«Он — наш современный Волошин». Так сказал о Марате Гельмане известный писатель Виктор Ерофеев. Автор «Русской красавицы» и множества других книг впервые стал участником международного культурного форума «Словоново» в Будве, где собираются представители российской культуры из европейских стран. Форум был создан четыре года назад галеристом Маратом Гельманом, и с тех пор это масштабное событие проходит ежегодно в сентябре, насчитывая сотни участников.
Из-за пандемии форум проходил в усеченном виде — для весьма узкого круга людей, рискнувших прилететь в Черногорию, и с очень небольшим, по сравнению с предыдущими встречами, количеством спикеров. Но, как и раньше, все выступающие были представителями творческой элиты, кумирами многих поколений: журналист Сева Новгородцев, поэт и музыкант Борис Гребенщиков, поэт Орлуша, политолог Владислав Иноземцев, писатель Виктор Ерофеев, а также поэты Александр Дельфинов и Федор Сваровский, экономист Владислав Иноземцев. Последних, видимо, еще рано — в силу возраста — записывать в «кумиры поколений», но все трое — невероятно яркие и самобытные личности. Как и сам Марат Гельман, который скромно называет себя «организатором и распорядителем» форума и не готов признать себя фигурой, равной Максимилиану Волошину.
Скромность Гельмана заслуживает уважения. Но для меня очевидно: в том, что он осуществляет в Черногории, есть много общего с тем, что больше ста лет назад делал Волошин в Коктебеле. Максимилиан Александрович в своем доме у моря создал в конце XIX — начале XX века настоящий центр российской культуры, место притяжения людей творческих и неординарных. Благодаря тому образу жизни, который вел Волошин, тем событиям и розыгрышам, которые он устраивал на берегу Черного моря, к нему, как бабочки на свет, слетались лучшие по тем временам поэты, писатели, музыканты и художники: Марина Цветаева и Сергей Эфрон, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Викентий Вересаев, Максим Горький. Всем им было невероятно комфортно в компании себе подобных. Именно благодаря Волошину и созданной им атмосфере творчества, Коктебель на долгие годы стал культовым местом для российской интеллигенции — настоящей заповедной зоной для инакомыслящих людей, территорией их свободы. В 1930-е годы, после войны и позднее, в 1970-е, сюда приезжали со всего Советского Союза те, кому было душно в стране, кому просто хотелось поговорить с единомышленниками о том, что казалось важным, не боясь чужих ушей: Евгений Евтушенко, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич…
Сегодня прежнего Коктебеля больше нет. И вот он каким-то чудесным образом заново рождается в Будве. За четыре года существования форума «Словоново», который Марат Александрович придумал не хуже, чем Максимилиан Александрович свои вечера и встречи, здесь побывали и Людмила Улицкая, и Борис Акунин, и Гарри Каспаров, и Владимир Сорокин, и Михаил Шишкин, поэты Лев Рубинштейн и Дмитрий Кузьмин, художники Виталий Комар, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, множество политиков и общественных деятелей. Все они и создают среду, которая становится по-настоящему питательной для тех, кому небезразлично происходящее в России и вокруг, кто хотел бы не разрушать, а созидать, рассматривая русскую культуру как часть европейской, мировой. И главное — здесь всем хорошо и интересно, здесь происходят самые невероятные встречи, а основным «блюдом» является общение. Это очень важно для современного мира российской культуры, ведь его представители сегодня разбросаны по всему свету.
Что было в Будве на этот раз и каковы итоги? Я поговорила об этом с Маратом Гельманом.
— Какие у вас впечатления?
—То, что произошло, конечно, не форум в том смысле, как это было в предыдущие годы. Но есть формат, а есть традиция. И сохранить ее — гораздо важнее, чем провести успешный форум. И вот я подумал, что в конце концов не важно в каком формате, но пусть будет такая традиция — в последнюю неделю сентября здесь читают стихи, поют песни, смотрят документальное кино. На этот раз нашим партнером снова стал «Артдокфест» Виталия Манского. Зрителю были представлены несколько документальных фильмов, которые он отобрал, хотя сам, к сожалению, приехать не смог.
И еще, конечно, хочется показать, что хоть обстоятельства и ужасные, но все-таки человек властен над ними и способен их изменить. Поэтому как был сентябрь месяцем, когда мы собирались у меня, таким он и остался.
— Что нового удалось сделать за этот год?
— Форум изменил свою структуру управления. Теперь у нас есть три совета: попечительский, художественный и региональный. В первый входят те, кто занимается организацией и финансированием: я, Игорь Цуканов, Валентин Завадников, Олег Репс и еще несколько человек. А художественный — это как раз те, кто приехал сейчас: Борис Гребенщиков, Сева Новгородцев, Орлуша. Еще в нем участвуют Людмила Улицкая, Борис Акунин, Михаил Шишкин, композитор Сергей Невский и другие. Этим людям мы доверяем привлекать новых участников, чтобы состав выступающих на форуме не повторялся из года в год. Региональный совет — это совет городов: «русский Париж», «русская Прага», «русский Лондон» и так далее. Такая сложная структура управления не случайна, я уже сейчас думаю о том, что форум «Словоново» должен обрести прочную конструкцию — такую, чтобы иметь возможность существовать и без меня. Как это было, например, с Пермским музеем или Винзаводом, где меня уже нет, а они — есть.
— Ты хочешь покинуть проект?
— Конечно же нет, но всегда может что-то случиться.
— Надеюсь, нет.
— Но, тем не менее. Случилась же пандемия. А мы зимой строили планы нового форума, даже не предполагая такого поворота. И сегодня ужасно жаль, что приходится говорить о том, что мы планировали, а не о том, что мы сделали. Но скажу, что вообще концепция была такая, что «Словоново» превращается в «Словоново»-кино, «Словоново»-поэзия, «Словоново»-музыка, «Словоново»-искусство — работа идет как бы по секциям. И в течение дня там происходит жизнь, а вечером все объединяются. Надеюсь, мы все это осуществим в следующем сентябре.
— Лично для тебя невозможность провести форум была большим ударом?
— В каком-то смысле да. Ведь отчасти я делаю все это и для себя лично. Сам получаю громадное удовольствие от того, что множество прекрасных и известных людей, а среди них много моих личных друзей, могут сюда приехать — к теплому морю, в этот райский уголок, в самое лучшее время года. Когда я понял, что на этот раз не получается так, как запланировали, — огорчился. Но отлично, что хотя бы кто-то смог приехать!
Вообще у меня было несколько разных жизней. В 1990-е годы это была одна, потом большой перерыв, затем — пермский проект. Были бурные моменты и были паузы. Я счастлив, что моя черногорская жизнь не является паузой. Все-таки, когда тебе уже шестьдесят, хочется, чтобы жизнь шла без пауз. Несмотря на то, что мы здесь живем во многом как обыватели — занимаемся детьми, здоровьем, путешествуем, наслаждаемся природой — мой черногорский период является достаточно активным периодом. Жизнь продолжается. И «Словоново» — тоже.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…