Основной путеводитель по коллекциям русского искусства в лондонских музеях и за их пределами в трех частях.
Но вернемся в Лондон. Есть еще несколько мест, которые готовят нам сюрпризы. Например, дом знаменитого герцога Веллингтона, Апсли-хаус, на углу Гайд-парка. Во-первых, вас будут из комнаты в комнату сопровождать портреты царя Александра I кисти Джорджа Доу — британца, ставшего придворным живописцем Александра I в Санкт-Петербурге. Кстати, Доу запечатлел многих сподвижников Веллингтона, сражавшихся с ним при Ватерлоо, таких как князь фон Блюхер, сэр Эдвард Барнс или Август фон Гнейзенау. Их портреты украшают парадные гостиные Апсли-хаус. Александр I во время визита в Лондон пожаловал Веллингтону изящную золотую табакерку со своим миниатюрным портретом. Кроме того, знаменитый английский полководец был в разное время награжден орденами Святого Георгия Победоносца, Святого Александра Невского и орденом Святого Андрея Первозванного, которые тоже представлены в коллекции музея. Некогда там был выставлен и золотой, украшенный бриллиантами и изумрудами, маршальский жезл, врученный Веллингтону императором Александром I (такой чести за всю дореволюционную историю России удостаивались только еще четыре полководца), но он был похищен в декабре 1965 года и его местонахождение до сих пор неизвестно.
В 1826 году Веллингтон прибыл в Санкт-Петербург на похороны императора Александра I, а затем остался на коронацию Николая I и провел с ним дипломатические переговоры, результатами которых остались довольны обе стороны. Из той поездки Веллингтон вернулся со множеством подарков: ему была пожалована роскошная соболья шуба до пят (увы, ее в музее нет), а также парные изящные столики с малахитовыми столешницами, изготовленными на Петергофской гранильной фабрике. Но это еще не все: новый император подарил Веллингтону два торшера из порфира, изначально предназначавшихся для интерьеров Зимнего дворца.
Если вы вдруг заскучаете по картинам Боровиковского, это тоже не беда. Достаточно отправиться в музей Ордена Святого Иоанна (Орден рыцарей-госпитальеров, он же Мальтийский). С одной стороны, вы побываете в одном из прекрасно сохранившихся средневековых зданий на востоке Лондона, узнаете о деятельности старинного средневекового рыцарского ордена в Великобритании, а также увидите портрет Павла I, который одно время был Магистром Ордена Святого Иоанна, и парные портреты графа Фридриха (или Федора Федоровича) фон Буксгевдена и баронессы Наталии фон Буксгевден (а не Буксоведен, как у некоторых горе-авторов), написанные Владимиром Боровиковским в 1809 году. Буксгевден был известным русским генералом шведско-немецкого происхождения и тоже состоял в Ордене: в 1795 году он был избран командором Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, получив в пожизненное владение командорство Горгаст.
Напомним, что Павел I взял на себя роль покровителя Ордена в надежде присоединить Мальту к России (остается только сожалеть, что это не было осуществлено). В 1798 году Наполеон завоевал Мальту, обманом захватив и разграбив цитадель Ордена. Все рыцари вместе с магистром Фердинандом фон Гомпешем отправились в изгнание. Разделявший рыцарские идеалы, император Павел I оказал госпитальерам активное покровительство, предоставив в их распоряжение Воронцовский дворец, к которому была специально пристроена католическая Мальтийская капелла. А в Гатчине возвели Приоратский замок — летнюю резиденцию приора, второго лица Ордена после Великого магистра. После этого сами представители Ордена, бежавшие в Санкт-Петербург под защиту русского императора, низложили магистра и провозгласили Великим магистром Ордена Святого Иоанна именно Павла I — так, в первый и последний раз в истории, католический орден возглавил человек, исповедовавший православие. Решение Ордена было утверждено папой.
Что же касается генерала Буксгевдена, то в период с 1794 по 1796 год Федор Федорович являлся комендантом Варшавы и губернатором Польши. Вскоре после вступления на престол императора Павла в 1797 году Буксгевден в звании генерал-поручика был назначен военным губернатором Санкт-Петербурга. В этом же году Павел I подписал договор с Мальтийским орденом о создании Римско-католического Великого приорства из десяти командорств в России — в качестве компенсации за потерю доходов из бывшего Великого приорства Польского (состоявшего из шести командорств), которое располагалось на польской территории, аннексированной Россией. Буксгевден принимал непосредственное участие во всех событиях, связанных с устроением Ордена Святого Иоанна в России — этим и объясняется нахождение парных портретов его и жены в лондонском музее Ордена.
С традиционным и модернистским русским искусством мы, кажется, разобрались. А где можно увидеть в Лондоне современное русское искусство? Конечно же, в Тейт Модерн. Впрочем, музей располагает малой, но достаточно интересной коллекцией раннего русского авангарда 1908—1925 годов. В его собрании находятся три живописных произведения Василия Кандинского, пять работ Михаила Ларионова (живопись и графика), шесть работ Натальи Гончаровой, одно произведение Казимира Малевича, «Рельеф» Ивана Пуни и один рисунок Эль Лисицкого. Только малая часть из этих работ выставлена — остальные хранятся в запасниках.
Та же ситуация наблюдается и с современным русским искусством: большинство работ, как указывается на сайте Тейт, можно увидеть только по предварительной договоренности (view by appointment). Надо сказать, что запасники Тейт пополнились произведениями современных русских художников (большей частью, концептуалистов) не в последнюю очередь благодаря инициативе фонда V-A-C под руководством Терезы Мавики. Именно благодаря деятельности фонда и Комитета по приобретению русского и восточно-европейского искусства (Russia and Eastern Europe Acquisitions Committee) в Тейт появились две кураторские должности, связанные с исследованием современного русского искусства. В любом случае, в запасниках музея хранится документация, относящаяся к инсталляции под названием Комната No2, 1984, Ирины Наховой, которая, как и Илья Кабаков, работает в направлении тотальной инсталляции.
Также, в Тейт теперь находится целая серия работ художника-концептуалиста Виктора Пивоварова 1992—1996 годов, две скульптуры Бориса Орлова (выставлены в зале Media Networks), одна работа Андрея Монастырского, восемь произведений Ольги Чернышевой, восемь работ Александра Бродского, восемь рисунков Ильи Уткина, три произведения Комара и Меламида, три работы Вадима Захарова, тридцать одна (!) работа Дмитрия Пригова, «Лабиринт» Ильи Кабакова и три видеоинсталляции Таус Махачевой, одна из которых (хвала богам!), называемая «Канат» (Tightrope), выставлена в The Tanks (кстати, эта же работа участвовала в Венецианской биеннале 2015 года).
Остается надеяться, что помимо пополнения своих фондов качественным современным искусством из России, Тейт Модерн найдет еще и способы его выставлять, а не только хранить в запасниках.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…