Идеальный шторм
Чтобы понять, как мы оказались в сегодняшней ситуации, давайте сначала вспомним, как начинался 2020 год. Вплоть до февраля рынки выглядели стабильными, инвесторы с энтузиазмом повышали доли акций и облигаций развивающихся стран в своих портфелях. Рубль укреплялся, и большинство домов прогнозировали оптимистичный курс на уровне 60 рублей за доллар. Как говорится, ничто не предвещало дурного. Но год, начавшийся на такой высокой ноте, словно в какой-то момент «вспомнил», что он високосный, и сделал все, чтобы оправдать свой статус.
Загремел хлопушками китайский Новый год, и пришли новости о стремительном распространении COVID-19 по всему миру. Закрытие границ и введение карантинов, а также резкое падение спроса на основные мировые товары вкупе со снижением цен на нефть после срыва сделки ОПЕК+ спровоцировали торможение экономик и обвал мировых рынков. Планета впервые за столетие столкнулась с такой масштабной пандемией, и ничего удивительного, что испугались все. Прежние экономические тенденции и макропрогнозы мгновенно потеряли актуальность: предсказать сроки пандемии и степень влияния введения карантинных мер на экономику не мог никто.
Кризис был идеальный во всех отношениях — неожиданный, без видимого виновника среди экономических агентов, он ударил по всем: богатым и бедным, развитым и развивающимся. Самый яркий момент наступил весной, когда стоимость нефти вышла в отрицательную зону. Стало понятно, что по глубине и продолжительности нынешний кризис вполне сопоставим с крупнейшими кризисами ХХ века.
На пути к восстановлению
Тем не менее после сообщений о замедлении пандемии финансовые рынки приободрились и, в отличие от реальной экономики, начали быстро восстанавливаться. Пакеты поддержки экономики и программы количественного смягчения, незамедлительно одобренные правительствами и регуляторами по всему миру, залили рынки ликвидностью. К тому же цены на нефть стабилизировались на приемлемом для нефтедобывающих стран уровне. Все это позволило финансовой системе уже летом показать V-образное восстановление.
В III квартале фокус инвесторов потихоньку сместился с динамики распространения коронавируса на вновь обострившиеся геополитические проблемы и приближающиеся выборы президента США, которые определяют экономику и политику во многих странах мира, в том числе в России. На рынках наблюдалась повышенная волатильность в связи с неопределенностью по поводу принятия новых фискальных стимулов и пакетов поддержки ФРС.
После проведения выборов в США рынки вновь настроились на оптимизм. Интерес инвесторов сместился с высокотехнологичных «карантинных» секторов в сторону традиционных секторов экономики. Высокодоходные облигации эмитентов развивающихся стран, равно как и сырьевые акции, показывают прекрасные результаты. Стабилизировались процентные ставки.
Судя по всему, можно ожидать продолжения тенденции к восстановлению и роста интереса инвесторов к развивающимся рынкам в 2021 году. Приведу только одну цифру: объем облигаций, торгующихся с отрицательной доходностью, составляет беспрецедентные 18 триллионов долларов — примерно 27% от всего объема облигаций с инвестиционным рейтингом. Неудивительно, что инвесторы явно намерены искать доходность на развивающихся рынках, которые в целом пострадали от пандемии больше. За исключением юаня, практически все валюты ЕМ в течение года серьезно девальвировались по отношению к доллару.
При этом эпидемиологическая ситуация в мире остается нестабильной: бушует уже третья волна пандемии, весной возможно наступление еще одной. Так что, по крайней мере до результатов масштабных программ вакцинации, списывать со счетов риски, связанные с COVID-19, рано.
Четыре главных тренда 2021 года
Главный результат 2020-го и одновременно основной тренд 2021 года — наступление новой экономической эры: доминирование Китая, его абсолютная экономическая гегемония, что изменит менталитет и фундаментальную картину мира. После 400 лет глобального доминирования сначала Испании, затем Великобритании и — в прошлом веке — США наступает эра Китая. Китай становится глобальным экономическим лидером, и этот тектонический сдвиг стал очевиден для всех аналитиков. При этом пандемия заметно ускорила этот процесс.
Согласно отчету IMF, в этом году Китай обгонит США по размеру ВВП по паритету покупательной способности: $24,2 млрд против $20,8 млрд. Доля Китая в мировом ВВП составит 18,6% против 16% у США и 15% у Евросоюза. Кто же выиграет от этого? В основном — сырьевые экономики, в том числе Россия, поставляющая в Китай разнообразное сырье.
По итогам 2020 года Китай также может обогнать США по объемам инвестиций в сектор исследований и разработок. Согласно данным Bloomberg, общий объем привлеченных средств китайскими компаниями на IPO в 2020 году составил рекордные $129 млрд. На долю размещений китайских компаний внутри страны и за рубежом в этом году пришлось 37% мирового рынка — максимальное значение с 2009 года. Это показывает, что мировые инвесторы прекрасно понимают происходящие процессы, и переход Китая к ведущей роли в мире практически неминуем.
Второй глобальный тренд 2021 года — циклический переход мировой экономики к фазе роста. И снова для России восстановление мирового спроса на сырье, которое будет сопровождать рост, также очень благоприятно.
Третий тренд — переход лидерства в росте от компаний роста к компаниям фундаментальной экономики. 2020 год может стать разворотной точкой для акций Value (компании традиционной экономики), которые проигрывали по динамике Growth (технологические компании) последние десять лет. По-видимому, традиционные компании будут главными бенефициарами восстановления экономики в 2021 году.
Четвертая тенденция — в 2021-м развивающиеся рынки ждет быстрое, в сравнении с развитыми странами, восстановление. Это значит, что компании с развивающихся рынков покажут опережающую динамику. Дополнительно им поможет огромный массив дешевой ликвидности, накопленный на рынках после избыточных стимулирующих мер. После победы на выборах более миролюбиво настроенного к Китаю Байдена китайские акции могут стать локомотивом роста на развивающихся рынках.
Куда инвестировать
Скажем честно: более благоприятной для инвестиций в Россию макроэкономической картины не было давно. Комфортные цены на нефть, золото и металлы, крепкий продовольственный рынок, обилие дешевых денег в мире, готовых ринуться на развивающиеся рынки, исторически низкие инфляция и госдолг, низкодефицитный на фоне других бюджет. Думаю, что до конца года мы можем увидеть признаки возвращения в Россию даже осторожных иностранных инвесторов. Но нужно учитывать и традиционные российские риски: тревожный геополитический фон и санкции.
Если говорить об отраслевой стратегии, более интересными будут выглядеть бумаги компаний, которые окажутся в выигрыше от окончания пандемии. Они уже сейчас заметно растут в цене, и их рост в 2021 году продолжится. В то же время мы увидим и высокую волатильность рынка, поэтому лучше все-таки воспользоваться поддержкой профессиональных консультантов. Если вы не профессионал, риски могут оказаться слишком высоки для вас.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…