С 2 по 12 сентября на острове Лидо пройдет 77-й Венецианский международный кинофестиваль. Критиков и зрителей в этом году будет меньше, программу слегка сократили, но зато добавили две площадки на открытом воздухе. В основном конкурсе — фильм Андрея Кончаловского, актерские работы Шайи Лабафа, Стейси Мартин и Пьера Нинэ, а также лента азербайджанского режиссера Хилала Байдарова. Вне конкурса — история похищения картины Гойи с Хелен Миррен, а в программе «Горизонты» — казахская работа «Желтая кошка».
Еще во время весеннего локдауна руководство биеннале сообщило, что не собирается переносить фестиваль в онлайн или полностью отменять программу 2020 года. По словам художественного руководителя киносмотра Альберто Барберы, на показах и других мероприятиях фестиваля будут соблюдаться санитарные требования, откроются две дополнительные площадки на открытом воздухе, а количество фильмов и аккредитованной прессы будет уменьшено.
В отличие, например, от более закрытого и элитарного Каннского кинофестиваля, на показы Венецианской Мостры может купить билет любой зритель. Профессионалам киноиндустрии, кинокритикам, студентам или людям старше 60 лет можно оформить заявку и затем оплатить специальную аккредитацию; остальные могут приобрести билеты или абонементы на сайте биеннале. Цены за один показ — от 5 до 50 евро в зависимости от локации, времени начала и категорий зрителей.
Фильмы поделены на несколько секций: основной конкурс Venezia 77, внеконкурсные показы Out of Competition, программа «Горизонты» (отвечает за новые тенденции в кино), независимая программа «Дни Венеции», а также семинары Biennale College Cinema для начинающих кинематографистов. Из отмененных — внеконкурсная секция Sconfini («Нарушающие границы»), обычно собиравшая экспериментальные фильмы, артхаусные работы, сериалы и секция VR, перешедшая в онлайн.
Посмотреть классические отреставрированные картины также можно было с конца июля и весь август — в то время в венецианских садах Giardini Biennale впервые проходила программа Classici Fuori Mostra («Классика вне фестиваля»). В обычное время вход в сады закрыт, но в этот раз венецианцам крупно повезло — парк превратился в кинотеатр на открытом воздухе. Серию weekend-показов открывал фильм 1931 года «А теперь не смотри», действие которого происходит в Венеции. Представил ленту известный итальянский режиссер Лука Гуаданьино, автор драмы «Назови меня своим именем». Скорее всего, показы классики войдут в традицию, и уже в следующем году Венецианский фестиваль начнется для киноманов так же на полтора месяца раньше.
Жюри основного конкурса возглавляет актриса Кейт Бланшетт. Помогать отбирать лучшие фильмы ей будут европейские кинорежиссеры, сценаристы и актеры. Среди них, например, английская кинематографистка Джоанна Хогг и румынский режиссер Кристи Пую. За главный приз — «Золотого льва» — поборются 18 фильмов, причем основная их часть — картины европейских авторов. Большие американские фильмы, каким, например, был прошлогодний победитель «Джокер», в этот раз не доехали до Венеции.
Среди известных широкой аудитории режиссеров из основной программы — Андрей Кончаловский с новой картиной «Дорогие товарищи». Автор представит фильм о разгоне мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году, в результате которой 26 человек были убиты, еще 87 были ранены.
Главная героиня Людмила состоит в коммунистической партии и верит в светлое будущее своей страны. Во время забастовки на заводе она видит, как армия подавляет беспорядки: многие ранены, несколько человек пропали без вести. В это время исчезает и ее дочь, и Людмила начинает поиски, несмотря на блокаду города. Информация об этом долгое время была засекречена, и расследование началось только в 1992 году. Подозреваемые среди чиновников тогда уже были мертвы, виновные не были осуждены. Андрей Кончаловский не раз удостаивался наград Венецианского кинофестиваля, из последнего — его фильм «Рай» на тему Второй мировой войны получил «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу. Как рассказывает Кончаловский, он хотел снять кино о поколении его родителей, точно воссоздать события и эпоху, которая выявила огромную пропасть между коммунистическими идеалами и трагической реальностью.
Достойна внимания азербайджано-американская работа режиссера Хилала Байдарова «Среди рассыпанных смертей», еще один перевод названия — «Между смертью». Это фильм о молодом человеке Давуде, которому осталось жить один день. По замыслу автора, в центре картины находится человек и его размышления о смысле жизни. Зачастую в своих работах он рассказывает о семье, о взаимоотношениях сына и матери. Режиссер учился режиссуре в сараевской киноакадемии у известного венгерского режиссера Белы Тарра. Один из предыдущих его документальных фильмов — «Когда созревает хурма» — победил на Сараевском кинофестивале, а также взял приз жюри на швейцарском фестивале документального кино Visions du Reel.
В драме «Любовники» можно будет увидеть молодых французских звезд — Пьера Нинэ (известного по фильмам «Франц», «Одиссея» и «Ив Сен-Лоран») и Стэйси Мартин (главная роль в первой части «Нимфоманки»). Герои влюблены друг в друга, но однажды им приходится расстаться. Спустя три года они случайно встречаются на острове, но это не приводит ни к чему хорошему. Режиссером и сценаристом ленты выступила 74-летняя француженка Николь Гарсиа. Актерских работ в ее портфолио намного больше, чем режиссерских, однако ее фильмы не раз участвовали в фестивалях в Каннах, Венеции и Карловых Варах. Как правило, в своих картинах она рассказывает о любви и взаимоотношениях и снимает известных французских актеров — от Марион Котийяр до Катрин Денев.
Критики ждут очередную работу Корнела Мундруцо, венгерского режиссера и обладателя двух каннских наград, известного эпатажными проектами. В продюсерах также числится Мартин Скорсезе. Главную роль в фильме «Фрагменты женщины» сыграл Шайя Лабаф. По сюжету женщина теряет ребенка во время родов по вине акушерки. Вместе с мужем она пытается пережить горе, разбирается в непростых отношениях с матерью и учится заново понимать свое тело. Как рассказывает Скорсезе, этот фильм застанет зрителей врасплох и затянет в водоворот семейного кризиса со всеми его нюансами — с состраданием, но без осуждения.
Среди фильмов внеконкурсной программы интересна лента «Герцог» с Хелен Миррен в главной роли. Режиссером выступил Роджер Мичелл, автор ромкома «Ноттинг Хилл». Его новая картина тоже в жанре комедии, к тому же она основана на реальных событиях. По сюжету из Национальной галереи пропадает «Портрет герцога Веллингтона». Вором оказывается 60-летний таксист. В качестве выкупа за картину он требует финансовую помощь от правительства для заботы о пожилых людях — например, бесплатное телевидение. Похищение 1961 года остается единственным в истории Национальной галереи. Главную роль пенсионера Кемптона Бантона сыграл Джим Бродбент, а его жену — Хелен Миррен.
Программа «Горизонты» идет параллельно с основным конкурсом и фильмами вне соревнования. Туда отбирают полный метр и короткометражки, которые, по мнению жюри, отражают последние тренды в развитии мирового кинематографа. В разные годы здесь показывали российскую драму «Человек, который удивил всех», американский фильм по рассказам Джеймса Франко «Пало-Альто» и последнюю ленту Алексея Балабанова «Я тоже хочу». В этот раз в «Горизонтах» можно увидеть фильм «Желтая кошка», снятый на казахском и русском языках режиссером Адильханом Ержановым. Главный герой Кермек возвращается после тюрьмы в родной город, который изменился не в лучшую сторону: любимая девушка связалась с «плохими парнями», а городом стали править бандиты. Несмотря на это, Кермек мечтает построить кинотеатр в горах. Вместе с любовью к девушке, Алену Делону и кинематографу он решает преодолеть все трудности.
В независимой программе «Дни Венеции» Россию представят два фильма. «Конференция» Ивана И. Твердовского связана с событиями 2002 года в театре на Дубровке, но не основана на конкретной реальной истории. Героиня фильма спасается во время теракта, но внутри остаются ее муж и двое детей. Спустя 17 лет она возвращается из монастыря, чтобы провести вечер памяти по погибшим. Авторы фильма не затрагивают политический контекст теракта. По словам режиссера, их задачей была переработка посттравматического синдрома и рассказ о чувствах людей в то время. Снимали «Конференцию» совместно с продюсерами из Эстонии, Италии и Великобритании.
Вторая лента — «Китобой» — дебютная работа Филиппа Юрьева о юном чукотском охотнике Лешке. Жизнь парня меняется, когда в поселок проводят интернет. Вместе с этим полностью меняется его жизнь: он знакомится с девушкой в видеочате, которая живет в Детройте. Внезапно он решается на путешествие на другой конец планеты. В одной из главных ролей снялась Кристина Асмус, а продюсером выступил известный кинематографист Алексей Учитель.
Среди документалок Венецианского кинофестиваля также немало заметных фильмов. Например, фильм «I am Greta» о Грете Тунберг расскажет о ее деятельности, как экоактивистки, а лента «Salvatore: Shoemaker of Dreams» от режиссера Луки Гуаданьино познакомит зрителей с жизнью известного итальянского обувщика Сальваторе Феррагамо.
Фото: Legion-media, IMDB, Kinopoisk
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…