Выходцы из стран бывшего Советского Союза отхватили себе огромный кусок жизни британской столицы. Даже в местной прессе Лондон часто называют Лондонградом. Это город в городе, государство в государстве, существующее вместе и параллельно с традиционными английскими институтами.
Поэтому под конец 2020 года ZIMA Magazine представляет уникальный проект — инсайдерский путеводитель по русскоязычному Лондону «Наш Лондон». Впервые все адреса, явки и пароли, где нашему человеку будет хорошо, сдают местные старожилы: Сева Новгородцев, Зиновий Зиник, Маша Слоним, Борис Акунин, Борис Гребенщиков, Наталья Осипова и многие другие. А героем этой недели стал Андрей Мовчан — инвестиционный банкир, финансист, основатель группы компаний Movchan’s Group.
Какими были ваши первые впечатления от Лондона?
В Лондон мы переехали из Москвы совсем недавно — в августе этого года. Поэтому, наверное, мы даже не можем еще считаться лондонцами, хотя я хорошо знаю этот город. Первый раз я попал сюда лет тридцать назад, и впечатление у меня было такое: «О, Лондон!»
Нам всем известно со школы, что «London is the capital of Great Britain». Когда первый раз идешь по Лондону, а мне было тогда лет двадцать с копейками, то встречаешь объекты из учебников, и это вызывает неподдельный восторг. Помню, как вышел на Вестминстерский мост: это было словно высадка на Луну, будто бы я — первый космонавт. Понятно, что сейчас я уже вижу Лондон совершенно с другой стороны, то есть не замечаю, проходя или проезжая мимо, всего того, что замечают туристы.
Тем не менее, сейчас впечатлений тоже очень много. Я стараюсь их записывать — так постепенно появляется книжка под названием «Лондонский дневник»: какие-то главы уже опубликованы в фейсбуке, какие-то главы еще пишутся. Меня законтрактовало АСТ на издание этой книги весной. Поэтому в 2021 году она должна состояться полностью.
Что стало самым приятным сюрпризом, а что — разочарованием?
Думаю, самым неожиданным сюрпризом для меня стало то, что здесь есть очень много проблем, похожих на московские: бюрократия, медлительность, совершенно безумные и абсолютно бессмысленные нормы. Буквально вчера я оформлял себе мобильный вай-фай и потратил час на то, чтобы они сделали кредитную историю, хотя готов был заплатить вперед и вообще все что угодно сделать. Но нет, так в Лондоне не работает. Открыть счет в банке без номера телефона невозможно, сделать номер телефона без счета тоже невозможно, если это не prepaid card. То есть надо как-то изворачиваться. Лондон живет сочетанием старой бюрократии и новых методов, которые меня не радуют. Это достаточно неприятный логистический процесс, но им приходится заниматься.
Что касается наиболее приятных впечатлений — это, конечно, атмосфера Лондона и люди, которые все время готовы помочь, подсказать что-то на улицах. Если ты встретился с ними взглядом — они в ответ улыбаются, в отличие от того, что происходит в Москве. Если в Москве ты встретился взглядом с людьми, то их это настораживает. И вообще открытость: в прессе, в контакте — некоторая свобода, легкость, с которой взаимодействуют. С людьми, даже с теми же чиновниками, очень тяжело работать и практически ничего невозможно добиться, но если ты взаимодействуешь, то получаешь удовольствие. Они всегда приветливы, милы, аккуратны.
И вообще — это город, в котором жить проще, если не считать цен на недвижимость. Все остальное здесь проще, чем в Москве.
Ваш любимый район в Лондоне — это…
Мы не так хорошо знаем Лондон, чтобы говорить о любимом районе. Сейчас живем в Мейда-Вейле. Нам очень нравится — это тихий, интеллигентный район. К сожалению, там мало домов и много квартир, поэтому выбор небольшой, но тем не менее. Это некий аналог Фрунзенской в Москве. Среднего возраста дома, среднего возраста люди. Просторно, красиво, близко до центра (мы пешком ходим, если нужно) и до Хитроу, до Гайд-парка и до Риджентс-парка, до крупных магазинов и до мелких, при этом нет толпы. Это не Мэрилебон, в котором невозможно пройти, хотя мы очень его любим.
Мне нравятся районы, которые находятся на запад от Лондона, вроде Виндзора, — туда очень хорошо съездить в выходной день и побродить. Даже в Нордвуде великолепный лес, и места там тоже очень приятные. Мы любим Суррей и даже одно лето проводили вблизи Гилфорда. Оттуда близко и до моря, и до Лондона.
Лондон — этот тот город, в котором можно «пустить корни», или нет?
Пока что я не знаю, надо посмотреть. Многое зависит от того, как мы здесь приживемся изначально, когда мы получим все, что надо получить. Меня немного смущает ситуация с недвижимостью в Лондоне: на мой взгляд, она очень плохая и очень дорогая. Лондон в этом плане сильно проигрывает другим локациям, в том числе Центральной Европе. А с точки зрения жизни каждодневной, Лондон — один из лучших городов мира. По крайней мере, для меня.
Если не Лондон, то…
Сейчас люди потихоньку начинают жить не в конкретном месте, а в группе мест, или вообще устраивают свою жизнь так, чтобы можно было спокойно перемещаться. У нас есть база в Москве — мы ее не будем ликвидировать, есть база на Кипре, которой мы тоже пользуемся постоянно.
Но мне нравятся и другие места. Вена — прекрасный город, в котором многие хотят жить. Мы очень любим Италию — это абсолютно расслабленное пространство, такой Бертолуччи, который воплощен в реальности круглый год. Северную Европу мы тоже любим и тот же Амстердам, несмотря на его дожди. И даже Исландия, уже совсем север, где тоже очень приятно и можно проводить время. Да и Кейптаун, например, в котором мы неоднократно бывали, — прекрасное место. В общем, в отличие от моей жены, я пока не готов останавливаться на одной точке.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…