ОБРАЗ ЖИЗНИ

Маша Слоним. Мир без нюансов

Знаменитая писательница Джоан Роулинг вновь оказалась в центре скандала. Президент правозащитного фонда имени Роберта Кеннеди — его дочь и племянница президента Джона Кеннеди Керри — обвинила писательницу в трансфобии, после чего Джоан вернула полученную от фонда в прошлом году награду.

Автор культовых книг о Гарри Поттере считает, что такое обвинение несправедливо, что она всего лишь подвергает сомнению необходимость безоговорочно поддерживать гендерную дисфорию у детей, а тем более предлагать им гормонотерапию, отрезая возможность впоследствии передумать. В ответ на обвинения, Джоан Роулинг рассказала, что получила тысячи писем от женщин и трансгендеров, которые благодарили ее за смелость. Роулинг пишет, что с ней связались врачи, ученые, психотерапевты, учителя, соцработники, сотрудники тюрем и женских приютов, которые просто боятся поднимать свой голос из-за атмосферы нетерпимости вокруг этой проблемы. Но критика движения трансгендеров, по ее словам, не имеет ничего общего с ненавистью и трансфобией.

Война слов и нападки на писательницу идут с тех пор, как она неосторожно «пошутила» о трансгендерном движении в своем Twitter. Думаю, что нынешний конфликт между сторонниками движения за права трансгендеров и Джоан Роулинг — не последний.

Мы уже писали об открытом письме против нетерпимости и за свободу слова, которое Джоан Роулинг подписала вместе со 153 видными интеллектуалами. И я не стала бы возвращаться к этому конфликту, если бы на днях мой 10-летний внук вдруг не сказал: «Джоан Роулинг — нехороший человек, потому что она гомофоб». Тут дело даже не в том, что никакой разницы между гомофобией и трансфобией 10-летний человек не видит, хотя сама Джоан Роулинг всячески подчеркивает, что она уже давно поддерживает ЛГБТ-движение, в том числе и деньгами. Нет, дело не в этом. Для мальчика, который совсем недавно зачитывался книгами о Гарри Поттере, который с замиранием сердца смотрел фильмы, снятые по книгам Джоан Роулинг, она уже не автор любимого героя, а «плохой человек».

Недавние фанаты писательницы закрывают посвященные ей сайты. Актеры, ставшие знаменитыми и богатыми, благодаря тому, что сыграли в фильмах по ее книгам, сейчас отрекаются от нее. Вчерашнего кумира, можно сказать, современного классика, вдруг просто «отменяют», вычеркивают, а ее имя ассоциируется уже не с любимым героем, а с какими-то непонятными 10-летнему человеку «фобиями».

Конечно, это крайность. Конечно, говорить о том, что Джоун Роулинг «вычеркнута», как писатель, нельзя, как нельзя сокрушаться, что Уинстона Черчилля «вычеркнули» из ряда видных политиков и лучших премьер-министров в результате последней волны борьбы с империализмом. Они уже заняли свое законное место в истории, и никакие сиюминутные тренды их не свергнут.

Но за всей этой «культурой бойкота» забывается очень важная вещь — свобода слова. Я пытаюсь объяснить своему внуку, что это такое. Что каждый человек имеет право говорить то, что он думает. Что подвергать сомнению какие-то вещи нормально — в этом нет ничего оскорбительного. Что демократия зиждется на праве свободно выражать свое мнение.

Джоан Роулинг, отвечая на обвинения со стороны президента правозащитного фонда, говорит о том, что в этой войне слов теряются нюансы. Я согласна — мир, а точнее, публичный дискурс становится все более черно-белым, надеюсь, я никого не обижу этим определением. Вдруг оказалось, что вокруг так много обиженных и оскорбленных и так мало толерантности.

Но все проходит, пройдет, думаю, и это. И я надеюсь, что мой внук когда-нибудь будет рекомендовать своим детям книги Джоан Роулинг, забыв о «фобиях», и рассказывать о самом хорошем премьер-министре Великобритании Уинстоне Черчилле. Я оптимистка.

Маша Слоним

Мария Филлимор-Слоним – известный журналист: еще до распада СССР она работала в Русской службе «Би-Би-Си», позднее – на российском телевидении и радио. Внучка наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова и английской писательницы Айви Лоу, вдова лорда Роберта Филлимора.

Новые статьи

Выбор месяца: главные впечатления ноября от команды «Зимы»

Выставка месяца. Джон Сарджент в Музее Орсе  The power of a little black dress, L.…

12 часов ago

Как программист из Москвы стал саунд-художником в США, показал проект в Гарварде и дал интервью BBC

BBC, Гарвард и саунд-инсталляция  Предлагаю начать с того, как вы в принципе оказались в поле…

19 часов ago

Три дня в Ikos Porto Petro: как курорт меняет ритм отдыха на Майорке

Как Ikos оказался на Майорке Фото: пресс-служба Ikos Бренд Ikos давно работает с идеей ненавязчивой…

1 день ago

Борис Гребенщиков: «Чтобы чудеса не прекращались в жизни, о них нельзя рассказывать»

В новом журнале «ЗИМА. МИР», частью которого является этот материал, собраны ключевые события мира искусства, авторские…

2 дня ago

Бюджет Великобритании 2025: что меняется в налогах и не только

Подоходный налог Базовые, повышенные и дополнительные ставки подоходного налога остаются неизменными, а замораживание основных пороговых…

2 дня ago

Империя в упадке — о спектакле-читке по новой книге Михаила Зыгаря

«Публикации про сталинские репрессии — это был мой Гарри Поттер», — рассказывает о собственном детстве…

3 дня ago