На прошлой неделе стало известно, что еще в конце декабря Федеральная служба исполнения наказаний объявила российского лидера оппозиции в розыск в связи с «уклонением от контроля» и «невозможностью установить его местонахождение». Это произошло за день до окончания испытательного срока политика по делу «Ив Роше Восток»: в 2013 году Алексею Навальному присудили 3,5 года условно и 5 лет испытательного срока. Последний, к слову, должен был закончиться в конце 2019-го, однако в 2017-м его продлили еще на год.
В постановлении о розыске, которое на днях попало в сеть, утверждается, что ФСИН разыскивала Навального еще с конца ноября. Несмотря на то, что в это время политик находился в Германии и проходил реабилитацию после отравления, Федеральная служба заявила, что считала его полностью здоровым. Кроме того, вероятность ареста Навального по прибытии в страну возросла, после того как Следственный комитет возбудил в отношении него уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере. По версии следствия, политик получил 588 миллионов рублей от граждан для нужд некоммерческих организаций, включая Фонд борьбы с коррупцией. При этом якобы «действуя совместно с иными лицами, потратил из этой суммы более 356 миллионов рублей на личные цели».
Британское издание Financial Times считает, что после выздоровления Алексей Навальный оказался перед тем же выбором, что и длинный ряд противников Кремля: он мог бы вести жизнь в качестве ссыльного диссидента или продолжать политическую деятельность, но рисковать попасть в тюрьму. «Выбор, стоящий перед Алексеем Навальным, перекликается с выбором Михаила Ходорковского в 2003 году. Самый богатый человек России предпочел игнорировать намеки на то, что ему следует бежать после ссоры с Путиным. В итоге он провел 10 лет за решеткой. Возвращение активиста на родину поставит российского президента перед такой же дилеммой. Если позволить ему остаться на свободе, это станет жестом в поддержку кандидатов оппозиции на сентябрьских выборах в Думу», — пишет издание.
Интересно, что The Guardian тоже вспоминает историю Михаила Ходорковского, которая прогремела на всю Россию в начале 2000-х. «Кремль всегда колебался по одному пункту: дать ли Навальному долгий тюремный срок, который он назначил некоторым оппонентам. Вспомним, например, десятилетний приговор олигарху Михаилу Ходорковскому, который стал одним из самых судьбоносных решений Путина».
Сомнения в том, что позицию The Financial Times и The Guardian поддержат и другие британские СМИ, не было практически ни у кого. Так, в BBC отметили, что «власти России часто делают вид, что Алексей Навальный не пользуется популярностью у россиян и что он не представляет угрозы для президента Путина». Однако возвращение политика домой, через пять месяцев после отравления, спровоцировало крупнейшую полицейскую операцию за последний год: «В воскресенье вечером ОМОН вытеснил сторонников Навального из зала прилета аэропорта Внуково, прежде чем было объявлено, что рейс приземлится в другом аэропорту».
То, что Кремль сделал все возможное, чтобы возвращение Навального не стало событием для СМИ, пишет и издание The Spectator: «Он должен был прибыть в московский аэропорт Внуково, где в ожидании толпились журналисты, сторонники оппозиционера и ОМОН. То же самое и с толпой его предполагаемых поклонников, которые, судя по ленте в Instagram, не ожидали такого приема. Тем не менее, это был обман. В последний момент им объявили о «технической проблеме» со снегоочистителями в аэропорту, и рейс Навального был перенаправлен в Шереметьево. На всякий случай власти закрыли Ленинградское шоссе, ведущее в аэропорт. А затем Навальный был задержан на паспортном контроле и заключен под стражу до определения судом меры пресечения».
По мнению BBC, такое поведение российского правительства рискует превратить политика в настоящего мученика — человека, похожего на Нельсона Манделу — и вызвать новые санкции со стороны Запада.
Правда, санкции иностранные правительства пока не объявили. Зато политики из разных стран уже осудили действия российских властей (конечно же, в Twitter). Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен написала, что Навального нужно немедленно освободить и обеспечить его безопасность. Глава британского МИДа тоже призвал к освобождению оппозиционера: «Возмутительно, что Алексей Навальный, жертва ужасного преступления, был задержан российскими властями. Он должен быть немедленно освобожден. Вместо того чтобы преследовать Алексея Навального, российское правительство должно объяснить, почему на территории России применяется химическое оружие», — написал Доминик Рааб в своем аккаунте.
К чему приведет поведение политика и ответная реакция правительства? The Spectator уверен, что решения Навального — это одновременно и высшая храбрость, и тонкий политический расчет. «Он не смог бы быть реальной силой в российской политике, находясь в ссылке в Германии. Он показал готовность противостоять режиму, который пытался его убить. Если он выживет, нельзя будет отрицать приобретенный им моральный авторитет. Если, не дай Бог, нет — станет еще одним в линии шахидов. Если его отпустят, он снова будет в деле. Если нет, то Кремль показал, что, несмотря на все свое официальное безразличие, на самом деле он боится человека без имени».
Фото: Тома Евсюкова
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…