Ныне, когда неистовые феминистки пытаются реинкарнировать женщин прошлого, не наделенных большим талантом, самое время вспомнить о тех из них, кого забыли совершенно несправедливо. Лондонская национальная галерея открывает 3 октября масштабную ретроспективу творчества итальянской художницы первой половины XVII века Артемизии Джентилески. И данная заметка может оказаться полезной тем, кто решит ближе познакомиться с жизнью и творчеством одной из самых интересных женщин в истории Европы.
Артемизия работала в стиле барокко и находилась под сильным влиянием Караваджо, который был близким другом ее отца Орацио — самого по себе выдающегося художника. Она родилась в Риме в 1593 году, когда еще была свежа память о гениях Высокого Возрождения, и получила художественное образование в студии своего отца. Когда Артемизии было 17 лет, случилось несчастье, наложившее отпечаток на всю ее жизнь: она была изнасилована в студии отца назначенным ей в наставники художником Агостино Тасси. За этим последовал продолжавшийся более полугода мучительный для Артемизии судебный процесс, на котором ей буквально под пытками, как это было тогда принято, пришлось доказывать вину насильника. Больший позор представить себе трудно, после случившегося она почти не имела шансов выйти замуж.
Понятно, почему позднее важнейшим аспектом творчества Артемизии Джентилески стала визуальная расправа с мужчиной-злодеем. Художница написала несколько версий «Юдифи обезглавливающей Олоферна» — четыре из них будут представлены на выставке. Кровавая месть прослеживается и в других ее полотнах, таких как «Иаиль и Сисара». Помимо этого, Артемизия часто изображала себя в роли этакой примадонны-мученицы. На выставке будут представлены ее «Автопортрет в роли святой Екатерины Александрийской» (приобретенный галереей в прошлом году) и «Лукреция», которая готовится наложить на себя руки после того, как ее изнасиловал Тарквиний. А оправдательный приговор художница выносит сама себе на картине «Сусанна и старцы» (две версии на выставке галереи). Но понятно, что главный доход Артемизии был от выполнения заказов, поэтому неудивительно, что многие ее работы — это портреты или полотна на библейские и античные темы, не имеющие отношения непосредственно к ее судьбе.
Хотя процесс был выигран, Агостино Тасси благодаря связям почти не пострадал, однако самой Артемизии пришлось бежать во Флоренцию. Она недолгое время была замужем за младшим братом юриста, защищавшего ее на суде, родила пятерых детей, из которых лишь одна дочь Пруденция дожила до совершеннолетия и пошла по художественным стопам матери. Несмотря на удары судьбы, Артемизия неуклонно продвигала свою художественную карьеру, заручилась патронажем великого герцога Тосканского Козимо II Медичи, подружилась с коллекционером и меценатом Кассиано даль Поццо, завела себе любовника-аристократа. Кроме Рима и Флоренции она подолгу работала в Венеции, Лондоне и Неаполе. В Неаполе она провела последние годы своей жизни.
Отсроченная экспозиция лондонской Национальной картинной галереи называется просто «Артемизия» — таким образом галерея пытается поставить художницу в один ряд с великими мастерами Возрождения: Микеланджело, Рафаэлем или Тицианом, которые известны только по имени. На протяжении сорока лет своей карьеры в искусстве художница завоевала известность и восхищение всей Европы. Она дружила с Галилео Галилеем, была хорошо знакома с Антонисом ван Дейком. Артемизия стала первой женщиной-членом Академии искусств Флоренции, а эта Академия в свою очередь была самой первой на Континенте.
В 1638 году Артемизия приехала в Англию по приглашению короля Карла I. Тут же при дворе над королевскими заказами работал и ее отец Орацио. К этому периоду творчества художницы относится моя любимая ее работа — «Аллегория живописи», которая сегодня входит в Королевскую коллекцию и «проживает» в Хэмптон-кортском дворце. Любопытно, что большинство женских портретов Артемизии Джентилески — это автопортреты.
«Нахождение Моисея»
Темы и стиль работ Артемизии женский, но никак не женственный, как у других выдающихся художниц, таких как Ангелика Кауфман, Элизабет Виже-Лебрен или Берта Моризо.
При всем при этом я не стал бы забывать ее отца, хотя Орацио Джентилески заслуживает отдельного рассказа. В конце прошлого года Национальной галерее удалось собрать необходимые фонды и выкупить за 20,5 миллиона фунтов картину Джентилески-старшего «Нахождение Моисея» 1633 года. Надо сказать, что это полотно много лет висело в зале галереи и все думали, я в том числе, что картина принадлежит ей. Оказалась, что она была арендована. Для сравнения: самая дорогая картина Артемизии из когда-либо проданных — «Лукреция» — пошла с молотка в прошлом году всего за 4 миллиона фунтов. Никак коллекционеры произведений искусства продолжают быть неполиткорректными?
Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании
Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365
P.S. Буду рад водить по «Артемезии» небольшие частные группы. Присоединяйтесь!
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…