Комментарии

Алексей Зимин. Родина-мать и ее материнские права

В третьей части «Путешествий Лемюэля Гулливера» описывается короткое пребывание героя в Японии и, в частности, церемония э-фуми — попирание ногами образов Христа и Богоматери. В эпоху 250-летней изоляции японские сегуны при помощи бытовой магии ставили на место католическую церковь и вообще Европу. Без этого ритуала иностранцу на японскую землю было не попасть, но Гулливер по большой милости правителя от испытания религиозной верности был избавлен. Может быть, потому что англичане в глазах японцев наряду с голландцами были главными врагами Испании как государства или Рима как папского престола. Не суть: повезло так повезло.

 

Японцы придают слишком серьезное значение церемониям, это вам скажет любой, кто пытался совершить сеппуку: даже из элементарной процедуры самоубийства они сделали гибрид театра кабуки и ресторана с рыбой фугу.

В западном мире церемонии отречения обычно обставлены куда менее формально. На дьявола достаточно дунуть и плюнуть, от родителей и детей в годы сталинских репрессий отказывались в свободной форме, Месси прислал в офис «Барселоны» заявление об уходе по факсу. Нынешняя правящая Британией династия поменяла фамилию с Саксен-Кобург-Готских на Виндзоров через объявление в газете, потому что быть немцем во время Первой мировой в Лондоне стало неловко.

Современный русский человек отрекается от родины, посылая ей проклятья в фейсбуке.

 

Не то чтобы неписанные законы, например, Соединенного Королевства прямо-таки настаивали на таких филиппиках в социальных сетях, но есть и научный факт: российское происхождение и тем более гражданство жизнь в Западном мире не облегчает, а скорее наоборот.

Вместе с разнокалиберными визовыми, налоговыми и прочими неудобствами оно наделяет любого своего носителя разбойничьим провенансом, за который собак заставляют ходить на публике в намордниках, а лунный грунт неделями держат на карантине.

Кроме общего удручающего анамнеза, родина-мать шлет своим детям регулярные приветы: то в виде полония в лобби отеля Millenium, то в виде загадочного «Бука», потерявшегося в донецкой степи. 

Олимпийские победы оказываются приобретенными за счет фармацевтического допинга, Крым — за счет налогоплательщика, а на каждый международный приз режиссера Звягинцева, футбольный чемпионат мира в Мордовии или фуэте Натальи Осиповой в Ковент-Гардене в завтрашних новостях из России всегда найдется эффектный в своей людоедской выразительности скетч, после которого стыдно признаться в пабе, что ты русский.

Алексей Зимин

Селебрити-шеф, ресторатор, основатель кулинарной школы Ragout и главный редактор сайта «Афиша. Еда»

Новые статьи

«Частицы человечности». О новом документальном фильме Александра Роднянского

Вспоминается мысль Леонида Андреева из рассказа «Винтовка»: «Видеть страдание и пройти мимо — значит отнять…

2 дня ago

«Любимые Города — Москва, Париж, Флоренция». Эрик Булатов рассказывает

Москва — это мой город, и не важно, где я живу сегодня и как часто…

2 дня ago

Играем Чехова. Ингеборга Дапкунайте — о чеховских спектаклях в своей жизни

Мы знакомы больше тридцати лет. За это время она почти не изменилась. Кажется, только стала…

3 дня ago

«Кинотеатр на скатерти»: Венеция-2025. Репортаж с места событий

И сегодня фестиваль продолжает жить в этом пересечении воображаемого и реального: здесь из фантазии рождаются…

4 дня ago

Сентябрь в Лондоне: куда пойти и чем заняться. Афиша «Зимы»

Seagull: True Story Когда: 5 сентября 2025 - 11 октября 2025Где: Marylebone TheatreБилеты по ссылке. После восторгов публики и…

5 дней ago

Экспресс в никуда. Денис Катаев — о премьере спектакля «Моя любимая страна» по книге Елены Костюченко

В центре этих разных по характеру высказываний — боль по той самой стране, которую мы…

6 дней ago