Адреса

Где искать русское искусство в Лондоне? Часть 3

04.01.2021Ирина Кукота

Основной путеводитель по коллекциям русского искусства в лондонских музеях и за их пределами в трех частях.

 

Апсли-хаус

Но вернемся в Лондон. Есть еще несколько мест, которые готовят нам сюрпризы. Например, дом знаменитого герцога Веллингтона, Апсли-хаус, на углу Гайд-парка. Во-первых, вас будут из комнаты в комнату сопровождать портреты царя Александра I кисти Джорджа Доу — британца, ставшего придворным живописцем Александра I в Санкт-Петербурге. Кстати, Доу запечатлел многих сподвижников Веллингтона, сражавшихся с ним при Ватерлоо, таких как князь фон Блюхер, сэр Эдвард Барнс или Август фон Гнейзенау. Их портреты украшают парадные гостиные Апсли-хаус. Александр I во время визита в Лондон пожаловал Веллингтону изящную золотую табакерку со своим миниатюрным портретом. Кроме того, знаменитый английский полководец был в разное время награжден орденами Святого Георгия Победоносца, Святого Александра Невского и орденом Святого Андрея Первозванного, которые тоже представлены в коллекции музея. Некогда там был выставлен и золотой, украшенный бриллиантами и изумрудами, маршальский жезл, врученный Веллингтону императором Александром I (такой чести за всю дореволюционную историю России удостаивались только еще четыре полководца), но он был похищен в декабре 1965 года и его местонахождение до сих пор неизвестно.

 

В 1826 году Веллингтон прибыл в Санкт-Петербург на похороны императора Александра I, а затем остался на коронацию Николая I и провел с ним дипломатические переговоры, результатами которых остались довольны обе стороны. Из той поездки Веллингтон вернулся со множеством подарков: ему была пожалована роскошная соболья шуба до пят (увы, ее в музее нет), а также парные изящные столики с малахитовыми столешницами, изготовленными на Петергофской гранильной фабрике. Но это еще не все: новый император подарил Веллингтону два торшера из порфира, изначально предназначавшихся для интерьеров Зимнего дворца. 

 

Музей Ордена Святого Иоанна

 

Если вы вдруг заскучаете по картинам Боровиковского, это тоже не беда. Достаточно отправиться в музей Ордена Святого Иоанна (Орден рыцарей-госпитальеров, он же Мальтийский). С одной стороны, вы побываете в одном из прекрасно сохранившихся средневековых зданий на востоке Лондона, узнаете о деятельности старинного средневекового рыцарского ордена в Великобритании, а также увидите портрет Павла I, который одно время был Магистром Ордена Святого Иоанна, и парные портреты графа Фридриха (или Федора Федоровича) фон Буксгевдена и баронессы Наталии фон Буксгевден (а не Буксоведен, как у некоторых горе-авторов), написанные Владимиром Боровиковским в 1809 году. Буксгевден был известным русским генералом шведско-немецкого происхождения и тоже состоял в Ордене: в 1795 году он был избран командором Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, получив в пожизненное владение командорство Горгаст. 

Напомним, что Павел I взял на себя роль покровителя Ордена в надежде присоединить Мальту к России (остается только сожалеть, что это не было осуществлено). В 1798 году Наполеон завоевал Мальту, обманом захватив и разграбив цитадель Ордена. Все рыцари вместе с магистром Фердинандом фон Гомпешем отправились в изгнание. Разделявший рыцарские идеалы, император Павел I оказал госпитальерам активное покровительство, предоставив в их распоряжение Воронцовский дворец, к которому была специально пристроена католическая Мальтийская капелла. А в Гатчине возвели Приоратский замок — летнюю резиденцию приора, второго лица Ордена после Великого магистра. После этого сами представители Ордена, бежавшие в Санкт-Петербург под защиту русского императора, низложили магистра и провозгласили Великим магистром Ордена Святого Иоанна именно Павла I — так, в первый и последний раз в истории, католический орден возглавил человек, исповедовавший православие. Решение Ордена было утверждено папой.

 

 

Что же касается генерала Буксгевдена, то в период с 1794 по 1796 год Федор Федорович являлся комендантом Варшавы и губернатором Польши. Вскоре после вступления на престол императора Павла в 1797 году Буксгевден в звании генерал-поручика был назначен военным губернатором Санкт-Петербурга. В этом же году Павел I подписал договор с Мальтийским орденом о создании Римско-католического Великого приорства из десяти командорств в России — в качестве компенсации за потерю доходов из бывшего Великого приорства Польского (состоявшего из шести командорств), которое располагалось на польской территории, аннексированной Россией. Буксгевден принимал непосредственное участие во всех событиях, связанных с устроением Ордена Святого Иоанна в России — этим и объясняется нахождение парных портретов его и жены в лондонском музее Ордена.  

 

Галерея Тейт Модерн

 

С традиционным и модернистским русским искусством мы, кажется, разобрались. А где можно увидеть в Лондоне современное русское искусство? Конечно же, в Тейт Модерн. Впрочем, музей располагает малой, но достаточно интересной коллекцией раннего русского авангарда 1908—1925 годов. В его собрании находятся три живописных произведения Василия Кандинского, пять работ Михаила Ларионова (живопись и графика), шесть работ Натальи Гончаровой, одно произведение Казимира Малевича, «Рельеф» Ивана Пуни и один рисунок Эль Лисицкого. Только малая часть из этих работ выставлена — остальные хранятся в запасниках.

Та же ситуация наблюдается и с современным русским искусством: большинство работ, как указывается на сайте Тейт, можно увидеть только по предварительной договоренности (view by appointment). Надо сказать, что запасники Тейт пополнились произведениями современных русских художников (большей частью, концептуалистов) не в последнюю очередь благодаря инициативе фонда V-A-C под руководством Терезы Мавики. Именно благодаря деятельности фонда и Комитета по приобретению русского и восточно-европейского искусства (Russia and Eastern Europe Acquisitions Committee) в Тейт появились две кураторские должности, связанные с исследованием современного русского искусства. В любом случае, в запасниках музея хранится документация, относящаяся к инсталляции под названием Комната No2, 1984, Ирины Наховой, которая, как и Илья Кабаков, работает в направлении тотальной инсталляции. 

 

 

Также, в Тейт теперь находится целая серия работ художника-концептуалиста Виктора Пивоварова 1992—1996 годов, две скульптуры Бориса Орлова (выставлены в зале Media Networks), одна работа Андрея Монастырского, восемь произведений Ольги Чернышевой, восемь работ Александра Бродского, восемь рисунков Ильи Уткина, три произведения Комара и Меламида, три работы Вадима Захарова, тридцать одна (!) работа Дмитрия Пригова, «Лабиринт» Ильи Кабакова и три видеоинсталляции Таус Махачевой, одна из которых (хвала богам!), называемая «Канат» (Tightrope), выставлена в The Tanks (кстати, эта же работа участвовала в Венецианской биеннале 2015 года). 

Остается надеяться, что помимо пополнения своих фондов качественным современным искусством из России, Тейт Модерн найдет еще и способы его выставлять, а не только хранить в запасниках. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: