ЛЮДИ

Стюардесса — о полетах во время пандемии и том, как получить работу в Великобритании

Интервью с Алесей Коэн, бывшей сотрудницей авиакомпании British Airways, мы запланировали еще месяц назад. Уже тогда она знала, что в конце июля ее 14-летняя карьера стюардессы в BA закончится, в том числе из-за пандемии коронавируса. Нам удалось разузнать у Алеси все тонкости ее нестандартной профессии и поговорить с ней о том, как COVID-19 изменил авиаиндустрию. 

 

Моя летная карьера сразу началась в компании British Airways — ради нее я переехала в Англию из родной Эстонии. Еще в детстве, путешествуя с родителями во время каникул, я с восхищением смотрела на стюардесс: летящая походка, уверенность во взгляде, неземная красота. Мне так хотелось стать похожей на них! 

Как это часто случается, на смену детским мечтам пришла реальная жизнь. Только после окончания университета я снова задумалась о небе. Как сейчас помню: лежала на пляже и читала британский журнал, в котором увидела объявление о наборе стюардесс в компанию Virgin Atlantic. Ярко-красные униформа и помада, аккуратно уложенные волосы, а еще — перспектива увидеть весь мир. Разве можно было перед этим устоять? Я заполнила анкету, приложила свое лучшее фото и отправила документы в головной офис. 

Когда меня пригласили на собеседование, я была на седьмом небе от счастья. А после него — ревела весь день, потому что не прошла первый тур. До этого я никогда не была на подобных кастингах: не знала, что говорить, как вести себя, очень сильно стеснялась. От страха забыла все, что хотела сказать, и даже не смогла внятно ответить на вопрос, почему я хочу получить эту работу. Свое первое поражение я восприняла как урок и начала серьезно готовиться к собеседованиям в других компаниях. А спустя два месяца прошла в Gulf Air и British Airways. 

Как получить работу в авиакомпании?

Заявление на работу я подавала онлайн, а уже на собеседование полетела в Лондон. Бюрократических препятствий у меня не было: раньше жители Евросоюза могли без проблем получить работу в Великобритании. Однако после Брекзита условия несколько изменились, поэтому в первую очередь необходимо внимательно проверять новые требования.

 

 

Начальный этап — это заполнение анкеты на сайте компании (к которой надо приложить свое CV). В ней кандидат отвечает на базовые вопросы: почему выбрал эту работу, почему полагает, что подходит на роль стюарда. По статистике, около 10-25% кандидатов проходят собеседование и получают письмо с приглашением на очную встречу, которая состоит из нескольких этапов и может длиться до 3-4 часов.

Собеседование начинается с того, что рекрутеры показывают презентацию о компании и рассказывают о концепции бренда. Затем происходят знакомство и самопрезентация, во время которой нужно рассказать о себе и познакомиться с потенциальными коллегами. Могут проводиться и групповые собеседования: они состоят из множества заданий и вопросов, нацеленных на выявление коммуникативных и командных качеств кандидатов. Будущие работодатели оценивают умение быть внимательным и терпеливым, способность выражать свою точку зрения, включать в обсуждение всех членов команды и проявлять инициативу. Иногда рекрутеры даже играют недовольных пассажиров, чтобы понаблюдать за тем, как кандидаты справятся с внештатной ситуацией.

Следующим этапом, как правило, проходит личное или онлайн-собеседование с успешными кандидатами. На нем просят рассказать о реальных ситуациях обслуживания клиентов, основанных на личном опыте. У претендентов должно быть заготовлено сразу несколько историй, поскольку из-за стресса вспоминать их гораздо сложнее. Ценится понимание культурных различий, гибкость, отзывчивость, умение работать с жалобами и корректный юмор. А еще важна стрессоустойчивость и способность выглядеть презентабельно 24 часа в сутки.

Как проходит обучение?

Мое обучение в компании British Airways длилось шесть недель. Эйфория от того, что я получила работу, выветрилась уже на третий день. Приходилось зубрить круглыми сутками, чтобы успешно сдать тесты, иначе нас могли отчислить на любом этапе. 

 

 

Мне было сложно из-за языкового барьера. Несмотря на диплом переводчика, многие термины я слышала впервые. Это было похоже на сессию в университете, которую растянули на шесть недель. Но к завершению мы досконально знали все о самолетах, на которых собирались работать. Мы научились оказывать первую медицинскую помощь, эвакуировать пассажиров в случае аварийных ситуаций, тушить пожары на борту и, конечно, обслуживать на самом высоком уровне.

У меня не было опыта работы в других авиакомпаниях, но думаю, что различий в обучении и самой работе практически нет. Единственное, что я слышала — в российских компаниях экипажи могут останавливаться по 2-3 человека в номере во время командировки. Мне показалось это странным, и почему-то сразу вспомнился пионерский лагерь из детства. Считаю это неприемлемым для взрослых людей, которым необходим полноценный отдых — особенно после длинных рейсов, где ты и так постоянно находишься в закрытом пространстве в окружении десятков человек.

Как строится график?

Гибкий график — самый большой плюс работы бортпроводника. В моем отделе — я летала в основном по Европе и Ближнему Востоку — мы сами выбирали свои выходные и командировки. Стопроцентной гарантии получения, к сожалению, не было, но мне обычно везло. 

Считаю, что за 2-3 дня вполне можно отдохнуть и посмотреть город, если не лениться и правильно распределить время. Я даже умудрялась брать в командировки мужа, маму и подруг. Правда, иногда времени хватало только на полноценный сон. Это тоже нужно понимать, не забывая, что вы находитесь на работе. Ранние подъемы и физическая усталость все-таки дают о себе знать. 

Еще один несомненный плюс карьеры в авиакомпании — возможность работать 75%, 50% или 33% от полного контракта. Последние восемь лет я работала по контракту 75%. Три недели на работу — одна на отдых, причем за эти три недели у меня было около восьми выходных дней. Такой график позволяет молодым мамам совмещать работу и семью, а я успела окончить магистратуру и пройти несколько профессиональных курсов в юридической сфере, где собираюсь работать в будущем.

Что происходило с работой во время карантина? 

В середине марта мне выпала командировка в Болонью. Вирус там был в самом разгаре, но мы в Британии не особо понимали всю серьезность ситуации, поскольку локдаун пока что не объявили. Тогда я не подозревала, что это была моя последняя командировка. Помню, мы с экипажем обсуждали: пойти спать или найти все-таки пиццерию вблизи отеля. Здравый смысл победил, и мы не стали выходить из своих номеров. Уже тогда рейсы были заполнены всего на треть, а на некоторых самолетах встречалось только по 10-15 пассажиров. 

 

 

Индустрия выживала и продолжает выживать на прошлогодней прибыли. В отличие от многих европейских стран, Великобритания практически не закрывала границы, но рейсов выполнялось крайне малое количество. Например, самолеты в Эдинбург летали два раза в неделю, вместо пяти в день, как было раньше. В апреле и начале мая полеты продолжались только в целях репатриации, а затем стали постепенно возобновляться. Работающие коллеги присылали мне фотографии терминалов. Они выглядели жутко пустынными — как в кино. Некоторые ребята из команды сами захотели продолжить работать, потому что больше не могли сидеть в четырех стенах. Многие шутили, что летали в Сидней, чтобы подстричься, так как у нас все салоны были еще закрыты.

Ситуация в авиаиндустрии действительно остается нестабильной. В некоторых компаниях сотрудники попали под вынужденное сокращение, но у нас пока до этого не дошло. Дело в непредсказуемости ситуации. Например, месяц назад все кинулись покупать билеты в Испанию, а потом половину рейсов вновь отменили из-за вспышек в нескольких регионах. Никто пока не может с уверенностью сказать: будет ли вторая волна, когда изобретут вакцину и насколько она окажется эффективной.

С апреля по июль я находилась в вынужденном отпуске. Как и во многих других британских компаниях, зарплату нам предоставляло государство. Каждый день читая новости, мы с коллегами понимали, что прежние времена останутся только в наших воспоминаниях. И вот, 31 июля стало моим последним официальным днем работы в British Airways. К сожалению, я не могу комментировать все подробности моего ухода из компании. Но мне повезло, что это было полностью мое решение, которое я приняла намного раньше.

Безопасно ли сейчас летать?

Лично я не слышала ни об одном случае заражения на борту самолета в нашей авиакомпании. Не все знают, но для очистки воздуха в новых самолетах используются такие же системы, как и в операционных палатах больниц. Воздух постоянно циркулирует и обновляется каждые 2-3 минуты. Может, поэтому стюардессы часто выглядят моложе своих лет? 

Абсолютно все самолеты авиакомпании British Airways снабжены такими HEPA-фильтрами. Они удаляют 99,97% наночастиц, включая бактерии и вирусы. Система кондиционирования смешивает свежий воздух с уже циркулирующим напополам, выводя 50% воздуха каждые 2-3 минуты и отправляя его на повторную очистку и рециркуляцию. К тому же, фильтры всегда меняют своевременно. Это часть обязательного технического обслуживания самолета.

 

 

Кроме того, ношение масок сейчас является необходимым условием во всех авиакомпаниях. Без маски вас просто не пустят даже в аэропорт, не то что на борт самолета. Новая обязанность бортпроводников — делать замечания, если кто-то пытается снять маску.

Работа или путешествия?

За 14 лет у меня накопился целый вагон впечатлений. Летом я пила «Старопрамен» в Праге, зимой — глинтвейн на Рождественском рынке Гамбурга, осенью — терпкое красное в Париже, летом — освежающее белое на озере Гарда. Ела шницель в Вене, вафли — в Бельгии, мезе — в Бейруте, паэлью — в Барселоне, тающее на глазах мороженое — в жаркой Венеции.

Я исходила до мозолей все базары Стамбула и сумела привезти ковры в ручном багаже. Обомлела от красоты заката у пирамид Гизы, чуть не упала в обморок в римском Пантеоне и пила шампанское на террасе миланского бара с видом на Дуомо. В такие моменты мне хотелось ущипнуть себя, чтобы поверить, что это не сон, а я нахожусь на работе, за которую мне еще и платят.

На борту я встречала олимпийских чемпионов, знаменитых футболистов, политиков и поп-звезд. А с высоты 36 000 футов я часто наблюдала сносящие голову закаты, рассветы и северные сияния. Я сидела в кабине пилотов на десятках взлетов и посадок: от скалистого Гибралтара до хорватской Пулы, с гордо выпирающим амфитеатром. Ни один день на этой работе не был похож на предыдущий. И, конечно, я оставлю в памяти только лучшие воспоминания.

Редактор сайта

Новые статьи

Первый день зимы начинаем с «Зимы»: герои, авторы и читатаели нового номера

Вот уже почти месяц журнал «Зима.Мир» путешествует по планете: он побывал в Европе, Америке и…

17 часов ago

Их нравы. Британские привычки: почему отмечать Рождество начинают так рано

Рождественскую елку около нашей местной библиотеки поставили за шесть недель до Рождества. Украшать ее пока…

20 часов ago

Том Стоппард. Front Man

Есть лица, которые нельзя забыть. Они намертво отпечатываются в памяти как оттиск какого-нибудь черно-белого негатива.…

2 дня ago

«Театр способен менять людей». Разговор с режиссером Софией Борисевич

Спектакль Boogie on the Bones можно увидеть на сцене The Cockpit с 1 по 7 декабря 2025…

3 дня ago

Выбор месяца: главные впечатления ноября от команды «Зимы»

Выставка месяца. Джон Сарджент в Музее Орсе  The power of a little black dress, L.…

4 дня ago

Как программист из Москвы стал саунд-художником в США, показал проект в Гарварде и дал интервью BBC

BBC, Гарвард и саунд-инсталляция  Предлагаю начать с того, как вы в принципе оказались в поле…

4 дня ago