26 октября 1863 года в трактире «У франкмасонов» (Freemasons’ Tavern) в лондонском квартале Ковент-Гарден собрались представители 12 футбольных клубов Лондона и окрестностей, а также несколько поклонников игры, чтобы создать футбольную ассоциацию и договориться, как играть в футбол. До этого английские команды играть друг с другом не могли, поскольку у каждой были свои правила.
Надо сказать, что игра в футбол упоминается в Англии уже в XIII столетии, но до XIX века он больше напоминал массовую драку «деревня на деревню», по полю произвольных размеров игроки гоняли тюк из ткани или кожи, а позднее — свиной мочевой пузырь. Ворота были условными, верхней перекладины у них не было. Противников можно было бить ногами и руками, так что тяжелые травмы и летальный исход были частыми явлениями. Английские короли запрещали эту жестокую игру под угрозой тюремного заключения или хуже. Собственно, само слово football впервые было употреблено в 1424 году в парламентском Билле, как раз запрещающем эту игру.
Командный футбол был узаконен в начале XIX века в частных мужских школах, таких как Итон и Рагби (от названия этой школы происходит слово «регби»): надо было направить в здоровое русло энергию мальчишек. И лишь к концу того столетия футбол обрел популярность в среде рабочего класса, причем часто команды возникали на основе того или иного производства. Примеры? Литейщики создали «Вест Хэм Юнайтед», рабочие заводов боеприпасов — «Арсенал» и так далее.
Но вернемся в 1863 год. От тех заседаний, а их в трактире «У франкмасонов» было десять, сохранился ценнейший документ: рукописные протокольные записи организатора этих встреч Эбенезера Кобба Морли. Сегодня англичан с таким именем нет, но, скажем, у Диккенса в его «Рождественской истории» Эбенезером зовут главного героя. Морли был юристом и жил в зеленом и благопристойном пригороде Лондона Барнсе на южном берегу Темзы. Он вместе с друзьями организовал футбольную команду, но играть они могли только между собой из-за отсутствия общих правил. Поэтому Эбенезер опубликовал статью в популярной спортивной газете Bell’s Life, где выразил возмущение тем, что в другой популярной английской игре — крикете — общие правила есть, а вот в футболе — нет. Это-то и привело к вышеупомянутой встрече в таверне «У франкмасонов». Попутно заметим, что таверна эта располагалась рядом с главным зданием лондонской франкмасонской ложи, отсюда и ее название.
Записки Морли сообщают, что участники заседания решили взять за основу кембриджские правила 1848 года. Особо оживленно обсуждались два вопроса: возможность бегать по полю с мячом в руках и куваться (почему-то в словарях я не нахожу этого знакомого мне с детства глагола в качестве перевода английского глагола to hack, они в лучшем случае дают «ударять противника в голень»). Так, представитель Блэкхитского клуба настаивал, что игроки должны иметь право и на то, и на другое. Поскольку остальные с ним были не согласны, он ушел возмущенный и создал Союз регбистов.
В конце концов, в соответствии с записями Морли, 8 декабря 1863 года собравшимися были утверждены 13 правил. Последнее, тринадцатое, гласило: «Ни один игрок не должен носить на ногах обувь с выступающими гвоздями, железными пластинами или гуттаперчей на подметках или каблуках».
В последующие несколько лет эти правила были точнее сформулированы и расширены. Удары от ворот были введены в 1869 году, а угловые — тремя годами позднее. Первый арбитр приступил к исполнению обязанностей в 1871 году. К воротам добавили верхние перекладины и сетки. Пенальти дожидались своего часа до 1891 года в первую очередь потому, что до того времени футбол считался игрой джентльменов, которые никогда не жульничают.
Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании
Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365
Джерри Миллер проводит виртуальные прогулки:
«Все о британских премьер-министрах»: 4 мая и 11 мая.
«Риджентс-парк и окрестности»: 25 мая и 1 июня.