Что сейчас происходит в больницах? Как переживают коронавирус пациенты с тяжелыми заболеваниями? И действительно ли вакцинация может положить конец пандемии? На эти актуальные вопросы отвечает Елена Муччи, FRCP, врач-гериатр (специалист, в сферу деятельности которого входит оказание медицинской помощи пожилым людям) и заведующая COVID-отделением в госпитале Conquest в графстве Сассекс.
Важно понимать, что вакцина от COVID-19 — это не первая и не последняя вакцина против вирусов. Если мы внимательно посмотрим на историю других заболеваний, которые человечество перенесло за последние пару сотен лет, то от многих из них — в том числе от гриппа и гепатита — мы продолжаем прививаться ежегодно и до сих пор. Представляете, если бы у нас не было лекарств против этих вирусов? Где бы мы сейчас оказались?
Вакцинация от коронавируса однозначно прекратит нынешнюю пандемию. Конечно, есть опасения, что вирус может меняться, но на сегодняшний день нет никаких доказательств, что вакцины не будут работать против новых штаммов. Даже если препарат вдруг окажется неэффективным по отношению к ним, ученые смогут его быстро адаптировать. Паниковать по этому поводу не стоит: чем скорее мы всех вакцинируем и остановим пандемию, тем меньше мутаций вируса успеет возникнуть.
Почему именно вакцина от COVID-19 вызывает опасения?
В такой экстремальной ситуации, как сейчас, люди, увы, не могут избежать паники, ложной информации и фейковых новостей, которые распространяются активно не только средствами массовой информации, но и пользователями в социальных сетях. С моей точки зрения, любой человек, который хоть немного способен анализировать то, что говорят другие, должен понимать, что ничего страшного или необычного в этой вакцине нет. Она уже прошла официальные медицинские исследования и была опробована на тысячах волонтеров. В XXI веке, когда все контролируется достаточно четко, особенно в таких странах, как Великобритания, места ошибке быть не может.
Многие врачи очень обеспокоены тем, что «страшилки», которые циркулируют в Интернете, действительно могут отговорить людей от вакцинации. Особенно тех, кто входит в группы риска. Приведу пример: моя пациентка — женщина восьмидесяти лет. Когда GP вызывает ее на вакцинацию, дочь звонит ей из России по десять раз в день и предупреждает, что прививка может быть опасна для ее здоровья. Тогда мне приходится тратить полчаса на то, чтобы успокоить пациентку и объяснить, что это не так.
Есть ли принципиальное различие между вакцинами?
Сегодня большинство медицинских учреждений ознакомлены с двумя вакцинами, которые уже активно используются в Великобритании, — компаний Pfizer и AstrаZeneca/Oxford. В конце прошлой недели также была одобрена вакцина от Moderna, которая тоже будет внедряться в процесс вакцинации.
Основная разница в испытаниях существующих вакцин заключалась в том, что введение доз препарата от Pfizer производилось с перерывом в три недели. А в AstrаZeneca/Oxford было две группы людей: одна получила вторую инъекцию через шесть недель после первой, другая — через два-три месяца. В результате стало известно, что у людей, которые сделали вторую прививку позднее, выработался более сильный иммунитет. Поэтому сейчас NHS приняла решение, что введение второй дозы препарата может быть отложено с трех недель до трех месяцев. И это сделано с намерением вакцинировать в первый раз как можно больше людей.
Нужно понимать, почему Pfizer проводила испытания в более короткие сроки. Причина простая: мы живем в условиях пандемии, с каждым днем случаев COVID-19 становится все больше и дополнительного времени на проведение клинических исследований нет.
Что касается иностранных вакцин, таких как «Спутник V», то их я не могу комментировать, поскольку не работаю с ними. Но хочу напомнить, что оксфордская команда изучила данный препарат и была полностью готова к сотрудничеству с Россией.
После первой прививки падает иммунитет?
Я вижу больных, которые после первичной вакцинации все-таки оказываются госпитализированы с коронавирусной инфекцией. Это объясняется одним фактом, который нам известен из исследований компании Pfizer: большинство случаев заболеваний происходят у пациентов в первую неделю после вакцинации, ведь они еще не защищены от вируса. Мой совет тем, кто уже получил первую дозу препарата и ожидает введения второй: вести себя так, будто вам не делали прививку — обязательно соблюдать изоляцию и все ограничительные меры, которые предписывает правительство.
Сейчас от коронавируса прививаются группы риска: пожилые люди, персонал больниц и домов престарелых. Когда дойдет очередь до других групп?
Министр здравоохранения Мэтт Хэнкок рассказал на днях в интервью, что он надеется вакцинировать большинство жителей страны до конца этого года. С моей точки зрения, вакцинация должна произойти как можно скорее. Конечно, существует огромная необходимость прививать группы риска, но мы должны помнить, что это не те люди, которые разносят вирус. Ковид продолжает распространяться через молодых и работающих людей. Поэтому вакцинировать их очень важно.
Есть ли у вакцины противопоказания?
Если у вас был диагностирован коронавирус в последние две-три недели, то вакцинироваться нельзя. Перед прививкой врачи обязательно спрашивают, поднималась ли температура, переносились ли другие заболевания — отвечайте честно. Когда иммунитет у человека ослаблен, вероятность возникновения побочных эффектов возрастает.
Что сейчас происходит с пациентами из других отделений?
Не секрет, что большинство пациентов, которые сейчас занимают койки в госпиталях — это коронавирусные больные. Поэтому плановая терапия отложена как минимум на несколько недель. Что мы стараемся делать регулярно — это обзванивать пациентов и оставаться с ними на связи.
Многие операции сейчас также отложены. Это огромная проблема, потому что, когда пандемия закончится, нам придется работать с запущенными хроническими заболеваниями. При этом смертность у пожилых людей с COVID-19 остается очень высокой. Те, кому удалось победить вирус, настолько ослаблены, что их организм подвергается другим заболеваниям, и они не могут вернуться к нормальной жизни, так как переживают «вторую волну» больничных поступлений.
Долгосрочные последствия перенесенного коронавируса сейчас мало обсуждаются. Но NHS уже должна готовиться к тому, как правильно взаимодействовать с социальными структурами и следить за такими пациентами в последующие годы их жизни. Однако главное для нас на данный момент — это сохранить как можно больше жизней.
Как можно помочь NHS?
Во-первых, следить за своим здоровьем и не приезжать в больницу, если для этого нет серьезных оснований. Дело в том, что, ковид, как и любой вирус, надо пережить. Что я вижу сегодня: многие люди, которые плохо себя почувствовали, поступают в A&E. Но делать там, на самом деле, нечего, если вы просто испытываете слабость и переносите заболевание относительно легко. Можно даже купить прибор для измерения кислорода в крови — у молодых людей уровень насыщения должен держаться в районе 92—94%.
Как еще помочь NHS? Посмотрите на своих соседей: может, это пожилые люди, за которыми нужно присмотреть, принести им продукты или даже просто купить воды. Вы не представляете, какое количество пожилых людей поступает к нам с обезвоживанием. Начните помогать тем, кто вас окружает, — это будет лучшая поддержка для врачей в такой трудный период.
Связаться с доктором: www.holisticservice.co.uk
Следить за обновлениями: @doctor.elenamucci
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…