Только один человек будет по-настоящему доволен отчетом комитета по разведке и безопасности по России, который наконец-то был опубликован в прошедший вторник. Это Владимир Путин. Россия предстает непонятным и грозным врагом, тем более что сам отчет сильно отредактирован и не содержит ни четких выводов, ни обоснованных обвинений. Из-за этого Россия представляется как призрачная и непостижимая угроза, что в свою очередь порождает тысячу теорий заговора, гораздо сильнее дестабилизирующих британскую политику, чем любая сгенерированная в Москве twitter-буря или утечка документов.
Доказательств вмешательства России в Brexit нет. Тем не менее, задержка публикации доклада, инициированная правительством, позволяет, при желании, видеть здесь заговор. Даже требование, чтобы государство делало больше для предотвращения российского вмешательства, играет на руку Путину. Страх перед российским вмешательством в британские выборы создает хаос и разобщение — а именно это и является реальной целью Путина.
Да, Россия страдает от падения цен на нефть и одного из самых высоких показателей заражения COVID-19 в мире, но Москва настаивает на том, что настоящие проблемы испытывает именно Запад, раздираемый культурными войнами и потерявший веру в свою систему ценностей. Новая партийная линия Кремля такова: «У нас может быть плохо, но их кризис намного хуже». А за путинскими пропагандистами следуют его интернет-тролли и хакеры.
Если ориентироваться на недавнюю историю, то яростные разногласия вокруг движения Black Lives Matter также очень полезны для российских интернет-троллей, стремящихся раздуть пламя из любой искры разногласий на Западе — в Великобритании, ЕС и особенно в Америке. Комитет сената США по расследованию президентских выборов 2016 года пришел к выводу, что российская кампания фальшивых новостей была в основном нацелена на афроамериканцев. Российские оперативники использовали социальные сети для подавления явки темнокожих избирателей и разжигания разногласий по расовому признаку. На одной странице в Facebook, которой управляла группа Blacktivist, к сентябрю 2017 года было набрано 11,2 миллиона пользователей и более 360 000 лайков — по сравнению с 301 000 лайков у реального аккаунта Black Lives Matter на Facebook.
Любимая тема провокаций российских троллей — расовое неравенство. В период с 2014 по 2017 год «Агентство интернет-исследований» — ферма интернет-троллей, базирующаяся в Санкт-Петербурге и финансируемая близким Путину бизнесменом Евгением Пригожиным — управляло тысячами аккаунтов в Twitter, Facebook, Instagram и на YouTube. Эти аккаунты в США пропагандировали как за афроамериканскую культуру, так и за сторонников наследия рабовладельческих южных штатов, а в Великобритании — за шотландскую независимость и Brexit. Детальное исследование 2018 года, проведенное Вашингтонским университетом, показало, что контролируемые Россией учетные записи Twitter, в которых упоминается хештег #BlackLivesMatter, распространяют не только сообщения про BLM, но и ироничные мемы против BLM, такие как «Куда катится этот мир, если ты уже не можешь прицелиться в копов без того, чтобы они тебя не пристрелили? #BlackLivesMatter». Что еще более цинично, так это то, что российские тролли даже пытались дискредитировать BLM, продвигая идею о том, что «за #BlackLivesMatter стоит российское правительство».
А действовало ли пригожинское «Агентство интернет-исследований» во время последнего сезона насилия и гражданских беспорядков, которые распространились из Америки в Великобританию? Безусловно. Так считают семь американских чиновников, проинформированных о последней разведывательной информации, которые недавно поговорили с The New York Times. Они уверены, что российская служба внешней разведки (СВР) наращивает масштабы операций и совершенствует свои усилия по разжиганию разногласий. «Мы видим, что Россия готова проводить более наглые и разрушительные операции по влиянию — судя по тому, как она воспринимает свой конфликт с Западом», — заявил на февральской конференции по безопасности выборов в Вашингтоне Дэвид Портер, главный агент целевой группы ФБР по иностранному влиянию. «Проще говоря … Россия хочет увидеть, как мы разорвемся на части».
Хотя Facebook и Twitter стали более бдительными в отношении фальшивых аккаунтов, русские также стали намного лучше скрывать свои следы. Когда технические детали обнаружения фальшивых аккаунтов были опубликованы во время расследований в Конгрессе, интернет-тролли стали заботиться об отсутствии отслеживаемых водяных знаков на фотографиях и избегать явных расистских высказываний, которые обнаруживаются автоматическими системами. Вместо того, чтобы использовать публичные страницы для максимально широкого распространения сообщений, как это было в 2016 году, российские оперативники — по словам официальных лиц, которые проинформировали The New York Times — используют частные группы Facebook, публикации на онлайн-доске объявлений 4chan и закрытые чаты, которые сложнее контролировать. Благодаря технологиям, аналогичным разработанным в Cambridge Analytica, эти сообщения и группы строго нацелены на колеблющихся избирателей в колеблющихся штатах и регионах.
Неудивительно, что Россия так успешно справляется с операциями влияния на Западе — ведь у таких операций очень длинная предыстория. Еще в 1920-х и 1930-х годах Вилли Мюнценберг — гениальный коммунистический агитатор, поддерживаемый Москвой — основал и стал направлять деньги в десятки передовых организаций: от «Лиги против империализма» до «Международной помощи рабочим». Его целью было привлечь тысячи либерально настроенных людей на «благие дела», которые тайно финансировались Коммунистическим интернационалом. Мюнценберг называл их «клубами простаков». Эти организации, действовавшие якобы независимо от советского правительства, имели гораздо более широкое влияние, чем открыто действующие советские органы пропаганды, такие как L’Humanité или Daily Worker. Так же и сегодняшние фальшивые аккаунты в социальных сетях имеют большее влияние, чем теории заговора, пропагандируемые информационным агентством «Спутник» и новостным каналом RT (бывший Russia Today). К слову, на RT недавно заявили, что BLM контролируется и финансируется Джорджем Соросом.
В 1927 году, задолго до того как Европа стала культурной провинцией США, сеть организаций Мюнценберга спровоцировала глобальные протесты против казни пары американских анархистов — Николы Сакко и Бартоломео Ванцетти, осужденных за двойное убийство во время ограбления. Протесты в поддержку Сакко и Ванцетти были проведены во всех крупных городах Северной Америки и Европы, а также в Токио, Сиднее, Мельбурне, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе, Монтевидео, Йоханнесбурге, Окленде и даже в Дубае. После того как преступников все же отправили на электрический стул, сразу после полуночи 23 августа 1927 года, разгневанные мятежники стали громить все на своем пути в Париже, Лондоне и других европейских городах.
Советский Союз тайно спонсировал «Кампанию за ядерное разоружение» и «Национальный союз шахтеров» во время забастовок 1984 года. И хотя подозрения директора ФБР Эдгара Гувера, что Мартин Лютер Кинг получал средства от СССР, были необоснованными, советские пропагандисты использовали американский расизм, чтобы дискредитировать притязания Вашингтона на моральное лидерство во время холодной войны. Всякий раз, когда Советский Союз подвергался критике за нарушения прав человека, стандартным официальным ответом служил «А вы линчуете негров». Эта формулировка была настолько распространена, что стала синонимом советской политической стратегии, заключающейся в переводе дискуссии на проблемы Западного общества.
Сегодня российским пропагандистам больше не нужно привлекать полезных идиотов для продвижения своего дела. Они могут просто общаться напрямую с миллионами людей через социальные сети. И их задача проще, чем у прежних поколений, потому что вместо распространения идеи коммунизма целью современных русских интернет-троллей является то, что хорошо сформулировано в молитве святого Франциска Ассизского, только наоборот — принести разлад вместо гармонии, заблуждение вместо истины и отчаяние вместо надежды.
Самым пугающим в этой ситуации, возможно, является то, что, впервые со времен Великой депрессии разобщающее вмешательство России происходит в период, когда начинают колебаться не только лидерство США в свободном мире, но и их вера в себя. Агрессивный захват некогда умеренной Республиканской партии США правыми трамповскими националистами с одной стороны и разрушение классического либерализма под влиянием фанатичной политкорректности с другой стороны делают Америку как никогда уязвимой перед воздействием токсичного нигилизма, распространяемого Кремлем.
Brexit и кризис доверия к ЕС на всем европейском континенте также не может не радовать Кремль. Любые разногласия на Западе усиливают основное послание Путина своему народу и миру о том, что демократия — это слабость, а не сила. Владимир Ленин, цитируя Николая Чернышевского, писал о рушащемся царском режиме: «Чем хуже, тем лучше». То же самое относится и к Путину. Чем больше разделен Запад своими культурными войнами, тем лучше выглядит его собственное правление. Путин, возглавляющий коррумпированную и слабую экономику, составляющую всего одну пятнадцатую часть экономики Америки, не может надеяться уничтожить того, кого в КГБ называли «главным противником». Но Россия может помочь — и, безусловно, помогает — Америке и ее союзникам уничтожить самих себя.
Источник: The Spectator
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…