«Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels)
Комедия Гая Ричи стала первой в карьере режиссера. До прихода в кино он работал клипмейкером и снимал короткометражки. В итоге из одной короткометражки вырос целый полнометражный фильм, продюсером которого стала супруга Стинга Труди Стайлер. При этом одним из условий было участие артиста в фильме. «Карты» стали дебютом не только для Ричи, но также для актеров Джейсона Стейтема и Винни Джонса. Последний же отправился на съемочную площадку прямо из полицейского участка, куда накануне попал после драки.
Некоторые сравнивают фильм с «Криминальным чтивом» и называют его британской версией. Погони, криминальные разборки и много черного юмора — здесь собраны все составляющие идеального боевика.
«…А в душе я танцую» (Inside I’m Dancing)
Лента принесла известность Джеймсу МакЭвою, который сыграл одного из главных героев фильма — Рори О’Шея. Парень прикован к инвалидной коляске из-за мышечной атрофии, но, несмотря на это, он не теряет оптимизма. Рори заряжает своей энергией Майкла, который находится в клинике из-за церебрального паралича, и вместе они добиваются права жить вне больницы. Мир за пределами лечебницы оказывается не всегда простым и понятным, но намного интереснее больничной палаты.
В основе фильма лежит рассказ писателя Кристиана О’Рейли, который работал в Центре по предоставлению права на самостоятельное проживание в Дублине. Там он познакомился с молодым человеком, страдающим церебральным параличом, который вдохновил писателя на произведение. Для подготовки к роли Джеймс МакЭвой много общался с пациентами с мышечной дистрофией Дюшенна. Как рассказывал актер, его впечатлил подобный опыт, в частности, тем, что больные предпочитали избегать какого-либо общения из-за жалости к ним окружающих.
«Барри Линдон» (Barry Lyndon)
Фильм Стэнли Кубрика основан на романе Уильяма Теккерея о герое-ирландце, стремящемся в высшее общество. Действие происходит в XVIII веке: молодой Редмонд Барри, преследуемый за убийство полицией, после череды событий становится членом английской армии. Надеясь тайком перебраться обратно в Ирландию, герой неожиданно примыкает к прусской армии и вместе с этим подумывает породниться с одной из знатных немецких особ.
Большое кинополотно длиной три часа завоевало четыре статуэтки «Оскар», но не в главных номинациях. В 1976 году киноакадемики по достоинству оценили работу костюмеров и художников, операторское искусство Джона Олкотта, бессменного оператора Кубрика, и музыкальное сопровождение. Фильм и сейчас называют одной из самых красивых и стильных кинолент режиссера. От оригинального романа Кубрик все же отошел, например, вместо повествования от первого лица он ввел фигуру рассказчика, который постоянно вставляет свои реплики о героях и объясняет зрителям, что происходит на экране. В свое время это смутило кинокритиков, однако Кубрик объяснил свое решение так: «Барри Линдон» — это история, в которой нет места сюрпризам. Важно не что произойдет дальше, а как это произойдет».
«На игле» (Trainspotting)
Один из самых безумных фильмов британского кино прочно связан со столицей Шотландии. По нему можно сравнивать, как изменился город за 25 лет, ведь часть действия происходит в центре Эдинбурга. Герои убегают от погони по главной шопинг-улице Принцес-стрит, спасаются от преследователей на Ганновер-стрит на фоне Королевской шотландской академии и скрываются под мостом на Калтон-стрит. В одном кадре даже мелькает Эдинбургский замок.
В плане сюжета режиссер отталкивался от оригинального романа Ирвина Уэлша и театральной постановки по книге. Один из актеров — Юэн Бремнер — сыграл и в спектакле, и в фильме Дэнни Бойла. Фильм не раз критиковали за тему употребления наркотиков и асоциальных главных героев, однако все же основная мысль создателей была в осуждении этой культуры и последствий такого образа жизни. Тем не менее за свой сюжет и актерскую игру в 2012 году фильм стал лучшей британской картиной за последние 60 лет по мнению жителей Великобритании. Музыка к «Трейнспоттингу» также заслуживает особого внимания. В саундтреке собраны видные представители британского и американского рока: Игги Поп, Blur, New Order, Underworld и другие.
«Заводной апельсин» (A Clockwork Orange)
Сатирическая антиутопия «Заводной апельсин» изначально вышла в виде книги Энтони Берджесса. Роман настолько потряс друга Стэнли Кубрика писателя Терри Саузерна, что тот сразу же подарил ему книгу. В то время Кубрик был занят съемками «Космической одиссеи 2001 года» и не заинтересовался романом. Его смутил особый язык — надсат, на котором общались подростки в книге. Кубрик был уверен, что смесь английского и русского будет сложно передать через экран и часть диалогов потеряется. Спустя несколько лет режиссер вернулся к проекту и написал на основе книги свой сценарий, в том числе со словами на вымышленном языке надсат.
После премьеры в 1971 году одни восхищались фильмом, другие, наоборот, были в ужасе от количества насилия на экране. Режиссеру даже стали поступать анонимные угрозы, после чего он посоветовал кинотеатрам изъять фильм из проката. Он также был запрещен к показу в Ирландии и Сингапуре на протяжении нескольких лет. Удивительно, но «Заводному апельсину» удалось стать одним из самых прибыльных проектов компании Warner, а в повторном британском прокате фильм заработал почти миллион долларов.
«Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia)
Эпическая трехчасовая картина Дэвида Лина рассказывает о герое Первой мировой войны — английском разведчике Томасе Эдварде Лоуренсе. Он известен тем, что, будучи солдатом британской армии на Ближнем Востоке, внес значительный вклад в победу арабского восстания против Османской империи. Ему удалось внедриться к арабам и возглавить партизанское движение. За его поступки местные жители прозвали его Лоуренсом Аравийским. В основу сценария были положены книга разведчика «Семь столпов мудрости», а также научные труды по исследованию его жизни. Во время съемок режиссер Дэвид Лин хотел подчеркнуть, что это «фильм-путешествие», поэтому все движения в картине происходят слева направо, как бы вперед, вглубь повествования.
На «Оскаре» 1963 года лента собрала целый ворох наград: семь статуэток, в том числе главные призы за лучший фильм и лучшую режиссерскую работу. Картина прославила исполнителей главных ролей Питера О’Тула и Омара Шарифа, сделав их настоящими звездами кино. По данным опроса журнала Empire «Лоуренс Аравийский» занял первое место в списке «Ста лучших британских фильмов всех времен», а Британский институт кино поставил его на третье место.
«Кес» (Kes)
Это одна из ранних работ режиссера Кена Лоуча, которую Британский институт кино отнес в число лучших отечественных фильмов XX века. Как и в последующих своих работах, в фильме «Кес» постановщик обращается к социальной теме и рассказывает о жизни обычных людей, в том числе и с помощью непрофессиональных актеров. По сюжету мальчик Билли из неблагополучной семьи, которого не принимают в свою компанию сверстники, находит молодого сокола и начинает его тренировать. Он дает ему имя Кес.
В фильме сыграли непрофессиональные актеры, за исключением исполнителя роли мистера Фартинга. Для съемок также использовали естественное освещение без дополнительного оборудования, оператором выступил Крис Менгес — мастер съемки и обладатель двух премий «Оскар».
«Лестница в небо» (A Matter of Life and Death)
Действие картины происходит в конце Второй мировой войны. Самолет Питера Картера терпит крушение, и пилот выходит в эфир в последний раз. Он связывается с диспетчерской службой, где ему отвечает девушка по имени Джун, после чего выпрыгивает из падающего самолета и чудом остается в живых. Оказывается, из-за тумана ангел-проводник не нашел Питера и не забрал его с собой. Фильм разворачивается одновременно в двух вселенных: в реальном мире (цветная пленка) и на лестнице в небо (черно-белая). Кстати, для этого команде пришлось построить огромный эскалатор в 106 ступеней, каждая из которых имела ширину шесть метров. На его создание ушло три месяца и около трех тысяч фунтов стерлингов, что масштабно и для современного кино, не то что для фильма 1946 года.
Романтическая история с оттенком фантастики на самом деле не является оригинальной идеей режиссера. После Второй мировой войны сценарий заказало британское правительство — для улучшения британо-американских отношений. В 2018 году фильм был подготовлен к повторному прокату. Для этого монтажер Мартина Скорсезе Тельма Скунмейкер провела цифровую 4K-реставрацию ленты для восстановления оригинальных цветов и саундтрека.
Фото: Legion-media
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…