем, что его повышение ощутимо скажется на налоговых поступлениях, ведь подоходный налог — это 25 пенсов от каждого фунта налоговых сборов.

С ним связано много политических неудобств. Его платит огромное количество избирателей — это во-первых. Во-вторых, консерваторы перед выборами вообще-то обещали его не трогать (равно как National Insurance и пенсионные выплаты, о которых ниже). Однако со времени выборов природа настолько очистилась, что избиратели, скорее всего, простят кабинету Джонсона отступление от первоначального плана.

Повышение может быть введено разными способами — от повышения ставки для всех категорий налогоплательщиков (например, на 1% для basic rate payers и на 3-5% — для тех, кто зарабатывает больше). Теоретически может быть упразднен и минимальный необлагаемый минимум, если не для всех подряд, то для тех, кто зарабатывает чуть больше, чем на ренту и холодильник (сейчас этот минимум действует для всех, кто зарабатывает меньше £100 тыс. в год).

  • National Insurance contributions (NIC)

NIC — не менее перспективное поле. К тому же в правительстве давно поговаривали о том, что ее нужно реформировать. Когда, если не сейчас?

Например, британцы, которые имеют постоянную работу и зарабатывают от £9,501 и до £50,000, платят NIC в размере 12%. А те, кто зарабатывает больше — те же 12% плюс 2% от заработанного сверх £50К. То есть, меньше (в % от своего дохода), чем те, кто до £50К недотягивает. Эта планка гипотетически может быть поднята.

Еще есть вопрос с «самозанятыми» (self-employed): в отличие от employees, они платят не 12%, а всего 9% от своего дохода. Вероятно, в будущем Сунаку (или тому, кто придет на его место) придется их уравнять. А то как получать «карантинные» по SEISS — так 80%, как employees (обозреватель в этом месте включил ворчливую бабку).

Некоторые даже полагают, что с vсамозанятых» надо брать больше 12%. Ведь NIC за постоянных работников платят не только они сами, но еще и их работодатели. Однако такие суровые меры вряд ли найдут поддержку у людей, многие из которых в ближайшие месяцы будут испытывать финансовые трудности.

  • Пенсии и пенсионные накопления

Правительство и до коронавируса хотело пересмотреть свое отношение к налоговым льготам на пенсионные накопления для тех британцев, которые хорошо зарабатывают. Сейчас как: если работающий человек выводит часть своей зарплаты в пенсионный фонд, то правительство не облагает их налогом (до определенного минимума). Но вполне вероятно, что в будущем этот налоговый праздник отменят. Сейчас момент для этого особенно удачный: кто вступится за кубышку обеспеченного человека, когда полстраны сидят на пособиях, а страна в долгах, как после Второй мировой?

Могут пострадать и государственные пенсии. В 2011 году правительство обязалось индексировать их, чтобы рост пенсии опережал инфляцию (т.н. triple lock). Теперь это обязательство может быть отозвано, однако это менее вероятно, чем отмена налоговых льгот для пенсионных накоплений, считают эксперты.

  • Private Residence Relief

Private Residence Relief — это налоговая льгота. Когда владелец продает свое единственное жилье, деньги, которые он получает, не облагаются налогом, но правительство может ввести необлагаемый максимум (один из собеседников FT говорит, что эта цифра может быть £225 тыс.), а все, что продавец получит сверх этой суммы, будет облагаться налогом на прирост капитала (28%).

Впрочем, на эту меру правительство может и не решиться, так как она может обрушить рынк недвижимости в стране.

 

Фото: Freepik; Legion-Media; Unsplash

 

Илья Гончаров

Житель города Лондона, гуманитарий умственного труда, выпускник журфака МГУ, выпускающий редактор ZIMA и вообще доволен жизнью

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

19 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago