Полезно

Что мы разрешаем Фейсбуку? Илья Гончаров про юзерские заклинания

Ну джентльмены, ну что ж такое-то. Уже который день в русскоязычном Фейсбуке вновь бушует вирусный текст, который «запрещает» соцсети использовать свои фотографии и другие данные. Разбираемся, почему это бесполезно и что конкретно мы разрешаем и запрещаем Фейсбуку на самом деле.

Юзерское поверье

Размещать у себя в профайле ожесточенные тексты про «я запрещаю Фейсбуку» — древний юзерский обычай, который существует почти столько же, сколько сам Фейсбук, и помогает населению соцсети справиться со вспышками тревожности насчет безопасности своих личных данных.

«А не слишком ли много о нас знает Цукерберг? А куда это все девается потом? А кто это сможет увидеть через много лет?» — спохватывается в один прекрасный день человек (будем звать его Василием Петровичем), выкладывающий в соцсеть тонны селфи и текстов о себе любимом и своих близких. 

Ответы на эти вопросы существуют и содержатся в пользовательском соглашении, которое Василий Петрович подписал галочкой, когда впервые пришел в эту социальную сеть лет десять назад. Однако написаны они мелким шрифтом, а зрение у Василия Петровича уже тогда было не то, и он подмахнул соглашение не глядя. И пусть кинет в него камень только тот, кто всегда читает все условия пользования всех электронных продуктов. 

Сэкономив один раз умственную энергию, Василий Петрович теперь время от времени просыпается в холодном поту среди ночи и задается вопросом: «А что же такое я там подписал? А не навредит ли мне оно? А не продаст ли Цукерберг мои фотографии на сторону, не поделившись со мной гонораром? А не влезет ли он в мою личную жизнь?».

И вдруг однажды он видит у соседа в профайле очередной вирусный текст про «я запрещаю Фейсбуку распространять мои фотографии и что бы то ни было без моего письменного разрешения». 

Вариантов этого электронного заклинания по миру в свое время гуляло больше, чем штаммов гриппа. Чем-то они стращали Цукерберга: то ли Лиссабонским соглашением, то ли Римским статутом, то ли Тридентским собором, то ли Варшавским договором — уже не вспомнить. Возможно, всем сразу.

В той версии, которая разгулялась по русскоязычному Фейсбуку на этой неделе, договоров не упоминают, но зато рассказывается о вступлении в силу некого нового правила, согласно которому «ваши фото могут быть использованы!». И чтобы избегнуть этой участи, нужно опубликовать это заклинание у себя.

«О! — радуется Василий Петрович. — Надо застраховать себя и своих близких от вмешательства Фейсбука, который спит и видит, как бы заполучить в свое распоряжение наши фоточки с шашлыков».

И он копирует это электронное заклинание себе в профайл и ложится спать довольный и спокойный: уж теперь-то Цукерберг не дерзнет даже приблизиться к его интимным видосикам.

На что мы на самом согласились и как Фейсбук использует наши фото?

Эффект от заклинания может быть только один: один-два знакомых Василия Петровича, увидав эти электронно-юридические упражнения, шлепнут себя ладонью по лицу и нажмут кнопку Unfollow. А еще три-четыре знакомых, уверовав в магическую силу запрета, сделают перепосты у себя, загадив ленту себе и другим.

Между тем специально для Василия Петровича и для всех, кто не готов читать полный текст пользовательского соглашения, составленный юристами, Фейсбук еще в прошлом году опубликовал разъяснения на простом и понятном языке: что конкретно пользователь разрешает делать Фейсбуку и как соцсеть использует фото и другой пользовательский контент.

Вот ссылка: https://www.facebook.com/terms.php

По этой ссылке про пользование фотографиями можно почитать параграф 3, пункт 3: «The permissions you give us»:

«when you share, post or upload content that is covered by intellectual property rights on or in connection with our Products, you grant us a non-exclusive, transferable, sub-licensable, royalty-free and worldwide licence to host, use, distribute, modify, run, copy, publicly perform or display, translate and create derivative works of your content (consistent with your privacy and application settings)».

Проще говоря, авторские права — ваши, никто их не отнимает, но вы разрешаете Фейсбуку их показывать другим, в зависимости от выбранных вами настроек (всем подряд или выборочно для друзей). 

Тут важно, что технически все то, что вы показываете друзьям в ФБ, показываете на самом деле не вы. Это ФБ показывает ваш контент с вашего разрешения, которое вы по умолчанию ему дали. Иными словами, ФБ вас просит разрешить ему сделать то, ради чего вы завели аккаунт.

Там еще написано, что разрешение автоматически прекращается, если вы удалили ваш контент. Однако тут, во-первых, могут возникнуть сложности, если кто-то загрузил вашу фотку и переопубликовал ее у себя. Во-вторых, даже после того, как контент удален из публичного поля, он еще какое-то время может по техническим причинам храниться в памяти ФБ. В-третьих, соцсеть может хранить некоторые ваши данные по распоряжению суда или других органов власти.

Как Фейсбук зарабатывает на вас

Еще полезно почитать параграф 2. Там Фейсбук объясняет, как именно он зарабатывает на вас деньги. Нет, он не продает ваши личные данные. Но позволяет рекламодателям получать доступ к нужным аудиториям. Например, продавцы велосипедов могут настроить свою рекламу таким образом, что ее видят те, кто любит езду на велосипеде. И если, по данным соцсети, вы принадлежите к их числу (например, на ваших фотках вы появляетесь с велосипедом, и об этом помнят умные алгоритмы), то вы получите в ленту соответствующую рекламу.

Примерно так же работает и любая другая реклама, в том числе политическая: алгоритмы социальной сети заносят вас (условно) в список противников миграции. А потом, когда к Цукербергу приходит условный Трамп и покупает у него рекламу с прицелом на противников миграции, Цукерберг показывает его рекламные материалы вам и вам подобным. Фокус в том, что Трамп никогда не узнает ни то, что эту рекламу показывали именно вам, ни то, что вы вообще сторонник или противник чего бы то ни было, а значит, ваша личная информация не пострадала.

Однако в некоторых случаях ФБ оставляет за собой право использовать и ваши личные данные в рекламных целях. Например, показывать вашим друзьям, что вам нравится страница рекламодателя, продвигающего велосипеды или кандидата в президенты. Подробнее о том, как это делается, — тут: https://www.facebook.com/about/ads

И последнее

Ни о каких новых правилах пользования фото, якобы вступающих в силу сегодня или на этой неделе «несмотря на шок вокруг Covid-19», Фейсбук не объявлял.

Фото: Pexels.com; Legion-media

Илья Гончаров

Житель города Лондона, гуманитарий умственного труда, выпускник журфака МГУ, выпускающий редактор ZIMA и вообще доволен жизнью

Новые статьи

Литературная рулетка. Интерактивная встреча с Борисом Акуниным

Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…

5 часов ago

Подарки, которые вдохновляют: пять книг на русском языке из ZIMA Shop

1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…

5 часов ago

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

3 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

3 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

4 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

5 дней ago