Исторически головной убор всегда был не просто данью уважения современной моде, но и опознавательным знаком, который говорил о социальном статусе своего владельца. В 2020 году пандемия лишила нас возможности полюбоваться сумасшедшими шляпками на скачках в Аскоте. Поэтому мы решили компенсировать это рассказом о том, как менялся дизайн женских шляпок в Англии на протяжении веков, и до какого абсурда порой это доходило.
Некоторое подобие шляпы носили еще первобытные люди. Куски выделанной кожи или композиции из соломы играли исключительно функциональную роль. Вряд ли у дам в платьях из мамонтовых шкур возникала мысль заполучить шляпку лучше, чем у соседки по пещере. Эта идея появилась только у первых цивилизаций: постепенно головной убор превратился в атрибут власти.
Додинастические правители Египта венчали головы «коронами» — каждая деталь их дизайна несла особую смысловую нагрузку. Греки щеголяли в соломенных канотье, а римляне даже в мирное время носили кожаный шлем. Что же происходило в Средневековой Европе? Если посмотреть на фрески, датированные XIII-XIV веками, вы увидите мертвенно-бледных женщин с вытянутым конусом на голове. Этот с виду абсурдный головной убор назывался «генин», а его авторство приписывается Елизавете Баварской. Первая курфюрста Бранденбурга стремилась акцентировать внимание на своем статусе: для этого она носила остроконечную шляпу, украшенную парчой и вуалью, которая визуально делала ее выше, «возвышала» над другими.
Вскоре за ней последовали все великосветские дамы Европы. Модная прихоть повлияла даже на архитектуру того периода: градостроителям приходилось увеличивать высоту дверных проемов, чтобы дама могла свободно войти в любое помещение.
На британскую шляпную моду существенное влияние оказал король Генрих VIII. Монарх из династии Тюдоров украшал свой костюм предметами недоступной роскоши – заморскими мехами, драгоценными камнями, перьями и жемчугами. По его указу все придворные обязаны были носить шляпы, декорированные кружевом, значками, пистончиками и разноцветными перышками. Ближе к концу столетия, когда температура по всей Европе опустилась ниже нормы, «петушиные» шляпы сменились «капотеном» — головным убором из меха бобра, кожи или свалявшейся шерсти с высоким коническим верхом.
Восхождение на английский престол Елизаветы I практически вычеркнуло шляпы из дамского гардероба. Королева-девственница популяризировала любовь к растительным и животным орнаментам. Платья и накидки с такими узорами сами по себе были довольно броскими, поэтому чтобы в образе сохранялся баланс, аксессуары упразднялись. Фрейлины и аристократки укладывали локоны в высокую прическу и покрывали ее сеточкой из золотой и серебряной нити с россыпью жемчужин.
Во времена правления Карла I, главного покровителя искусства в истории Великобритании, женские шляпы упростились еще больше. Дома благочестивые леди носили белый батистовый чепец, а на улице надевали капюшон.
По сравнению с Францией, где монархи увлеченно экспериментировали с париками и шляпами, Великобритания была «серой мышкой». Всем известно о страсти Марии-Антуанетты к фантазийным головным уборам в виде парусной лодки или букета цветов. Англичанки любовались этими произведениями искусства, но не решались на подобные эксперименты. Благо, после рождения наследницы, королева Франции щедро-декорированным нарядам стала предпочитать образ невинной пастушки. Теперь она ходила в легком распашном платье a la polonaise и простой соломенной шляпке, завязанной лентами. Эти «пастушьи» шляпы из соломы или тонких древесных стружек — только с более широкими полями — вошли в моду в Англии в 1780-х годах.
После Великой Французской революции мода по всей Европе вернулась к образцам античной красоты. Сложносочиненные наряды отправились к старьевщикам. Под влиянием художника Жана-Оноре Фрагонара и философа Жана-Жака Руссо британские леди облачились в белое муслиновое платье а-ля греческая тога. Комплект дополняли шаль с узоров пейсли и плотная льняная шапочка. Иногда шляпы украшались павлиньими и страусиными перьями. На балах чаще всего танцевали в диадемах или тюрбанах с эгретом.
Незадолго до наступления Викторианской эпохи в Англии восторжествовала мода на пышные платья из тартана и соломенные капоры. Зачастую эти шляпки от солнца имели сзади некоторое подобие вуали, украшались лентами и букетиками искусственных цветов.
Романтический лейтмотив в дизайне шляпок просуществовал до смерти возлюбленного мужа Королевы Виктории, принца Альберта. Вместе с монархиней подданные погрузились в траур, что отразилось на стиле нарядов. 1880-е годы стали периодом увлечения таксидермией: дамы высшего общества водружали на свои шляпки чучела птиц, белок, мышей и котят. Чтобы декор не разлагался, шляпники пропитывали зверей раствором мышьяка или ртути, который незаметно отравлял организм хозяйки.
Большое влияние на шляпную моду оказали скачки в Аскоте. Начиная с 1720-х — это главное светское событие лета. Каждый год организаторы выпускают Style Guide c примерами подобающей одежды. Обычно приветствуется строгий формальный дресс-код. Мужчины могут выбрать лишь цвет костюма, серый или черный, и обязательно надеть галстук, жилет и цилиндр.
Женские платья в королевской ложе должны прикрывать колени, плечи и живот, а главным украшением образа считаются дизайнерские шляпки. За всю свою историю Аскот видел немало оригинальных моделей. Девушки без титула идут ва-банк: водружают на голову куст сирени, сомбреро с градиентными перьями или тюрбаны из органзы с веточкой искусственной орхидеи.
Члены британской королевской семьи более скромны в своих предпочтениях. Их шляпки совпадают по цвету с оттенком платья и украшены лишь несколькими деталями. Пока образцом вкуса все считаются Елизавета II, Кейт Миддлтон и экс-герцогиня Сассекская Меган Маркл. А вот принцессу Беатрис, внучку королевы, каждый год журят за забавные шляпы, которые напоминают кошмар сюрреалиста. В любом случае Аскот — идеальное пособие по изучению современных трендов в шляпном мастерстве.
Фото: Legion-Media; NationalPortraitGallery